ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

Ключевые слова: академическая успеваемость, образовательная самостоятельность, умения самостоятельной работы, мотивация, внешняя отрицательная мотивация, внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация

Аннотация

Введение. Повышение академической успеваемости студентов является одной из актуальных проблем современного высшего образования, поскольку успеваемость является определяющим показателем готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности. Академическая успеваемость зависит от многих факторов, среди которых авторы особо выделяют умение и желание учиться как основу образовательной самостоятельности.

Цель исследования. Целью исследования является изучение степени влияния сформированности мотивационной сферы и умений самостоятельной работы, определяющих образовательную самостоятельность, на академическую успеваемость.

Материалы и методы. Для достижения исследовательских задач использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, сравнительный и корреляционный анализ. Результаты обрабатывались методами математической статистики в программе SPSS Statistics 26.

Результаты. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что сформированность умений самостоятельной работы имеет взаимосвязь с академической успеваемостью, при этом выявлены сильные положительные взаимосвязи между показателями по всем пяти блокам умений самостоятельной работы, а также внутренней и внешней положительной мотивацией. Представлены практические рекомендации по поддержанию оптимальной мотивации обучающихся.

Область применения. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения факторов, оказывающих влияние на академическую успеваемость и поиска путей ее повышения.

Заключение. Проанализировав результаты, авторы пришли к выводу, что важными условиями академической успеваемости является сформированность структуры самостоятельной учебной деятельности студентов, а также ведущая роль их внутренней и внешней положительной мотивации. Высшие учебные достижения оказываются возможными только при высоких уровнях сформированности структуры собственной учебной деятельности студентов и их положительной мотивации. Отсюда вытекают два главных направления, связанных с предупреждением академической неуспеваемости и отсева студентов: формирование у них оптимальных способов самостоятельного решения учебных, а в будущем и профессиональных задач и, кроме того, высокой положительной мотивации на всех ее иерархических уровнях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Galina V. Milovanova, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

 доцент кафедры физического материаловедения, кандидат педагогических наук, доцент

Natalya M. Kulyashova, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

доцент кафедры фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, доцент

Elena Yu. Shemyakina, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Иванушкина Н. В. Исследование готовности студентов к самообразованию в условиях онлайн-обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. С.156-159.

Колесникова Е. И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2014. № 2 (16). С. 18-32.

Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и массовых наук. 2021. № 2-1 (53). С. 107-111.

Лебедева К. С. Основные этапы становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 2 (20). С. 41-47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-2-41-47.

Литвинова А. В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 708-721. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721

Лызь Н. А. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность / Н. А. Лызь, О. Н. Истратова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 661-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680

Милованова Г. В. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе / Г. В. Милованова, И. В. Харитонова, С. Н. Фомина, А. Ф. Дайкер // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2 (87). С. 218-229.

Милованова Г. В. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения / Г. В. Милованова, Н. М. Куляшова, Е. Ю. Шемякина // Концепт. 2022. №. 6. С. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Х-2022-11043

Мирошниченко И. Н. Формирование самостоятельности как качества личности студентов в контексте становления их индивидуальной образовательной траектории // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 202-205.

Мужиченко С. В. Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности / С. В. Мужиченко, И. В. Абакумов // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2022. Т.5, №5. С. 65-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75

Орлова В. В. Практика исследования академической успеваемости студентов технического университета/ В. В. Орлова, Н. С. Корнющенко-Ермолаева, П. Е. Троян // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С.17-22.

Халифаева О. А. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов / О. А. Халифаева, Н. Ю. Коленкова, И. Ю. Тюрина, Ф. Г. Фадина // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 7. С. 52–76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76

Хизроева З. М. Психолого-педагогические факторы эффективности учебной деятельности студентов / З. М. Хизроева, Э. М. Кимпаева // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2010. №3. С.87-91.

Якунин В. А. Педагогическая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А.: Полиус, 1998. 638 с.

Agustiani H., Cahyad S., & Musa M. Self-efficacy and self-regulated learning as predictors of students academic performance // The Open Psychology Journal, 2016, vol. 9 (1), pp.1-6. https://doi.org/10.2174/1874350101609010001

Kauffman H. A. Review of Predictive Factors of Student Success in and Satisfaction with Online Learning // Research in Learning Technology, 2015, vol. 23. http://doi.org/10.3402/rlt.v23.26507

Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world // Int Rev Educ, 2019, vol. 65, рр. 633-653. https://doi.org/10.1007/s11159-019-09793-2

Renzhong Peng, Rongrong Fu. The effect of Chinese EFL students’ learning motivation on learning outcomes within a blended learning environment // Australasian Journal of Educational Technology, 2021, vol. 37(6), pp. 175-192. https://doi.org/10.14742/ajet.6235

Ryan Richard, Deci Edward. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology, 2020, vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

Sanrong Xiao, Kang Yao, Ting Wang. The Relationships of Self-regulated Learning and Academic Achievement in University Students // SHS Web Conf., vol. 60, 01003 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20196001003

References

Ivanushkina N. V. Issledovanie gotovnosti studentov k samoobrazo-vaniyu v usloviyakh onlayn-obucheniya v vuze [The study of students’ readiness for self-education in the context of online learning in higher education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, no. 70-1, pp. 156-159.

Kolesnikova E. I. Akademicheskaya uspevaemost’ studentov tekhnicheskogo vuza s razlichnym stilem myshleniya [Academic performance of students of a technical university with different thinking styles]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiya, 2014, no. 2 (16), pp. 18-32.

Kononykhina O. V. Motivatsiya studentov pri distantsionnom obuche-nii [Student motivation in distance learning]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i massovykh nauk, 2021, no. 2-1 (53), pp. 107-111.

Lebedeva K. S. Osnovnye etapy stanovleniya obrazovatel’noy samo-stoyatel’nosti bakalavrov pedagogicheskogo napravleniya [The main stages of formation of educational independence of bachelors of pedagogical direction]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2018, no. 2 (20), pp. 41-47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2018-2-41-47

Litvinova A. V. Tselepolaganie studentov s raznym urovnem akademicheskoy uspevaemosti [Goal-setting of students with different levels of academic achievement]. Integratsiya obrazovaniya, 2022, vol. 26, no. 4, pp. 708-721. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.708-721

Lyz’ N. A., Istratova O. N. Obrazovatel’naya deyatel’nost’ studentov v internet-prostranstve: gotovnost’ i samoeffektivnost’ [Educational activities of students in the Internet space: readiness and self-efficacy]. Integratsiya obrazovaniya, 2021, vol. 25, no. 4, pp. 661-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.661-680

Milovanova G. V. Opredelenie znachimykh umeniy samostoyatel’noy raboty dlya uspeshnogo obucheniya v vuze [Determination of meaningful skills of independent work for successful learning in higher education] / G. V. Milovanova, I. V. Kharitonova, S. N. Fomina, A. F. Dayker. Integratsiya obrazovaniya, 2017, vol. 21, no. 2 (87), pp. 218-229.

Milovanova G. V. Sravnitel’nyy analiz motivatsionnykh osobennostey studentov na raznykh etapakh obucheniya [Comparative analysis of motivational characteristics of students at different stages of training] / G. V. Milovanova, N. M. Kulyashova, E. Yu. Shemyakina. Kontsept, 2022, no. 6, pp. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Kh-2022-11043

Miroshnichenko I. N. Formirovanie samostoyatel’nosti kak kachestva lichnosti studentov v kontekste stanovleniya ikh individual’noy obrazovatel’noy traektorii [Formation of independence as a personality trait of students in the context of the formation of their individual educational trajectory]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2022, no. 74-3, pp. 202-205.

Muzhichenko S. V., Abakumova I. V. Osobennosti professional’noy motivatsii studentov raznogo urovnya akademicheskoy uspeshnosti [Features of professional motivation of students of different levels of academic success]. Innovatsi-onnaya nauka: psikhologiya, pedagogika, defektologiya, 2022, vol. 5, no. 5, pp. 65-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75

Orlova V. V. Praktika issledovaniya akademicheskoy uspevaemosti studentov tekhnicheskogo universiteta [The practice of studying the academic performance of students of a technical university] / V. V. Orlova, N. S. Kornyushchenko-Ermolaeva, P. E. Troyan. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, no. 3, pp. 17-22.

Khalifaeva O. A. Vzaimosvyaz’ stiley myshleniya i akademicheskoy uspevaemosti studentov [Relationship between thinking styles and academic performance of students] / O. A. Khalifaeva, N. Yu. Kolenkova, I. Yu. Tyurina, A. G. Fadina. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 7, pp. 52-76. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-7-52-76

Khizroeva Z. M., Kimpaeva E. A. Psikhologo-pedagogicheskie faktory effektivnosti uchebnoy deyatel’nosti studentov [Psychological and pedagogical factors of the effectiveness of students’ educational activities]. Izvestiya DGPU. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2010, no. 3, pp. 87-91.

Yakunin V. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Pedagogical psychology]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo Mikhaylova V. A.: Polius, 1998, 638 p.

Agustiani H., Cahyad S., & Musa M. Self-efficacy and self-regulated learning as predictors of students academic performance. The Open Psychology Journal, 2016, vol. 9 (1), pp. 1-6. https://doi.org/10.2174/1874350101609010001

Kauffman H. A. Review of Predictive Factors of Student Success in and Satisfaction with Online Learning. Research in Learning Technology, 2015, vol. 23. http://doi.org/10.3402/rlt.v23.26507

Morris T.H. Self-directed learning: A fundamental competence in a rapidly changing world. Int Rev Educ, 2019, vol. 65, pp. 633-653. https://doi.org/10.1007/s11159-019-09793-2

Renzhong Peng, Rongrong Fu. The effect of Chinese EFL students’ learning motivation on learning outcomes within a blended learning environment. Australasian Journal of Educational Technology, 2021, vol. 37(6), pp. 175-192. https://doi.org/10.14742/ajet.6235

Ryan Richard, Deci Edward. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 2020, vol. 61. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

Sanrong Xiao, Kang Yao, Ting Wang. The Relationships of Self-regulated Learning and Academic Achievement in University Students. SHS Web Conf., vol. 60, 01003 (2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20196001003


Просмотров аннотации: 53
Загрузок PDF: 30
Опубликован
2023-08-31
Как цитировать
Milovanova, G., Kulyashova, N., & Shemyakina, E. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4), 98-116. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-98-116
Раздел
Педагогические исследования