КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ)

Ключевые слова: проектное обучение, требования образовательного стандарта, предметные компетенции, метапредметные компетенции, универсальные учебные действия, компонентный состав методик проектного обучения, эффективность образовательного процесса

Аннотация

В статье раскрывается сущность проектного обучения через выделение базового принципа его определения – принципа самостоятельного приобретения обучающимися знаний в ходе решения предметных практических задач с использованием различных предметных знаний (включая интегрированные). На его основе представлено обоснование компонентного состава методики проектного обучения на уровне общего образования. Актуальность исследования состоит в возможности его реализации в образовательном процессе для достижения планируемых результатов по ФГОС в виде формируемых у обучающихся предметных и метапредметных (УУД) компетенций. На примере курса общей биологии показана эффективность реализации компонентного состава методики проектного обучения. Она подтверждается полученными представленными результатами опытно-экспериментальной работы.

Цель исследования: обоснование компонентного состава методики проектного обучения в виде системы целей, содержания, принципов, подходов, методов, дидактических средств, диагностики и мониторинга уровней формируемых у обучающихся предметных и метапредметных (УУД) компетенций.

Метод и методология проведения работы: в исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, использованных в ходе выявления, обоснования и реализации компонентного состава методики проектного обучения в практике обучения.

Результаты: повышение эффективности образовательного процесса при формировании предметных и метапредметных (УУД) компетенций у обучающихся по ФГОС путем применения компонентного состава методики проектного обучения.

Область применения результатов: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками при реализации требуемых образовательных результатов по ФГОС и учтены при разработке образовательных программ на уровне школы административно-управленческими кадрами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Andzhelika M. Shekhmirzova, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

доцент кафедры общей педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Lyudmila V. Gribina, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Fatima A. Tuguz, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Список литературы

Андреева Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская. М. : Юрайт, 2017. 294 с.

Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С 104–110.

Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. Москва: «Интеллект-Центр», 2013. 196 с.

Ильина А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта // Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. 2011. №11. С.127–132.

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 классов. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 135 с.

Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

Поташник М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС / М. М. Поташник, М. В. Левит // Завуч. 2016. №1. С. 4-25.

Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе: методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с.

Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95-100.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1998. 143 с.

Шустова И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. 2016. №7. С.110-127.

Эпштейн М. М., Юшков А. Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. 2014. № 6. С. 151–159.

Янушевский В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности // Журнал руководителя управления образованием. 2015. №3. С. 67-71.

References

Andreeva N.D. Metodika obucheniya biologii v sovremennoy shkole: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Methods of teaching biology in modern school: textbook and workshop for undergraduate and graduate students] / N. D. Andreeva, I. Yu. Azizova, N. V. Malinovskaya. M.: Yurayt, 2017, 294 p.

Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Molchanov S. V., Salmina N. G. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2011, no. 1 (5), pp. 104–110.

Zagranichnaya N. A. Proektnaya deyatel’nost’ v shkole: uchimsya rabotat’ individual’no i v komande. Uchebno-metodicheskoe posobie [Project activities at school: learning to work individually and in a team. Educational and methodological manual] / N. A. Zagranichnaya, I. G. Dobrotina. Moscow: Intellekt-Tsentr, 2013, 196 p.

Il’ina A.V. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal ChIPPKRO, 2011, no. 11, pp. 127–132.

Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical design] / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova - Sibirskaya; Ed. I. A. Kolesnikova. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2005, 288 p.

Lazarev V.S. Proektnaya deyatel’nost’ v shkole: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya 7-11 klassov [Project activities at school: textbook. manual for students in grades 7-11]. Surgut, 2014, 135 p.

Pakhomova N. Yu. Metod uchebnykh proektov v obrazovatel’nom uchrezhdenii: Posobie dlya uchiteley i studentov pedagogicheskikh vuzov [Method of educational projects in an educational institution: A manual for teachers and students of pedagogical universities]. M.: ARKTI, 2005, 112 p.

Polat E.S., Bukharkina M.Yu. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2008, 272 p.

Potashnik M.M., Levit M.V. Zavuch, 2016, no. 1, pp. 4-25.

Romanovskaya M.B. Metod proektov v obrazovatel’nom protsesse: metodicheskoe posobie [Project method in the educational process: methodological manual]. M.: Center “Pedagogical Search”, 2006, 160 p.

Khutorskoy A.V. Shkol’nye tekhnologii, 2013, no. 3, pp. 95-100.

Chechel’ I.D. Upravlenie issledovatel’skoy deyatel’nost’yu pedagoga i uchashchegosya v sovremennoy shkole [Management of research activities of teachers and students in a modern school]. M.: Sentyabr, 1998, 143 p.

Shustova I.Yu., Nurullova A.Yu. Zavuch, 2016, no. 7, pp. 110-127.

Epshteyn M.M., Yushkov A.N. Narodnoe obrazovanie, 2014, no. 6,pp. 151-159.

Yanushevskiy V.N. Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem, 2015, no. 3, pp. 67-71.


Просмотров аннотации: 43
Загрузок PDF: 40
Опубликован
2023-08-31
Как цитировать
Shekhmirzova, A., Gribina, L., & Tuguz, F. (2023). КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ). Russian Journal of Education and Psychology, 14(4), 7-28. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-7-28
Раздел
Педагогические исследования