КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ)
Аннотация
В статье раскрывается сущность проектного обучения через выделение базового принципа его определения – принципа самостоятельного приобретения обучающимися знаний в ходе решения предметных практических задач с использованием различных предметных знаний (включая интегрированные). На его основе представлено обоснование компонентного состава методики проектного обучения на уровне общего образования. Актуальность исследования состоит в возможности его реализации в образовательном процессе для достижения планируемых результатов по ФГОС в виде формируемых у обучающихся предметных и метапредметных (УУД) компетенций. На примере курса общей биологии показана эффективность реализации компонентного состава методики проектного обучения. Она подтверждается полученными представленными результатами опытно-экспериментальной работы.
Цель исследования: обоснование компонентного состава методики проектного обучения в виде системы целей, содержания, принципов, подходов, методов, дидактических средств, диагностики и мониторинга уровней формируемых у обучающихся предметных и метапредметных (УУД) компетенций.
Метод и методология проведения работы: в исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, использованных в ходе выявления, обоснования и реализации компонентного состава методики проектного обучения в практике обучения.
Результаты: повышение эффективности образовательного процесса при формировании предметных и метапредметных (УУД) компетенций у обучающихся по ФГОС путем применения компонентного состава методики проектного обучения.
Область применения результатов: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками при реализации требуемых образовательных результатов по ФГОС и учтены при разработке образовательных программ на уровне школы административно-управленческими кадрами.
Скачивания
Литература
Список литературы
Андреева Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская. М. : Юрайт, 2017. 294 с.
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Молчанов С. В., Салмина Н. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С 104–110.
Заграничная Н. А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. Москва: «Интеллект-Центр», 2013. 196 с.
Ильина А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта // Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. 2011. №11. С.127–132.
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 классов. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 135 с.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
Поташник М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС / М. М. Поташник, М. В. Левит // Завуч. 2016. №1. С. 4-25.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе: методическое пособие. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с.
Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95-100.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1998. 143 с.
Шустова И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. 2016. №7. С.110-127.
Эпштейн М. М., Юшков А. Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. 2014. № 6. С. 151–159.
Янушевский В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности // Журнал руководителя управления образованием. 2015. №3. С. 67-71.
References
Andreeva N.D. Metodika obucheniya biologii v sovremennoy shkole: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Methods of teaching biology in modern school: textbook and workshop for undergraduate and graduate students] / N. D. Andreeva, I. Yu. Azizova, N. V. Malinovskaya. M.: Yurayt, 2017, 294 p.
Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Molchanov S. V., Salmina N. G. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2011, no. 1 (5), pp. 104–110.
Zagranichnaya N. A. Proektnaya deyatel’nost’ v shkole: uchimsya rabotat’ individual’no i v komande. Uchebno-metodicheskoe posobie [Project activities at school: learning to work individually and in a team. Educational and methodological manual] / N. A. Zagranichnaya, I. G. Dobrotina. Moscow: Intellekt-Tsentr, 2013, 196 p.
Il’ina A.V. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal ChIPPKRO, 2011, no. 11, pp. 127–132.
Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical design] / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova - Sibirskaya; Ed. I. A. Kolesnikova. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2005, 288 p.
Lazarev V.S. Proektnaya deyatel’nost’ v shkole: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya 7-11 klassov [Project activities at school: textbook. manual for students in grades 7-11]. Surgut, 2014, 135 p.
Pakhomova N. Yu. Metod uchebnykh proektov v obrazovatel’nom uchrezhdenii: Posobie dlya uchiteley i studentov pedagogicheskikh vuzov [Method of educational projects in an educational institution: A manual for teachers and students of pedagogical universities]. M.: ARKTI, 2005, 112 p.
Polat E.S., Bukharkina M.Yu. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. M.: Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 2008, 272 p.
Potashnik M.M., Levit M.V. Zavuch, 2016, no. 1, pp. 4-25.
Romanovskaya M.B. Metod proektov v obrazovatel’nom protsesse: metodicheskoe posobie [Project method in the educational process: methodological manual]. M.: Center “Pedagogical Search”, 2006, 160 p.
Khutorskoy A.V. Shkol’nye tekhnologii, 2013, no. 3, pp. 95-100.
Chechel’ I.D. Upravlenie issledovatel’skoy deyatel’nost’yu pedagoga i uchashchegosya v sovremennoy shkole [Management of research activities of teachers and students in a modern school]. M.: Sentyabr, 1998, 143 p.
Shustova I.Yu., Nurullova A.Yu. Zavuch, 2016, no. 7, pp. 110-127.
Epshteyn M.M., Yushkov A.N. Narodnoe obrazovanie, 2014, no. 6,pp. 151-159.
Yanushevskiy V.N. Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem, 2015, no. 3, pp. 67-71.
Просмотров аннотации: 92 Загрузок PDF: 77
Copyright (c) 2023 Andzhelika M. Shekhmirzova, Lyudmila V. Gribina, Fatima A. Tuguz
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.