ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СЕССИИ

  • Valeria A. Kapustina Новосибирский государственный технический университет
  • Polina P. Bondareva Новосибирский государственный технический университет
Ключевые слова: мотивация обучения, тревожность, студенты-первокурсники, адаптация к обучению, жизнеспособность студентов, подготовка к сессии, саморегуляция, эмоционально-личностная сфера, личностные особенности, технический вуз

Аннотация

Предметом данного исследования являются характеристики эмоционально-личностной сферы студентов 1 курса технических профилей обучения с разными ведущими мотивами обучения в период подготовки к сессии. Авторы представляют результаты эмпирического исследования, в котором принял участие 81 студент первого курса НГТУ технических профилей обучения, из них 62 студента мужского пола, 19 женского пола; возраст от 17-20 лет. Исследование было проведено очно за 2-3 недели до начала сессии с применением теста тревожности Спилбергера-Ханина, теста жизнеспособности А.В. Махнача, методики CERQ Гарнефски-Крайг, теста мотивации обучения Т.И. Ильиной. В результате исследования выявлено преобладание студентов, имеющих высокий уровень ситуативной тревоги (64%), что указывает на переживание большинством опрошенных студентов выраженного дискомфорта, напряженности, озабоченности и физиологических проявлений состояния тревоги, вызванных нахождением в стрессогенной ситуации, которой является в том числе и первая сессия в вузе. Ведущей мотивацией обучения у большинства первокурсников оказалась мотивация получения знаний (70% респондентов). Сравнительный анализ с применением U-критерия Манна-Уитни показал, что для студентов-первокурсников с ведущей мотивацией получения диплома или освоения профессии, по сравнению со студентами, мотивированными получением знаний, в большей степени характерна уверенность в собственных силах, более развита способность преодолевать препятствия и демонстрировать достаточную эффективность при возникновении трудностей, более развит эмоциональный и поведенческий самоконтроль, понимание собственных эмоциональных переживаний.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Valeria A. Kapustina, Новосибирский государственный технический университет

канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Polina P. Bondareva, Новосибирский государственный технический университет

магистрант, кафедра психологии и педагогики

Литература

Список литературы

Анфиногенова О.И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете // Новые исследования. 2011. № 26. С. 55-59.

Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб: Речь, 2005. 208 с.

Барлас Т.В. Особенности психической адаптации к мегаполису и копинг-стратегий у студентов // Психология стресса и совладающегоповедения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 26–28 сент. 2013 г.). Кострома, 2013. С. 12–13.

Богомазова К.О., Богомазов А.В. Факторы жизнеспособности студенческой молодежи. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов разных профилей // Современная педагогика и психология: теория, методика, практика: Сборник материалов VI международной очно-заочной научно-практической конференции. М.: НИЦ Империя, 2022. С. 19-27.

Буховцева О.В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 132. С. 242-248.

Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3 (51). С. 37-48.

Величковская С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2(796). С. 212-224.

Леонова О.И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: МГППУ, 2011. 27 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во Питер, 2011. 512 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Изд-во Питер, 2011. 1340 с.

Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма. М.: «Когито-Центр», 2016. 279 С.

Писарева О.Л., Гриценко А. Когнитивная регуляция эмоций // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2011. №2. С. 64–69.

Царева В.М., Сильченкова С.В. Оценка учебной мотивации студентов-первокурсников // Смоленский медицинский альманах. 2019. №3. С. 167-174.

Chua J.H., Cheng C.K.T., Cheng L.J. et al. Global prevalence of resilience in higher education students: A systematic review, meta-analysis and meta-regression // Current Psychology. 2022. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03366-7

Neumann I., Jeschke C. & Heinze A. First Year Students’ Resilience to Cope with Mathematics Exercises in the University Mathematics Studies // Journal für Mathematik-Didaktik. 2021. №42, pp. 307–333. https://doi.org/10.1007/s13138-020-00177-w

Raković M., Bernacki M.L., Greene J.A., Plumley R.D., Hogan K.A., Gates K.M., Panter A.T.. Examining the critical role of evaluation and adaptation in self-regulated learning // Contemporary Educational Psychology, Volume 68, 2022. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.102027

Robins A., Kaye E., Catling J.C. Predictors of student resilience in higher education // Psychology Teaching Review, 2018. Vol. 24. №1. Pp. 44-52. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1180345.pdf (дата обращения: 05.06.2023).

Yang S. and Wang W. The Role of Academic Resilience, Motivational Intensity and Their Relationship in EFL Learners’ Academic Achievement // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.823537

References

Anfinogenova O.I. Osobennosti adaptacii studentov-pervokursnikov k uslovijam obuchenija v universitete [Features of adaptation of 1st year students to the conditions of educational process at university]. Novye issledovanija [New Studies], 2011, no. 26. pp. 55-59.

Batarshev A.V. Bazovye psihologicheskie svojstva i professional’noe samoopredelenie lichnosti [Basic psychological characteristics and professional self-determination of personality]. Saint-Petersburg: Rech Publ., 2005, 208 p.

Barlas T.V. Osobennosti psihicheskoj adaptacii k megapolisu i koping-strategij u studentov [Features of psychic adaptation to megapolis and coping-strategies of students]. Psihologija stressa i sovladajushhegopovedenija: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Psychology of stress and coping behavior: materials of III International Scientific Conf.] (Kostroma, 26–28 sent. 2013). Kostroma, pp. 12–13.

Bogomazova K.O., Bogomazov A.V. Faktory zhiznesposobnosti studencheskoj molodezhi. Sravnitel’nyj analiz uchebnoj motivacii studentov raznyh profilej [Resilience’s factors in students. Comparisonal analysis of learning motivation of students of different educational profiles]. Modern pedagogy and psychology: theory, methods and practice: materials of VI International Scientific Conf., 2022. Moscow: NIC Imperija, pp. 19-27.

Buhovceva, O.V. Optimizacija processa adaptacii studentov I kursa [Optimisation of adaptational process in 1st year students]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen], 2011, no. 132, pp. 242-248.

Vinogradova A.A. Adaptacija studentov mladshih kursov k obucheniju v vuze [Adaptation of junior students to study at university]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2008, no. 3 (51), pp. 37-48.

Velichkovskaja S.B. Psihologicheskie trudnosti studentov v uchebnom processe i vozmozhnosti ih preodolenija [Psychological difficulties of students in the educational process and the possibility of overcoming them]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Sciences], 2018, no. 2(796), pp. 212-224.

Leonova O.I. Vlijanie psihologicheskih riskov obrazovatel’noj sredy na jemocional’no-lichnostnuju sferu podrostkov [Influence of psychological risks of the educational environment on the emotional and personal sphere of adolescents]: PhD Thesis (Cand. Sc. (Psychology)). Moscow: MGPPU Publ., 2011, 27 p.

Il’in E.P. Motivacija i motivy [Motivation and motives]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2011, 512 p.

Il’in E.P. Emocii I chuvstva [Emotions and feelings]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2011, 512 p.

Mahnach A.V. Zhiznesposobnost’ cheloveka i sem’i. Social’no-psihologicheskaja paradigma [Human and Family Resilience. Sociopsychological paradigm]. Moscow: Kogito-Center Publ., 2016, 279 p.

Pisareva O.L., Gritsenko A. Kognitivnaja reguljacija jemocij [Cognitive regulation of emotions]. Filosofija i social’nye nauki: Nauchnyj zhurnal [Philosophy and Social Sciences: Scientific Journal], 2011, no, 2, pp. 64–69.

Careva V.M., Sil’chenkova S.V. Ocenka uchebnoj motivacii studentov-pervokursnikov [Assessment of educational motivation of first-year students]. Smolenskij medicinskij al’manah [Smolensk Medical Almanac], 2019, no. 3, pp. 167-174.

Chua J.H., Cheng C.K.T., Cheng L.J. et al. Global prevalence of resilience in higher education students: A systematic review, meta-analysis and meta-regression. Current Psychology, 2022. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03366-7

Neumann I., Jeschke C. & Heinze A. First Year Students’ Resilience to Cope with Mathematics Exercises in the University Mathematics Studies. Journal für Mathematik-Didaktik, 2021, no. 42, pp. 307–333. https://doi.org/10.1007/s13138-020-00177-w

Raković M., Bernacki M.L., Greene J.A., Plumley R.D., Hogan K.A., Gates K.M., Panter A.T.. Examining the critical role of evaluation and adaptation in self-regulated learning. Contemporary Educational Psychology, 2022, Vol. 68. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2021.102027

Robins A., Kaye E., Catling J.C. Predictors of student resilience in higher education. Psychology Teaching Review, 2018, Vol. 24, no. 1, pp. 44-52. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1180345.pdf (accessed June 5, 2023)

Yang S. and Wang W. The Role of Academic Resilience, Motivational Intensity and Their Relationship in EFL Learners’ Academic Achievement. Frontiers in Psychology, 2021, Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.823537


Просмотров аннотации: 112
Загрузок PDF: 58
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Kapustina, V., & Bondareva, P. (2023). ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СЕССИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(3), 122-138. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-3-122-138
Раздел
Психологические исследования