ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  • Olga A. Silaeva Ивановский государственный университет (Шуйский филиал) http://orcid.org/0000-0002-9321-0757
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольники, безопасное социальное поведение, психологическая безопасность, образовательная среда

Аннотация

Цель исследования состояла в разработке, реализации и проверке эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, разработанной на основе системы формирования безопасного социального поведения в инклюзивной образовательной среде. В исследовании приняли участие 45 человек в возрасте 5-7 лет, воспитанники средних дошкольных и подготовительных групп. В каждой группе среди воспитанников было от 3 до 4 детей с отклонениями в развитии (умственная отсталость / задержка психического развития, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра).

Методологическую основу разработки психолого-педагогической программы положен принцип инегративности – интеграция межпредметных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие); гибкое сочетание воспитательной и коррекционной работы и инклюзивного образования; интеграция двигательной и познавательной активности.

Методы исследования: психолого-педагогический эксперимент; психодиагностические методики (Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья (А.С. Сиротюк); Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (модификация Т.Д. Марцинковской в авторской интерпретации); Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга); Методика определения степени включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником (С.Г. Елизаров, модификация С.С. Журавлевой); Рисуночная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам).

Результаты работы. Установлено, что процесс формирования у дошкольников безопасного социального поведения в инклюзивной образовательной среде при взаимодействии со сверстниками с отклонениями в развитии состоит из трех взаимосвязанных этапов (адаптационный, мотивационно-информационный, практико-ориентированный), предполагающих развитие потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной и межличностно-социальной сфер детей дошкольного возраста.

Область применения: система дошкольного образования.

 

Биография автора

Olga A. Silaeva, Ивановский государственный университет (Шуйский филиал)

аспирант

Литература

1. Baeva I. A. Mir psihologii [The world of psychology], 2020. No. 2 (102). P. 184-190. https://www.mpsu.ru/upload/iblock/b4c/b4cb9621eab8b2d1dc7b7d2df09894d5.pdf

2. Basangova B.M. Lichnost’, sem’ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology], 2013, no. 29, pp. 85-98.

3. Biktina N. N. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological science and education psyedu.ru], 2009, vol. 1, no. 3, pp. 1-18. https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n3/Bikitina.shtml

4. Bykova M., Aromshtam M. Doshkol’noe obrazovanie [Preschool education], 2002, no. 12.

5. Kuznetsova L.V. Inklyuzivnoe obrazovanie [Inclusive education]. Issue 1. Moscow: School book, 2010, pp. 37-43. https://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf

6. Leont’ev A.N. Problemy razvitiya psihiki [Problems of development of the psyche]. 4th ed. Moscow: MSU Publishing House, 1981, 584 p.

7. Martsinkovskaya T. D. Diagnostika psihicheskogo razvitiya detej. Posobie po prakticheskoj psihologii [Diagnostics of mental development of children. Handbook of practical psychology]. Moscow: Linka-press, 1997, 176 p.

8. Naumova N.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology], 2014, no. 1 (15), pp. 133-151.

9. Pelikhova A.V. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 2010, no. 125, pp. 213-216. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/125/pelikhova_125_213_216.pdf

10. Pogodaeva M.V. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Education and training of young children.], 2017, no. 6, pp. 182-183.

11. Pravdov D. M., Kornev A.V. Nauchnyj poisk [Scientific Search], 2013, no. 2.2, pp. 27-29. http://www.sspu.ru/pages/journal/arhiv/2013/np_2013_2.2.pdf

12. Selivanova O.A Mir pedagogiki i psihologii [The world of pedagogy and psychology], 2017, no. 6(11), URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-navykov-sotsialno-bezopasnogo-povedeniya-u-mladshikh-shkolnikov.html

13. Social’no-psihologicheskoe obespechenie bezopasnosti detej s na-rusheniyami intellekta [Socio-psychological security of children with intellectual disabilities] / P.A. Kislyakov, O.A. Silaeva, A.G. Udodov et al. Moscow: Russian State Social University, 2019, 224 p.

14. Gilman R., Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction. Journal of Youth and Adolescence, 2006, vol. 35, no. 3, pp. 293-301. https://link.springer.com/article/10.1007/s10964-006-9036-7

15. Huebner E.S., Gilman R. Students who like and dislike school. Applied Research in Quality of Life, 2006, vol. 1, no. 2, pp. 139-150. https://link.springer.com/article/10.1007/s11482-006-9001-3

16. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Karaseva T.V., Silaeva O.A. Monitoring of education environment according to the social-psychological safety criterion. Asian Social Science, 2014, vol. 10, no. 17, pp. 285-291. https://doi.org/10.5539/ass.v10n17p285

17. Kislyakov P., Silaeva O., Rybakova A., Polyakov E. Socio-psychological preschoolers with special needs adaptation’s diagnostics within the inclusive education environment. ECCE 2018: VII International Conference Early Childhood Care and Education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, vol. 43, pp. 351-357. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.46

18. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva L.D., Luneva L.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 74-85. https://doi.org/10.11621/pir.2015.0107
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Silaeva, O. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(2), 117-137. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-2-117-137
Раздел
Психологические исследования