НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ДИАГНОЗОМ НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инклюзивное образование, нейросенсорная потеря слуха, дети с ограниченными возможностями здоровья, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологическая коррекция, высшие психические функции

Аннотация

Одной из наиболее распространенных групп детей с ОВЗ составляют дети с нарушениями слуха. Начало учебы в школе для слабослышащего ребенка требует дополнительных усилий по его адаптации как со стороны самого ребенка, так и со стороны педагогов и родителей. В статье представлены результаты нейропсихологической диагностики высших психических функций детей с диагнозом нейросенсорная потеря слуха (H90), обучающихся в 1-ом классе по системе инклюзивного образования.

Цель. Оценка уровня развития высших психических функций первоклассников с нейросенсорной потерей слуха до и после проведения программы нейропсихологической коррекции.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 16 первоклассников, которым выставлен диагноз нейросенсорная потеря слуха, из них 11 мальчиков (68,8%) и 5 девочек (31,2%) в возрасте 8-9 лет. Нейропсихологическая диагностика детей проводилась с использованием нейропсихологического альбома Ж.М. Глозман и А.Е. Соболевой. Диагностика проводилось до и после проведения программы нейропсихологической коррекции.

Результаты. При первичной диагностике детей выявлено: нарушение слухоречевой памяти; нарушение акустического гнозиса; нарушение квазипространсвенного представления и др. С учётом нейропсихологических особенностей этих детей мы разработали для них коррекционную программу. У первоклассников с нарушением слуха, прошедших нейропсихологическую коррекцию отмечается: улучшение в ориентирование в собственной личности и окружающем мире, улучшение динамического праксиса и праксиса поз, улучшение зрительного восприятия и понимания логико-грамматических конструкций, предложных конструкций, повысилась продуктивность запоминания, стало доступнее обобщение и решение задач.

Выводы. 1. Первоклассники с диагнозом нейросенсорная потеря слуха, имеют отставания в развитии ВПФ. 2. Программа нейропсихологической коррекции направлена не только на развитие нарушенных ВПФ, но и на увеличение адаптационных возможностей детей с нарушением слуха. 3. У детей, прошедших нейропсихологическую коррекцию, выявлено значительное улучшение в пробах и уровне усвояемости школьной программы.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и психологов, чья деятельность связана с обучением слабослышащих детей.

 

Биографии авторов

Galina V. Senchenko, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Varsena V. Lazarian, ООО «Островок»

клинический психолог

 

Alexey Yu. Senchenko, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

доцент кафедры управления и экономики здравоохранения ИПО, кандидат медицинских наук, доцент

 

Литература

1. Alekhina C.V., Alekseeva M.N., Agafonova E.L. Gotovnost’ pedagogov kak osnovnoy faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii [Preparedness of teachers as the main factor of success of the inclusive process in education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2011, vol. 16, no. 1, pp. 83-92. https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39878.shtml

2. Ardila A., Akhutina T.V., Mikadze Yu.V. Vklad A.R. Lurii v izuchenie mozgovoy organizatsii yazyka [A.R. Luria’s contribution to studies of the brain organization of language]. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika [Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics], 2020, vol. 12, no. 1, pp. 4-12. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2020-1-4-12

3. Babich E.G., Savchenko D.V. Osobennosti emotsional’noy sfery u detey s narusheniem slukha [Features of the emotional sphere in children with hearing impairment]. Nauchnyy al’manakh [Science Almanac], 2017, no. 1-2 (27), pp. 322-325. https://doi.org/10.17117/na.2017.01.02.322

4. Babich E.G., Savchenko D.V., Sagalov M.V. Sotsial’no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii k uchebnoy deyatel’nosti pervoklassnikov s narusheniyami slukha [Socio-psychological peculiarities of adaptation to educational activity of first-graders with hearing impairments]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta [Scientific notes of the Russian state social University], 2016, vol. 15, no. 4 (137), pp. 42-50. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2016-15-4-42-50

5. Baydina Yu.E., Trufanova G.K. Osobennosti rechevogo razvitiya detey s narusheniyami slukha [Features of speech development in children with hearing impairments]. Science Time, 2016, no. 5 (29), pp. 43-47.

6. Banchikova V.V. Osobennosti psikhologicheskoy adaptatsii detey mladshego shkol’nogo vozrasta s narusheniem slukha v obshcheobrazovatel’noy shkole [Features of psychological adaptation of children of primary school age with hearing impairment in general education schools]. Psikhologicheskaya studiya: sbornik statey studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh issledovateley kafedry prikladnoy psikhologii VGU imeni P.M. Masherova [Psychological Studio]. Vitebsk, 2020, pp. 18-20.

7. Bogdanova T.G., Tomson V.A. Problemy izucheniya lichnosti detey i podrostkov s narusheniyami slukha v zarubezhnoy psikhologii [Problems of studying the personality of children and adolescents with hearing disorders in foreign psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2020, no. 5, pp. 157-167.

8. Glozman Zh.M. Neyropsikhologicheskoe obsledovanie: kachestvennaya i kolichestvennaya otsenka dannykh [Neuropsychological examination. Qualitative and quantitative assessment of data]. M.: Smysl, 2012, 263 p.

9. Inklyuzivnoe obrazovanie. Individualizatsiya soprovozhdeniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Proc. conf. “Inclusive education. Individualization of accompanying children with disabilities”]. Chelyabinsk, 2016. 349 p.

10. Kalybekova S.K., Nakhaeva K.I., Sakibaeva M.A. K voprosu obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami slukha [On the issue of education and upbringing of children with hearing impairments]. Nauchno-prakticheskie issledovaniya [Scientific and practical research], 2019, no. 8-3 (23), pp. 99-103.

11. Karaush I.S., Kuprijanova I.E. Osobennosti vzaimodejstvija pedagogov s uchashhimisja v sisteme korrekcionnogo obrazovanija [The aspects of the interaction between teachers and students in the special education system]. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 2018, no. 9 (53), pp. 52-56. https://doi.org/10.24158/spp.2018.9.10

12. Kozyreva O.A. Obrazovanie detejinvalidov i lics ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja: ucheb. posobie [Education of children with disabilities and persons with disabilities]. Krasnojarsk, 2016, 154 p.

13. Koroleva I.V., Jann P.A. Deti s narushenijami sluha: Kniga dlja roditelej i pedagogov [Children with hearing impairments: A book for parents and teachers.]. SPb.: KARO, 2011, 240 p.

14. Mihal’chi E.V. Inkljuzivnoe obrazovanie: uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury [Inclusive education: a textbook and a workshop for undergraduate and graduate studies]. M.: JuRAJT, 2018, 177 p.

15. Nazarova N.M. Special’naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh.ucheb. zavedenij [Special pedagogy: textbook manual for students higher education institutions]. M.: Izdatel’skij centr «Akademija», 2010, 400 p.

16. Neretina T.G., Kruzhilina T.V., Orehova T.F. Problemy i perspektivy razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii [Prospects and problems of inclusive education in Russia]. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovanija [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no. 2, pp. 14-23. http://gpi.magtu.ru/images/doc/2-2018.pdf

17. Nikitina E. L. Problemy razvitija inkljuzivnogo obrazovanija [Problems of development of inclusive education]. Koncept, 2014, vol. 29, pp. 31-35. https://e-koncept.ru/2014/65278.htm

18. Peshkova N.A. Razvitie mezhlichnostnyh otnoshenij u slaboslyshashhih mladshih shkol’nikov [Development of interpersonal relations among hearingimpaired junior schoolchildren]. Akmeologija, 2016, no. 1 (57), pp. 155-158. http://narodnoe.org/journals/akmeologiya/2016-1/razvitie-mejlichnostnih-otnosheniiy-u-slaboslishashih-mladshih-shkolnikov

19. Sevast’janova U.Ju. Osobennosti lichnosti kak faktor dezadaptacii u mladshih shkol’nikov s raznymi variantami dizontogeneza [Personality traits as maladjustment factors in primary school students with various disabilities]. Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii [Herzen Readings: Psychological research in education], 2020, no. 3, pp. 608-614. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-58

20. Simkin M.L., Mal’ceva I.A. Razvitie svjaznoj rechi u detej mladshego shkol’nogo vozrasta s narusheniem sluha [Coherent speech development in primary school children with hearing impairments]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Humanities and Social Sciences], 2020, vol. 4, no. 1 (13), pp. 38-46.

21. Daniel G.R., McLeod S. Children with Speech Sound Disorders at School: Challenges for Children, Parents and Teachers. Australian Journal of Teacher Education, 2017, vol. 42, no. 2. http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2017v42n2.6

22. François M, Boukhris M, Noel-Petroff N. Schooling of hearing-impaired children and benefit of early diagnosis. European Annals of Oto-rhino-laryngology, Head and Neck diseases, 2015, vol. 132, no. 5, pp. 251–255. http://dx.doi.org/10.1016/j.anorl.2015.08.026

23. Kim SJ, Kwon MS, Han W. Development of a School Adaptation Program for Elementary School Students with Hearing Impairment. Journal of Audiology & Otology, 2015, vol. 19, no. 1, pp. 26-33. https://doi.org/10.7874/jao.2015.19.1.26

24. Nina J. Laugen, Karl H. Jacobsen, Carolien Rieffe & Lars Wichstrøm. Social skills in preschool children with unilateral and mild bilateral hearing loss. Deafness & Education International, 2017, vol. 19, no. 2, pp. 54-62. https://doi.org/10.1080/14643154.2017.1344366

25. Singh S. Revisiting Inclusion of Children with Hearing Impairment: Issues and Possibilities. In: Chennat S. (eds) Disability Inclusion and Inclusive Education. Springer, Singapore. 2019. https://doi.org/10.1007/978-981-15-0524-9_8

26. Stevenson J, Kreppner J, Pimperton H, Worsfold S, Kennedy C. Emotional and behavioural difficulties in children and adolescents with hearing impairment: a systematic review and meta-analysis. European Child & Adolescent Psychiatry, 2015, vol. 24, no. 5, pp. 477-496. https://doi.org/10.1007/s00787-015-0697-1
Опубликован
2021-04-30
Раздел
Психологические исследования