КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: ОТ ИСЛАМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕНЕССАНСА К СОВРЕМЕННОСТИ

Ключевые слова: Исламский педагогический Ренессанс, педагог, наставник, личный бренд педагога и наставника, педагогическая мастерская, эффективная педагогическая деятельность

Аннотация

Мыслителями эпохи Исламского педагогического Ренессанса было создано множество работ, в которых раскрывались проблемы подготовки учителя и наставника. По мнению мыслителей прошлого, учитель – это образованный, культурный, человек, мудрый наставник, созидатель личности ребёнка. Названные идеи и сегодня достаточно актуальны. Современному педагогу и наставнику необходимо повышать активную жизненную позицию, совершенствовать личностные и профессиональные качества, развивать творческую составляющую, формировать личный бренд. В целях формирования этих компетенций предлагается использование  инновационной педагогической мастерской, способствующей развитию у педагога и наставника творческого потенциала через использование управленческих и образовательных ресурсов, отвечающей современным задачам системы образования.

Целью статьи является историко-педагогический анализ взглядов на проблему педагога и наставника эпохи Исламского педагогического Ренессанса и их актуализации для современного образования. 

Материалы и методы. Источниками стали исследования арабских и персидских ученых, а также опубликованные работы российских и зарубежных авторов, которые рассматривали отдельные проблемы педагогики средневекового ислама и современности. Методы историко-педагогического исследования: сравнительно-исторический, монографический, биографический, проблемно-хронологический. Общенаучные теоретические методы: анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сопоставление, индуктивные и дедуктивные методы и библиографические методы (аннотирование, рецензирование, цитирование, тезирование и др.).

Результаты. В работе систематизированы педагогические идеи мыслителей эпохи Исламского педагогического Ренессанса и современности; выявлены организационно-педагогические возможности развития личного бренда современного педагога через использование инновационных творческих мастерских, площадки Технопарка; определены критерии и показатели эффективности педагогической деятельности  учителя-наставника с развитым личным брендом в современной образовательной практике.

Материалы исследования могут использоваться в практике школы учителями и классными руководителями, в системе высшего профессионального образования студентами, магистрантами, аспирантами и преподавателями гуманитарных светских и мусульманских вузов и колледжей, практическими работниками, интересующимися вопросами истории исламской педагогики и образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Nailya K. Nurikhanova, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Aliya T. Araslanova, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Tamara B. Nabieva, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Литература

Список литературы

Аль-Газали. Наставление сыну // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

Аль-Фараби. Указание пути к счастью // Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1978.

Аминов Т.М. История исламской педагогики и образования: учебник для бакалавров по напр. 47.03.03. Религиоведение. Уфа, 2022. 159 с.

Голованов В. В. Наставник – это человек, который формирует свободного человека, идя от интереса ребенка. // Вести образования. электронный журнал, 2008. №2. URL: http://vogazeta.ru

Домнин В.Н. Брендинг, новые технологии в России. Маркетинг для профессионалов. - СПб: Питер, 2002. 353 с.

Ибрагимов Х.И., Абдуллаева Ш.А. История педагогики и образования: учебник для магистрантов. Ташкент, 2009.

Иноземцева Л.П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №4. Вып. 57. С. 231-232.

Камалова Ш.У. и др. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1068-1070.

Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире // Педагогика: история, перспективы. 2020. №2. Toм 3. С.131 -147.

Саяхов Р.Л., Аминов Т.М. Исламская педагогика: учебник для бакалавров по напр. 47.03.03. Религиоведение. Уфа, 2022. 162 с.

Tercan, N., & Nurysheva, G. Al-Farabi’s creative heritage and his scientific-pedagogical ideas. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. 54 (6), 434-442. doi: 10.32744/pse.2021.6.29.

References

Al-Ghazali. Instruction to the son // Selected works of thinkers of the countries of the Near and Middle East of the 9th-14th centuries. M., 1961.

Al-Farabi. Indication of the path to happiness // Socio-ethical treatises. Alma-Ata: Publishing house “Science” of the Kazakh SSR, 1978.

Aminov T.M. History of Islamic pedagogy and education: a textbook for bachelors on e.g. 03/47/03. Religious studies. Ufa, 2022. 159 p.

Golovanov VV A mentor is a person who forms a free person, proceeding from the interest of the child. // News of education. electronic journal, 2008. No. 2. URL: http://vogazeta.ru

Domnin V.N. Branding, new technologies in Russia. Marketing for professionals. - St. Petersburg: Piter, 2002. 353 p.

Ibragimov Kh.I., Abdullaeva Sh.A. History of pedagogy and education: a textbook for undergraduates. Tashkent, 2009.

Inozemtseva L.P. Teacher’s image as a component of his professional personality // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2011. No. 4. Issue. 57. S. 231-232.

Kamalova Sh.U. Pedagogical views of Abu Ali ibn Sina (Avicenna) // Young scientist. 2015. No. 9. S. 1068-1070.

Kochkina S. N. The role of a teacher-mentor in the modern world // Pedagogy: history, perspectives. 2020. №2. Volume 3. P.131-147.

Sayakhov R.L., Aminov T.M. Islamic pedagogy: a textbook for bachelors on e.g. 03/47/03. Religious studies. Ufa, 2022. 162 p.

Tercan, N., & Nurysheva, G. Al-Farabi’s creative heritage and his scientific-pedagogical ideas. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 2021. 54(6), 434-442. doi: 10.32744/pse.2021.6.29.


Просмотров аннотации: 92
Загрузок PDF: 113
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Nurikhanova, N., Araslanova, A., & Nabieva, T. (2023). КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА: ОТ ИСЛАМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕНЕССАНСА К СОВРЕМЕННОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2), 64-81. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-2-64-81
Раздел
Педагогические исследования