ИЗМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

  • Anzhelika N. Pronina Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» http://orcid.org/0000-0001-5454-9830
Ключевые слова: учебная мотивация, внутренняя учебная мотивация, дистанционное обучение, первоклассники, самоизоляция

Аннотация

Цель. Статья посвящена изучению внутренней мотивации первоклассников в период перехода на дистанционное обучение. Автор описывает основные научные подходы к актуальности проблемы учебной деятельности первоклассников и отмечает значимость учебной мотивации как одного из основных компонентов, раскрывает специфику и составляющие внутренней учебной мотивации. В исследовании представлены результаты опроса родителей, показывающие, что переход на дистанционное обучение в период самоизоляции вызывает изменение учебной мотивации школьников.

Целью экспериментальной работы являлось выявление различий и изменений внутренней учебной мотивации первоклассников до и после перехода на дистанционное обучение в период самоизоляции.

Метод или методология проведения работы. Эксперимент включал три этапа: на первом были определены характеристики и уровни внутренней учебной мотивации первоклассников в период традиционного обучения в школе (ноябрь – декабрь 2019 г.), на втором – измерялась внутренняя учебная мотивация в период дистанционного обучения (апрель – май 2020), на третьем этапе осуществлялось сравнение и определение различий внутренней учебной мотивации первоклассников при разных формах обучения. Методиками и методами диагностики внутренней учебной мотивации выступили: оценка школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Лусканова), «Изучение отношения к учебным предметам» (по Г.Н. Казанцева), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), t-критерий Стьюдента.

Результаты. Результаты работы показали, что у испытуемых первоклассников выявлены различия внутренней мотивации по уровню и направленности, дистанционное обучение снижает уровень мотивации и направленность на получение знаний, у детей увеличивается направленность на получение оценки, мотивация и отсутствуют различия в мотивации изучения любимого учебного предмета. Автор делает предположение, что такие различия обусловлены возрастной несформированностью у первоклассников учебной мотивации, саморегуляции и целеудержания, отсутствием непосредственного контроля со стороны учителя, длительностью дистанционного обучения.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в педагогической психологии, теории и технологии обучения.

Биография автора

Anzhelika N. Pronina, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

профессор кафедры психологии и психофизиологии, доктор педагогических наук

 

Литература

1. Arkhireeva T.V. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya, 2015, vol. 11, no. 2, pp. 38-47. https://doi.org/10.17759/chp.2015110204

2. Bukharov A.O. Uchebnaya motivatsiya shkol’nika i ee razvitie v protsesse obucheniya [Learning motivation of a student and its development in the learning process]. Shadrinsk, 2009, 67 p.

3. Valeeva R.K. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebnoy motivatsii mladshikh shkol’nikov v usloviyakh bezotmetochnogo obucheniya [Pedagogical conditions for the formation of educational motivation in younger schoolchildren in the conditions of mark-free education]. M., 2004, 20 p.

4. Gani S.V. Razvitie motivatsii v mladshem shkol’nom vozraste [Development of motivation in primary school age]. M., 2009, 199 p.

5. Gordeeva T.O. Motivatsiya uchebnoy deyatel’nosti shkol’nikov i stu-dentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya [Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions for development]. M., 2013, 444 p.

6. Zhavoronkova Yu.M., Kil’masova I.A. Motivatsiya uchebnoy deyatel’nosti u detey mladshego shkol’nogo vozrasta [Motivation of educational activity in children of primary school age]. Sankt-peterburgskiy obrazovatel’nyy vestnik, no. 2017, no. 3 (7), pp. 18-22.

7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. M.: Logos, 2000, 384 p.

8. Results of the All-Russian Popular Front survey of parents and schoolchildren who rated distance learning, 2020. https://onf.ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov/

9. Litvinenko N.V. Sotsial’naya situatsiya razvitiya pervoklassnikov i faktory adaptatsii k obrazovatel’noy srede shkoly [The social situation of the development of first-graders and the factors of adaptation to the educational environment of the school]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera, 2014, no. 3, pp. 109-114.

10. Russians named the main disadvantages of distance learning. TASS. https://tass.ru/obschestvo/9547511

11. Chirkov V.I. Motivatsiya uchebnoy deyatel’nosti [Motivation for learning activities]. M.: AST, 2004, 139 p.

12. Eshmuradov D.E., Umarova I.D. Teoriya i praktika sovremennoy nauki, 2020, no. 6 (60), pp. 587-589. https://f5f7e10c-a5dd-471b-96cb-d1595326738e.filesusr.com/ugd/b06fdc_7a8d7a5fa24a4a5baa664ee4679e51d9.pdf?index=true

13. Moser K. M., Wei T., Brenner D. Remote teaching during COVID-19: Implications from a national survey of language educators. System, 2021, vol. 97, article 102437. https://doi.org/10.1016/j.system.2020.102431

14. Rahiem M. D. H. Remaining motivated despite the limitations: University students’ learning propensity during the COVID-19 pandemic. Children and Youth Services Review, 2021, vol. 120, article105802. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105802

15. Rahiem M.D.H. Technological Barriers and Challenges in the Use of ICT during the COVID-19 Emergency Remote Learning. Universal Journal of Educational Research, 2020, vol. 8 (11B), pp. 6124-6133. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082248

16. Ramij M., Sultana A. Preparedness of Online Classes in Developing Countries amid COVID-19 Outbreak: A Perspective from Bangladesh (June 29, 2020). https://doi.org/10.2139/ssrn.3638718
Опубликован
2021-04-30
Раздел
Психологические исследования