ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Ключевые слова: дисциплины естественнонаучного цикла, цифровое образование, цифровые технологии, электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, электронный курс, Moodle

Аннотация

Введение. В статье актуализирована проблема цифрового образования на примере обучения дисциплинам естественнонаучного цикла, в частности математике, при подготовке специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности в Нижегородской академии МВД России.

Цель исследования заключалась в рассмотрении особенностей подготовки обучающихся в условиях цифровизации образовательного процесса в Нижегородской академии МВД России на примере обучения учебной дисциплине «Математика».

Методы. Анализ и синтез психолого-педагогической и учебно-методической литературы; обобщение и систематизация; наблюдение, опрос, педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.

Результаты исследования. Рассмотрены особенности цифровизации современного профессионального образования, положительные стороны и недостатки образовательного процесса, осуществляемого с использованием современных цифровых технологий. В данной работе представлен опыт использования элементов и ресурсов системы дистанционного обучения Moodle для организации занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла, в частности по учебной дисциплине «Математика», в рамках реализации основных программ профессионального обучения; определены особенности проектирования и применения электронных учебных курсов в электронно-образовательной среде вуза; выделены возможности освоения обучающимися специальных знаний и навыков, необходимых для усвоения необходимых компетенций в рамках изучения дисциплин, преподаваемых на кафедре математики, информатики и информационных технологий и дальнейшего осуществления успешной практической деятельности в сфере экономической безопасности.

Область применения результатов. Результаты исследования могут послужить основой для разработки и использования электронных учебных курсов по другим учебным дисциплинам как инструмента реализации цифрового образования в различных высших учебных заведениях.

Выводы. Было выявлено, что в условиях развития цифровых технологий традиционный формат образовательного процесса является менее эффективным, особенно если это касается дистанционного обучения. Для повышения его эффективности необходимо внедрение элементов цифрового образования, в частности использования ресурсов СДО LMS Moodle для организации и проведения занятий по дисциплинам математического цикла. Результаты эксперимента и опрос как обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава вуза позволили выявить недостатки и преимущества перехода от традиционного формата к инновационному. У цифровизации много преимуществ, но следует учитывать, что для получения качественного образования и совокупности необходимых компетенций, формируемых в рамках преподаваемой учебной дисциплины, важно рассматривать образование (и цифровое в том числе) как единый целенаправленный процесс обучения и воспитания. Для качественной подготовки специалистов в цифровом формате работы необходимо наличие сформированной модели цифрового образования, где будут в системе рассматриваться содержательные аспекты учебного процесса, педагогические методы и технологии, организационные и управленческие механизмы, создана необходимая материальная база, а также выявлены пути решения воспитательных задач в процессе обучения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatyana E. Chikina, Нижегородская академия МВД России

доцент кафедры математики, информатики и информационных технологий, кандидат педагогических наук

Oxana G. Kolarkova, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия

доцент кафедры языкознания и иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Аблеев С.Р. Цифровые технологии в системе образования: проблема дегуманизации / С.Р. Аблеев, С.И. Кузьминская // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №1 (49). С. 231-233. – EDN BLMOMG.

Ворохобов А.В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологические проблемы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №1 (49).С.220-222. – EDN BJDARW.

Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С.49-58.

Чикина Т.Е. Диагностика как средство адаптации первокурсников к изучению математики в вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 1. С.12-22.– DOI 10.12731/2218-7405-2016-1-2.– EDN VOIEYN.

Чикина Т. Е. Конструирование рабочей тетради по математике как средства учебно-профессиональной адаптации первокурсников к обучению в вузе / Т. Е. Чикина, С. В. Крыгин // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 758-762.– EDN VKNCKN.

Чикина Т.Е. Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе в период адаптации студентов к вузу / Т.Е. Чикина, О.Г. Коларькова // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 1-3. С.71-78. – EDN XHNBYE.

References

Ableev S.R. Digital technologies in the education system: the problem of dehumanization: Legal science and practice / S.R. Ableev, S.I. Kuzminskaya // Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 1 (49).Pp. 231-233.(In Russ.). – EDN BLMOMG.

Vorokhobov A.V. Digitalization of education: current trends and philosophical and methodological problems: Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No.1 (49). Pp. 220-221.(In Russ.) – EDN BJDARW.

Zborovsky G.E. Is it possible to be together while apart: students and teachers at the university // Sociological research. 2018. No. 9. Pp. 49-58.(In Russ.)

Chikina T.E. Diagnostika kak sredstvo adaptacii pervokursnikov k izucheniyu matematiki v vuze [Diagnostics as the way of first-year students’ adaptation to learning mathematics in higher school] // Sovremennye issledovaniya social’nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2016. № 1. Pp. 12-22. .– EDN VOIEYN.

Chikina T.E. Konstruirovanie rabochej tetradi po matematike kak sredstva uchebno-professional’noj adaptacii pervokursnikov k obucheniyu v vuze [Workbook designing in mathematics as the means of first-year students’ training and professional adaptation to studying at higher school] / T.E. Chikina, S.V. Krygin // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2015. № 12. Chast’ 4. Pp. 758-762. .– EDN VKNCKN.

Chikina T.E. Personality-oriented approach in educational process during students’ adaptation to higher school / Т.Y. Chikina, О.G. Kolarkova // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. V. 13. № 1-3. Pp. 71-78. – EDN XHNBYE.


Просмотров аннотации: 166
Загрузок PDF: 96
Опубликован
2023-02-28
Как цитировать
Chikina, T., & Kolarkova, O. (2023). ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(1), 42-57. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-42-57
Раздел
Педагогические исследования