КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДЕТСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ключевые слова: качество жизни, качество жизни детей, период детства, психические состояния, удовлетворенность браком

Аннотация

Актуальность. Изучение качества жизни – одно из актуальных направлений в области социологии, психологии, педагогики, медицины и других наук. Рассматривая сущность качества жизни детей, отметим, что на сегодняшний день это представляет собой междисциплинарное понятие, которое характеризует все стороны жизнедеятельности ребенка: уровень интеллектуального и физического развития; степень удовлетворения материальных и социальных потребностей; обеспечение безопасности жизни и т.д. Таким образом, качество жизни детей охватывает их физическое, психологическое и социальное здоровье, а также их восприятие своего места в обществе.

Целью исследования явилось – изучение качества жизни в период детства через призму психических состояний детей у родителей с разным уровнем удовлетворенности браком.

Методы исследования. В ходе исследования был проведен теоретический анализ психологической и педагогической литературы, позволивший уточнить глубину и актуальность проблемы качества жизни в период детства. Эмпирическое исследование психических состояний дошкольников и удовлетворенность браком их родителей было проведено с помощью метода тестирования. Количественная и качественная обработки результатов произведены на базе статистических программ SPPS.

Результаты. В результате эмпирического исследования нами выявлено, что семьях с низкой степенью удовлетворенности браком, дети, как правило, имеют негативное психическое состояние и, соответственно, в семьях с высокой степенью удовлетворенности браком, дети, как правило, имеют положительное психическое состояние. Неудовлетворительные детско-родительские отношения провоцируют возникновение более сложных нарушений в старшем возрасте, способствуют формированию различных акцентуаций характера в подростковом возрасте и негативного оценивания качества своей жизни, а потому нуждаются в корректировке, направляемой на осознание родителями своего отношения к детям. Именно с периода детства начинает складываться ценностная уникальность ребенка, которая реализуется в особой культурной и социальной реальности, где разграничиваются детство и взрослость. В этот период дети уже начинают входить в социальное пространство, участвуя в определенной субкультуре детства, проявляя нарабатываемые навыки социализации, а значит, и соответствующее качество жизни. В социально-психологическом контексте большое значение имеет структура семьи и система отношений «родители-дети». Поэтому в содержании воспитания детей, условиях развития ребенка и качестве его жизни имеются определенные различия между семьями, которые удовлетворены или не удовлетворены своим браком. Однако при всех различиях качество жизни детей, их психические состояния связывают с такими факторами, как нестабильность брака, малообеспеченная семья, пьющие в семье, постоянные конфликты в семье, наличие в семье людей, имеющих правонарушения, и т.д.

Область применения результатов. Статья будет полезна преподавателям и студентам педагогических вузов, обучающимся по направлениям «Дошкольная педагогика и психология», а также руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Leysan M. Zakirova, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

доцент кафедры социально-гуманитарных наук, кандидат психологических наук

Roza A. Valeeva, Казанский (Приволжский) федеральный университет

профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики

Литература

Список литературы

Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Современная образовательная среда: семья и школа. М.:Акрополь, 2019. 264 с.

Винярская И.В., Терлецкая Р.Н., Черников В.В. и др. Новые подходы к оценке нарушения функционирования у детей-инвалидов с позиции качества жизни // Российский педиатрический журнал. 2019. Т. 22. № 3. С. 176-181.

Журавлева А.Е., Ракович М.И. Стиль семейного воспитания в современных семьях глазами подростков // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник научных статей по материалам ХI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. /Под ред.И.А. Загайнова, О.Г. Купцовой. Йошкар-Ола, 2021. С. 68-73.

Карабанова О. А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 71-79.

Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка учебных текстов: методические подходы и оценка трудности для детей общеобразовательных учебников // Вестник РАМН. 2015; 70 (2): 214-221. https://doi.org/10.15690/vramn.v70i2.1315

Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. М.: ПЕР СЭ, 2008. 367 с.

Рейзема Я.В. Качество жизни и общественное благо // Образ жизни в условиях перестройки: (Динамика, тенденции, противоречия) / отв. ред. А.А. Возьмитель. М.: ИС РАН, 1992. С. 75-101.

Соколова Н.В. Характеристика качества жизни школьников // Гигиена и санитария. 2006. №5. С.74-75.

Татькова А.Ю. К вопросу о методике оценки качества жизни, обусловленного здоровьем // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 4. С. 46-52.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2022

Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 704-707. URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/

Цинченко Г.М. Государственная политика по поддержке семей с детьми-инвалидами // Вопросы управления. 2018. № 1. С. 43-51.

Шопина Ж. П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 190 с.

References

Andreeva A.D., Danilova E.E., Dubrovina I.V. Sovremennaya obrazovatel’naya sreda: sem’ya i shkola [Modern educational environment: family and school]. M.:Akropol’, 2019, 264 p.

Vinyarskaya I.V., Terleckaya R.N., CHernikov V.V. et al. Rossijskij pediatricheskij zhurnal, 2019, vol. 22, no. 3, pp. 176-181.

Zhuravleva A.E., Rakovich M.I. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik nauchnyh statej po materialam HI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah [Style of family education in modern families through the eyes of teenagers (Psychological support of education: theory and practice: collection of scientific articles based on the materials of the XI International scientific and practical conference]. Joshkar-Ola, 2021, pp. 68-73.

Karabanova O. A. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal, 2019, vol. 35, no. 3, pp. 71-79.

Kuchma V.R., Tkachuk E.A. Vestnik RAMN, 2015, vol. 70 (2), pp. 214-221. https://doi.org/10.15690/vramn.v70i2.1315

Maksimova T.M., Belov V.B., Lushkina N.P. et al. Sostoyanie zdorov’ya, usloviya zhizni i medicinskoe obespechenie detej v Rossii [Health status, living conditions and medical support for children in Russia]. M.: PER SE, 2008, 367 p.

Rejzema YA.V. Obraz zhizni v usloviyah perestrojki: (Dinamika, tendencii, protivorechiya) [Lifestyle in the conditions of perestroika: (Dynamics, trends, contradictions)] / ed. A.A. Voz’mitel’. M.: IS RAN, 1992, pp. 75-101.

Sokolova N.V. Gigiena i sanitariya, 2006, no. 5, pp. 74-75.

Tat’kova A.YU. Problemy social’noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny, 2009, no. 4, pp. 46-52.

Federal Law of November 21, 2011 N 323-FZ (as amended on June 11, 2022) “On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation” (as amended and supplemented, effective from June 29, 2022).

Fomina, L. K. Molodoj uchenyj, 2014, no. 2 (61), pp. 704-707. URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/

Cinchenko G.M. Voprosy upravleniya, 2018, no. 1, pp. 43-51.

Shopina ZH. P. Psihologicheskie zakonomernosti formirovaniya i aktualizacii zony blizhajshego razvitiya [Psychological patterns of formation and actualization of the zone of proximal development]. M., 2002, 190 p.


Просмотров аннотации: 186
Загрузок PDF: 117
Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
Zakirova, L., & Valeeva, R. (2022). КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ПЕРИОД ДЕТСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. Russian Journal of Education and Psychology, 13(6), 135-151. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-135-151
Раздел
Психологические исследования