ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

  • Elena R. Zinkevich Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет http://orcid.org/0000-0003-2630-3395
  • Olga S. Kulbakh Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет http://orcid.org/0000-0002-2502-2973
  • Natalia Yu. Zavarzina Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет http://orcid.org/0000-0001-9152-8641
Ключевые слова: преподаватели клинических дисциплин, отношение к педагогической деятельности, профессиональное выгорание, педагогическая рефлексия

Аннотация

Цель. Статья поднимает актуальную проблему современного высшего медицинского образования, связанную с педагогической деятельностью профессорско-преподавательского состава клинических кафедр. Целью исследования является изучение отношения преподавателей клинических дисциплин к педагогической деятельности, имеющей свою специфику, обусловленную ее интеграцией в процесс лечебно-профилактической работы.

Метод или методология проведения работы. В основу исследования положены гуманистический и культурологический подходы, традиции медицинского образования России, значимые для формирования личности будущего врача, понимание особенностей педагогической деятельности, интегрированной в процесс лечебной и профилактической работы. В ходе исследования использовались психологические и математико-статистические методы.

Результаты. Установлено, что среди факторов, определяющих отношение представителей профессорско-преподавательского состава клинических кафедр к педагогической деятельности, ведущими являются профессионально-педагогическая подготовка и профессиональная мотивация, от которых зависят ее качество и характер.

Область применения результатов. Полученные результаты могут выступить основанием для внедрения в работу с профессорско-преподавательским составом тренингов, направленных на развитие их способности к рефлексии своей педагогической деятельности, профилактику возможного профессионального выгорания.

Биографии авторов

Elena R. Zinkevich, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор педагогических наук

Olga S. Kulbakh, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, доктор медицинских наук

Natalia Yu. Zavarzina, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, кандидат биологических наук

Литература

1. Ahmedova M.M. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2015, no. 10 (54), pp. 463–465. https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58472

2. Belov E.V. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii, 2015, no. 3 (5), pp. 67–69. https://interactive-plus.ru/ru/article/11902/discussion_platform

3. Blinova E.G. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 2. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12537

4. Golenkov A.V., Kozlov A.V. Acta medica Eurasica, 2015, no. 3, pp. 42–47. http://acta-medica-eurasica.ru/single/2015/3/5/

5. Zinkevich E.R. Vestnik ugrovedenija, 2017, no. №1 (28), pp. 160–167. https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/zinkevich_e.r_1.pdf

6. Zinkevich E.R. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika, 2016, no. 6 (33), pp. 21–29. http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika_06_2016.pdf

7. Kozlov A.V., Potanin S.P. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2013, no. 4, pp. 96–100.

8. Mandrikov V.B., Artjuhina A.I. Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke. Zhurnal nauchnyh statej, 2017, no. 2, pp. 61–63.

9. Petrenko E.A., Ul’shina M.V. Lichnost’, sem’ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii, 2014, no. 41, pp. 189–194. https://sibac.info/conf/pedagog/xli/38642

10. Sibileva L.V. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitija nauchnoj mysli v sovremennom mire: Sb. statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Theoretical and practical issues of the development of scientific thought in the modern world: Collection of articles of the II International scientific and practical conference]. Ufa: RIC Bash GU, 2013, part 2, 324 p.

11. Skibickij V.V., Zapevina V.V., Zvjaginceva Ju.G. et al. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij, 2016, no 4, part 1, pp. 273–276. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8900

12. Tregubova E.S. Nauchno-metodologicheskoe obosnovanie sistemy upravlenija kachestvom podgotovki specialistov dlja sistemy zdravoohranenija v medicinskom vuze [Scientific and methodological substantiation of the quality management system for training specialists for the health care system in a medical university]. Sankt-Peterburg, 2014, 46 p.

13. Federal state educational standard of higher education in the specialty 05/31/02 “Pediatrics” (specialist level) No. 853 of August 17, 2015. http://base.garant.ru/71191194/

14. Jerman L.V. et al. Voprosy sovremennoj pediatrii, 2015, vol. 14, no. 4, pp. 446–449. https://doi.org/10.15690/vsp.v14.i4.1383
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Zinkevich, E., Kulbakh, O., & Zavarzina, N. (2021). ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(2), 7-20. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-2-7-20
Раздел
Педагогические исследования