ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

  • Olga A. Kornilova Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Elena L. Krylova Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Inna L. Matasova Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Mariia A. Shatalina Самарский филиал Московского городского педагогического университета https://orcid.org/0000-0003-4718-7530
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, самоактуализация, направленность личности, юношеский возраст

Аннотация

Цель. В данном исследовании в качестве предмета рассматриваются сходства и различия ценностно-смысловой сферы обучающихся российских вузов. С учетом региональной специфики предполагается, что существующие сходства ценностно-смысловой сферы студентов российских вузов разных регионов будут преобладать над различиями. В исследовании приняли участие обучающиеся вузов г. Самары, г. Омска, г. Владикавказа и г. Воронежа.

Метод или методология проведения работы. Для сбора и обработки эмпирических данных использовались стандартизированные тестовые методики и методы математической статистики.

Результаты. В ходе исследования были выявлены статистически значимые различия в степени осмысленности жизни и уровне интернальности обучающихся. Наибольшее расхождение по степени значимости было выявлено относительно ценностей здоровья, материальной обеспеченности, творчества, семьи, карьеры, служения, славы и отдыха. Наряду с этим, статистически значимых различий в самоактуализации и направленности личности, обнаружено не было. Участники исследования из разных городов показали преимущественно нормальный и завышенный уровни самоуважения, и самопринятия, большинство обучающихся предпочитают жить в настоящем, не откладывать и не планировать надолго вперед. Также было отмечено сходство в стремлении придерживаться определенных принципов, в противовес проявлению гибкости и реактивности.

Область применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты будут полезны при организации внеучебной воспитательной работы со студентами, как основа формирования и развития их нравственного самосознания и субъектности, а также развития учебной мотивации и профессиональной идентичности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Olga A. Kornilova, Самарский филиал Московского городского педагогического университета

первый заместитель директора доктор психологических наук, доцент

Elena L. Krylova, Самарский филиал Московского городского педагогического университета

докторант кафедры «Педагогическая и прикладная психология» кандидат педагогических наук

Inna L. Matasova, Самарский филиал Московского городского педагогического университета

заведующий кафедрой «Педагогическая и прикладная психология» кандидат психологических наук, доцент

Mariia A. Shatalina, Самарский филиал Московского городского педагогического университета

заведующий кафедрой «Общая и социальная психология» кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 44–48.

Андриенко О.А., Зубкова С.Н. Ценностные ориентации студентов с разной гендерной идентичностью // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. №1(30). С. 329-331. https://doi.org/10.26140/amip-2020-0901-0081.

Афанасенко И.В. Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 2. С. 124–131. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.2.10

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.

Буслаева Е.Л., Михалкин Н.В. Ценности современного российского общества: философско-психологический анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2005. №1. С. 62-69.

Дворникова Е.В., Кошелева А.В. Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, №3. С. 156-160.

Завражнов, В. В., Железнова Е.Д. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 265-267.

Зинькина Ю. В., Шульгин С.Г., Архангельский В.Н. Уровень образования и ценностные ориентации в России // Logos et Praxis. 2020. Т. 19, №1. С. 74-86. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.8

Комиссарова И.Г. Ценностные ориентации современного российского студенчества //Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4. С. 153-160. https://doi.org/10.15372/PEMW20150418

Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Сборник статей. Издательство: Генезис, 2017. 159 с.

Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1. С. 5–23.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов // Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 150-153.

Прадчук О.И. Ценностное самоопределение как основа жизненной перспективы преподавателя и студента // Шаг в науку. 2018. № 1.С. 125-127.

Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности, пер. с нем. Москва: Мир, 1994. 320 с.

Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. С. 21-25.

Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. №1. С. 105-110.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования // Gigabaza. URL: https://gigabaza.ru/doc/14089-pall.html (дата обращения 12.04.2022)].

Хрипунова О.Г., Поляруш А.А., Селиванова Е.В., Лунева Е.В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. Т. 9, №5. С. 24-36.

Яшина Л.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №2(65). С. 117-121. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.65.2.019

References

Alekseeva, V. G. Psikhologicheskiy zhurnal, 1984, vol. 5, no. 5, pp. 44–48.

Andrienko O.A., Zubkova S.N. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 2020, vol. 9, no. 1(30), pp. 329-331. https://doi.org/10.26140/amip-2020-0901-0081.

Afanasenko I.V. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2016, vol. 13, no. 2, pp. 124–131. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.2.10

Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of personality formation: Selected psychological works]/ ed. D.I. Fel’dshteyna. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001, 349 p.

Buslaeva E.L., Mikhalkin N.V. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki, 2005, no. 1, pp. 62-69.

Dvornikova E.V., Kosheleva A.V. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2019, vol. 25, no. 3, pp. 156-160.

Zavrazhnov, V. V., Zheleznova E.D. Molodoy uchenyy, 2017, no. 19 (153), pp. 265-267.

Zin’kina Yu. V., Shul’gin S.G., Arkhangel’skiy V.N. Logos et Praxis, 2020, vol. 19, no. 1, pp. 74-86. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.8

Komissarova I.G. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire, 2015, no. 4, pp. 153-160. https://doi.org/10.15372/PEMW20150418

Lengle A. Person. Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti. Sbornik statey [Person. Existential-analytical theory of personality. Digest of articles]. Publisher: Genesis, 2017, 159 p.

Lengle A. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal, 2001, no. 1, pp. 5–23.

Ognev A.S., Likhacheva E.V. Nauka i sovremennost’. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Modernity. Collection of articles of the International scientific-practical conference]. Ufa, 2015, pp. 150-153.

Pradchuk O.I. Shag v nauku, 2018, no. 1, pp. 125-127.

Puzanova Zh.V., Larina T.I. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 99-111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111

Remshmidt H. Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Teenage and youthful age: problems of personality development]. Moscow: Mir, 1994, 320 p.

Seryy A.V., Yanitskiy M.S. Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie [Value-semantic sphere of personality: study guide]. Kemerovo: Kemerovo State University, 1999, pp. 21-25.

Skriptunova E.A., Morozov A.A. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2002, no. 1, pp. 105-110.

Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. M.: Progress, 1990, 368 p.

Kholodnaya M.A. Gigabaza. https://gigabaza.ru/doc/14089-pall.html

Khripunova O.G., Polyarush A.A., Selivanova E.V., Luneva E.V. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 5, pp. 24-36.

Yashina L.I. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2020, no. 2(65), pp. 117-121. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.65.2.019


Просмотров аннотации: 113
Загрузок PDF: 111
Опубликован
2022-10-31
Как цитировать
Kornilova, O., Krylova, E., Matasova, I., & Shatalina, M. (2022). ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(5), 99-117. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-5-99-117
Раздел
Психологические исследования