РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

Ключевые слова: высшее образование, современные методы обучения, фармация, профессиональная направленность, самоопределение, мотивация, профориентация, практико-ориентированные задания

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» через систему практико-ориентированных аудиторных и внеаудиторных занятий с применением современных методов обучения. Такой комплекс мер в высшей школе с учетом условий образовательной парадигмы и рынка труда нацелен на повышение уровня профессиональной подготовки и создания психологически адаптированной программы образования.

Целью работы выступает диагностическое исследование формирования профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» в образовательном пространстве университета с применением современных методов обучения.

Методы и методология работы. Для раскрытия темы исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы; реализация диагностического инструментария; контент-анализ; педагогический эксперимент.

Работа базируется на системно-деятельностном (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков), компетентностном подходах (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской), а также на теории профессионального самоопределения личности (Дж. Холланд, Эли Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.Л. Федотенко).

Результаты. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что научная новизна исследований заключается в следующем:

1. Конкретизирован и уточнен категориально-понятийный аппарат: «профессиональная направленность», «этапы формирования профессиональной направленности», «структура направленности», «современные методы обучения»;

2. Обоснованы теории и концепции, необходимые для успешного формирования профессиональной направленности будущих фармацевтов в образовательном пространстве университета;

3. Выделены психолого-педагогические условия успешного формирования профессиональной направленности фармацевтов;

4. Реализован диагностический инструментарий по определению уровня профессиональной направленности студентов специальности «Фармация».

Область применения результатов. Полученные практические результаты, диагностические и исследовательские материалы (адаптированные методики, тесты, кейсы, проекты, практико-ориентированные и компетентностные задания, квесты, квизы) могут при определенной адаптации транслироваться в различных образовательных организациях для формирования профессиональной направленности студентов других специальностей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Alyona V. Timokhina, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

аспирант 4-ого года обучения кафедры психологии и педагогики, ассистент кафедры химии

Литература

Список литературы

Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы// На пороге взросления: сб. научных статей. М.: МГППУ. 2011. С. 62-77.

Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов// Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 82-86.

Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22-28.

Зыбина Л.Н. Структурные компоненты динамика профессиональной направленности: автореф. дисс…к-та психол. наук. Новосибирск, 2009. 22 с.

Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис.канд.наук: 19.00.03. М. 2014. 243 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004. 304 с.

Кононова С.В. Социальный статус и престиж фармацевтического работника в современном обществе/ С.В. Кононова, Н.Н. Дадус, Е.В. Шаленкова, С.В. Петрова, Л.С. Богомолова // Медицинский альманах, №1, 2011. С. 215-218.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

Новикова М.Г. Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе взаимодействия с работодателями/ М.Г. Новикова, И.Л. Федотенко// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (54). С. 130-134.

Петрова С.В. Фармацевтические специалисты - специфика и стандарты работа/ С.В. Петрова, С.В. Кононова, Н.Н. Дадус, Н.Н. Чеснокова, Е.В. Жукова// Менеджмент. Ремедиум, 2013. С. 59-64.

Платонов В.В. Сборник задач и упражнений по общей и неорганической химии (с решениями): Учеб.-метод. пособие/ В.В. Платонов, О.С. Половецкая, В.А. Попков. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. 167 с.

Полещук Ю.А. Исследование компонентов профессиональной направленности студентов-психологов. Издательство «Смальта». НГПУ, под ред. Буравцовой Н.В., №1, 2016. С. 53-56.

Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности студентов в контексте компетентностного подхода// Актуальные вопросы образования и науки. 2010. № 1-2. С. 68-81.

Поцелуйко Д. Актуальность профессии фармацевта // Матеріали XХV наукової конференції здобувачів вищої освіти «Історичний досвід і сучасність»: зб. наук. праць. Одеса: ПНПУ ім. К. Д. Ушинського. 2019. № 36. С. 73-75.

Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988. №1. С. 83-88.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. Издательство: Питер, 2002. 720 с.

Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата. 1990. 336 с.

Соколова О.В. Профессиональное становление фармацевтических работников/ О.В. Соколова, Л.И. Лаврентьева, О.В. Желткевич, О.А. Куликова // Фармация. 2010. №8. С. 26-27.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «33.05.01 Фармация». Министерство образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. N 219. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804180012 (дата обр.: 11.08.2022).

Martina F. Mylrea Developing Professional Identity in Undergraduate Pharmacy Students: A Role for Self-Determination Theory/ Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass// James Cook University College of Medicine and Dentistry Queensland. Pharmacy, Australia. 2017. №5. https://doi.org/10.3390/pharmacy5020016

Martina F. Mylrea Design and Evaluation of a Professional Identity Development Program for Pharmacy Students// Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass// James Cook University, College of Medicine and Dentistry. American Journal of Pharmaceutical Education. 2019. Vol. 83 (6). Article 6842. P. 1320-1327.

Rabow M.W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education / M.W. Rabow, C.N. Evans, R.N. Remen// Family Medicine. 2013. Vol. 45. N 1. P. 13-18.

Stupariu I. Development and evaluation of a professional development framework for pharmacy undergraduate students to support their learning in professional practice. University of Bath, 2012. P. 1-321.

References

Golovey L.A. Professional’noe samoopredelenie na poroge vzroslosti: pokazateli, faktory, krizisy [Professional self-determination on the verge of adulthood: indicators, factors, crises]. Na poroge vzrosleniya: sb. nauchnykh statey [On the verge of maturation: Sat. scientific articles]. Moscow: MGPPU, 2011, pp. 62-77.

Dubovitskaya T.D. Diagnostika urovnya professional’noy napravlennosti studentov [Diagnostics of the level of professional orientation of students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2004, no. 2, pp. 82-86.

Zeer E.F., Symanyuk E.E. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2005, no. 4, pp. 22-28.

Zybina L.N. Strukturnye komponenty dinamika professional’noy napravlennosti [Structural components of the dynamics of professional orientation]: Ph.D. diss. ... cand. psychol. sciences. Novosibirsk, 2009, 22 p.

Klimenko I.V. Dinamika motivatsionno-tsennostnoy napravlennosti studentov na professional’nuyu deyatel’nost’ [Dynamics of students’ motivational and value orientation towards professional activity]: Ph.D. cand. sciences: 19.00.03. M., 2014, 243 p.

Klimov E.A. Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academy, 2004, 304 p.

Kononova S.V., Dadus N.N., Shalenkova E.V., Petrova S.V., Bogomolova L.S. Meditsinskiy al’manakh [Medical Almanac], 2011, no. 1, pp. 215-218.

Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. M., 1996, 308 p.

Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya [Methodology of education]. M.: Egves, 2006, 488 p.

Novikova M.G., Fedotenko I.L. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 2 (54), pp. 130-134.

Petrova S.V., Kononova S.V., Dadus N.N., Chesnokova N.N., Zhukova E.V. Management. Remedium, 2013, pp. 59-64.

Platonov V.V., Polovetskaya O.S., Popkov V.A. Sbornik zadach i uprazhneniy po obshchey i neorganicheskoy khimii (s resheniyami) [Collection of tasks and exercises in general and inorganic chemistry (with solutions)]. Tula, 2012, 167 p.

Poleshchuk Yu. A. Issledovanie komponentov professional’noy napravlennosti studentov-psikhologov [Study of the components of the professional orientation of students-psychologists]. Smalta Publishing House, ed. Buravtsova N.V., 2016, no. 1, pp. 53-56.

Poleshchuk Y.A. Aktual’nye voprosy obrazovaniya i nauki [Topical Issues of Education and Science], 2010, no. 1-2, pp. 68-81.

Potseluiko D. Materіali XXV naukovoї konferentsії zdobuvachіv vishchoї osvіti «Іstorichniy dosvіd і suchasnіst’» [Proceedings of the XXV scientific conference on health education “Historical background and present”]. Odessa: PNPU, 2019, no. 36, pp. 73-75.

Rean A.A. Voprosy psikhologii, 1988, no. 1, pp. 83-88.

Rubinstein S.L. Osnovy obshchey psikhologii. Seriya: Mastera psikhologii [Fundamentals of General Psychology. Series: Masters of Psychology]. Publisher: Piter, 2002, 720 p.

Seiteshev A.P. Professional’naya napravlennost’ lichnosti: teoriya i praktika vospitaniya [Professional orientation of personality: theory and practice of education]. Alma-Ata, 1990, 336 p.

Sokolova O.V., Lavrentiev L.I., Zheltkevich O.V., Kulikova O.A. Professional’noe stanovlenie farmatsevticheskikh rabotnikov [Professional development of pharmaceutical workers]. Farmatsiya, 2010, no. 8, pp. 26-27.

Federal state educational standard of higher education in the specialty “33.05.01 Pharmacy”. Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 27, 2018 N 219. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804180012

Martina F. Mylrea Developing Professional Identity in Undergraduate Pharmacy Students: A Role for Self-Determination Theory/ Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass. James Cook University College of Medicine and Dentistry Queensland. Pharmacy, 2017, no. 5, https://doi.org/10.3390/pharmacy5020016

Martina F. Mylrea Design and Evaluation of a Professional Identity Development Program for Pharmacy Students// Martina F. Mylrea, Tarun Sen Gupta, Beverley D. Glass. James Cook University, College of Medicine and Dentistry. American Journal of Pharmaceutical Education, 2019, vol. 83(6), article 6842, pp. 1320-1327.

Rabow M.W. Repression of Personal Values and Qualities in Medical Education/ M.W. Rabow, C.N. Evans, R.N. Remen. Family Medicine, 2013, vol. 45, no. 1, pp. 13-18.

Stupariu I. Development and evaluation of a professional development framework for pharmacy undergraduate students to support their learning in professional practice. University of Bath, 2012, pp. 1-321.


Просмотров аннотации: 95
Загрузок PDF: 61
Опубликован
2022-08-31
Как цитировать
Timokhina, A. (2022). РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ». Russian Journal of Education and Psychology, 13(4), 22-43. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-22-43
Раздел
Педагогические исследования