ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ О РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: просветительство, педагогическая мысль, конец XIX века, начало ХХ века, Габдулла Тукай, патриотизм, трудовое воспитание, нравственность, эстетика, экология

Аннотация

Предметом настоящего исследования является педагогическая мысль татарского просветителя конца XIX – начала ХХ в. Габдуллы Тукая (26 апреля 1886 – 15 апреля 1913). О великом татарском поэте-просветителе написано много. Исследованы его биография, поэзия.

Его произведения переведены на многие языки мира, и с уверенностью можем сказать, что его читают во всем мире. Тем не менее просветитель не раскрыт полностью как педагог, несмотря на то, что он является методистом, автором учебников и учебных пособий. Не исследованы его художественные произведения на предмет выявления дидактического содержания.

Целью исследования является выявление направлений воспитания, отраженные в поэзии просветителя. В исследовании использовались методы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, индукции и дедукции.

Методологию исследования составили системность, комплексность, целостность, личностный, деятельностный, сущностный подходы.

В результате исследования выявлены следующие направления воспитания: патриотическое, трудовое, нравственное, эстетическое.

Результаты исследования могут быть применены в процессе преподавания истории педагогики и педагогической мысли в средних и высших педагогических учебных заведениях.

Выводы: в творчестве просветителя Г. Тукая содержатся мысли о различных направлениях воспитания, которые могут быть использованы в современном учебно-воспитательном процессе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Rustam Sh. Malikov, Набережночелнинский государственный педагогический университет

профессор, доктор педагогических наук, профессор

Al’finur A. Galiakberova, Набережночелнинский государственный педагогический университет

доцент, кандидат экономических наук, доцент

Литература

Список литературы

Бекиш Е.Т., Мухаметшин А.Г., Сардарова Э.А., Койшибаева М.Н., Билтекенова Г.Б. Социальные условия Казахстана в развитии образования конца XIX – начала ХХ века // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. https://doi.org/10.15862/59PDMN221

Бекиш Е.Т., Мухаметшин А.Г., Сардарова Э.А., Оразбаков О.Ж. Просветительское движение в Казахстане и татарская интеллигенция // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 3. https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN321.pdf

Габдулла Тукай. URL: http://gabdullatukay.ru/

Исламов Ф.Ф. По тропинкам просветительства, литературы и истории. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. 279 с. На татар. яз.

Маликов Р.Ш., Гарипова А.Н. Гуманистическая педагогическая мысль средневекового просветителя Золотой Орды Хисама Кятиба // Новые технологии. Вып. 1. Майкоп: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2012. С. 269–272.

Маликов Р.Ш., Гарипова А.Н. Ислам и гуманистическая педагогическая мысль Золотой Орды // Образование и саморазвитие : научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. № 1 (29). С. 173–178.

Маликов Р.Ш., Гарипова А.Н. Сайф Сараи как представитель гуманистической педагогической мысли периода Золотой Орды // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2011. № 5 (58). С. 64–66.

Маликов Р.Ш., Мифтахов А.Ф. Историко-педагогические труды Г. Губайдуллина как результат его общественно-педагогической деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Т. 12. № 4 (47). Майкоп: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2020. С. 79-84.

Маликов Р.Ш., Мухаметшин А.Г., Мифтахов А.Ф. Педагогическая мысль просветителя начала ХХ в. Г. Губайдуллина о научном исследовании, процессе образования и воспитания // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 4. С. 184-188.

Муртазина Л. Тукай – педагог. URL: http://gabdullatukay.ru/news/tukaj-pedagog/

Нуруллин И. З. Звон мелодичного саза: документальный роман о Тукай. Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. 272 с.

Нуруллин И. З. Тукай / авториз. пер. с татар. Радия Фиша. М.: Молодая гвардия, 1977. 236 с.

Слово о Тукае. Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань: Таткнигоиздат, 1986. 431 с.

Die Bauerndichyer aus dem Zarenreich / Ubersetzung ins Deutsche. Weiler: Bertugan-Verlag, 2009. 101 s.

Zaytsev I.V., Kotyukova T.V. “Sheikh” and “mugallim-ustad”: letters from Ismail Gasprinsky to Alexander Samoylovich // Minbar. Islamic Studies. 2020. Vol. 13. №3. P. 513-537. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-513-537

The history of the Tatars since ancient times: in seven volumes / Academy of sciences of the Republic of Tatarstan, Sh. Marjani institute of history. Kazan, 2017. 1014 p.

Tukai Gabdulla. Der Schürale: ein tatarisches Märchen : ein Kindermalbuch. Weiler am Rhein: Bertugan-Verlag, 2006. 16 s.

World Tukai, Gabdulla Tukai. URL: http://gabdullatukay.ru/eng/

References

Bekish E.T., Mukhametshin A.G., Sardarova E.A., Koyshibaeva M.N., Biltekenova G.B. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2021, vol. 9, no. 2. https://doi.org/10.15862/59PDMN221

Bekish E.T., Mukhametshin A.G., Sardarova E.A., Orazbakov O.Zh. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2021, vol. 9, no. 3. https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN321.pdf

Gabdulla Tukay. http://gabdullatukay.ru/

Islamov F.F. Po tropinkam prosvetitel’stva, literatury i istorii [Along the paths of enlightenment, literature and history]. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 2002, 279 p.

Malikov R.Sh., Garipova A.N. Novye tekhnologii. Vyp. 1 [New technologies. Issue 1]. Maykop: MGTU, 2012, pp. 269–272.

Malikov R.Sh., Garipova A.N. Obrazovanie i samorazvitie, 2012, no. 1 (29), pp. 173–178.

Malikov R.Sh., Garipova A.N. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2011, no. 5 (58), pp. 64–66.

Malikov R.Sh., Miftakhov A.F. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2020, vol. 12, no. 4 (47),pp. 79-84.

Malikov R.Sh., Mukhametshin A.G., Miftakhov A.F. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2021, no. 4, pp. 184-188.

Murtazina L. Tukay – pedagog [Tukay - teacher]. http://gabdullatukay.ru/news/tukaj-pedagog/

Nurullin I. Z. Zvon melodichnogo saza: dokumental’nyy roman o Tukay. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 2000. 272 s.

Nurullin I. Z. Tukay. M.: Molodaya gvardiya, 1977, 236 p.

Slovo o Tukae. Pisateli i uchenye o tatarskom narodnom poete [A word about Tukay. Writers and scientists about the Tatar folk poet]. Kazan’: Tatknigoizdat, 1986, 431 p.

Die Bauerndichyer aus dem Zarenreich / Ubersetzung ins Deutsche. Weiler: Bertugan-Verlag, 2009, 101 s.

Zaytsev I.V., Kotyukova T.V. “Sheikh” and “mugallim-ustad”: letters from Ismail Gasprinsky to Alexander Samoylovich. Minbar. Islamic Studies, 2020, vol. 13, no. 3, pp. 513-537. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-513-537

The history of the Tatars since ancient times: in seven volumes / Academy of sciences of the Republic of Tatarstan, Sh. Marjani institute of history. Kazan, 2017, 1014 p.

Tukai Gabdulla. Der Schürale: ein tatarisches Märchen : ein Kindermalbuch. Weiler am Rhein: Bertugan-Verlag, 2006, 16 s.

World Tukai, Gabdulla Tukai. URL: http://gabdullatukay.ru/eng/


Просмотров аннотации: 108
Загрузок PDF: 106
Опубликован
2022-08-31
Как цитировать
Malikov, R., & Galiakberova, A. (2022). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ О РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВОСПИТАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(4), 7-21. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-4-7-21
Раздел
Педагогические исследования