ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МИКС» ИЗУЧЕНИЯ ДОВЕРИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОВИД-19)

  • Natalia V. Klipova Санкт-Петербургский государственный университет http://orcid.org/0000-0003-2832-2653
  • Svetlana D. Gurieva Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: уровень доверия, поведенческие стратегии, коммуникационные стратегии, КОВИД-19, выход из кризиса, стратегии преодоления кризиса

Аннотация

Кризисные ситуации являются испытанием для современного общества, вовлеченного в них. Разные сферы жизнедеятельности и функционирования общества подвергаются серьезному воздействию, как самого кризиса, так и последствий кризиса. Мировой кризис, известный как КОВИД-19, затронул большое количество стран и повлиял на их дальнейшее развитие, проникнув во все сферы жизни общества, включая важные артерии, такие как социальную сферу и социальное взаимодействие. По этой причине, изучение поведенческих стратегий реакции на кризис и преодоления кризиса непосредственно участниками социальных процессов, представляет собой особый научный интерес и, на данный момент, является актуальной, с точки зрения науки, и важной, с точки зрения современного общества, проблемой.

Целью данного исследования является определение методологических подходов к изучению данного явления и классификация поведенческих стратегий реакции и выхода из кризиса. Для решения поставленной цели, необходимо решение следующих задач: 1. Выявить основные параметры взаимосвязи поведенческих стратегий в кризисных ситуациях и уровнем доверия. 2. Проанализировать и систематизировать существующие стратегии поведения в кризисных ситуациях, на примере КОВИД-19. 3. Разработать на основе теоретических подходов к изучению кризисных стратегий авторскую модель, применимую к реальной практике разных стран, направленной на преодоление и борьбу с Ковид-19. 4. Провести анализ уровня доверия общества к власти и власти к обществу в выбранных странах на основе исследования компании «Hofstede Insights».

Для реализации поставленной цели и задач исследования, использовались: метод наблюдения, контент-анализ, результаты аналитико-статических отчетов, представленные на официальных сайтах, экспертное мнение специалистов, ведущих экспертов в данной области.

Поскольку доверие подвергается сильному воздействую во время кризиса, это дает нам возможность говорить о том, что доверие способно обуславливать поведение человека в кризисной ситуации. Взаимосвязь доверия и поведения отражена в предложенной авторами модели.

Авторами данной статьи была разработана модель «Стратегический микс», применительно в кризисной ситуации КОВИД-19. В основе данной модели заложены наиболее типичные реакции правительства разных стран на кризисную ситуацию и преодоление кризиса КОВИД-19.

Биографии авторов

Natalia V. Klipova, Санкт-Петербургский государственный университет

мастер делового администрирования СБС, аспирант кафедры социальной психологии

Svetlana D. Gurieva, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор психологических наук, профессор, мастер делового администрирования СШЭ, заведующая кафедрой социальной психологии

Литература

Gurieva S.D., Borisova M.M. Sotsial’nye predstavleniya o doverii sovremennoy molodezhi: kross-kul’turnyy analiz [Social ideas about the trust of modern youth: a cross-cultural analysis]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2016, no. 12 (68), pp. 138-150. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-12-138-150

Gurieva S.D., Borisova M.M., Vereshchagina L.V. et al. Pozitivnaya psikhologiya myshleniya: monografiya [Positive psychology of thinking: monograph] / ed. G.S. Nikiforov. Moscow: Prospekt, 2017, 320 p.

P. 89-108.

Gurieva S.D., Klipova N.V. Doverie kak sposob preodoleniya krizisa na primere kovid-19 [Trust as a way to overcome the crisis on the example of covid-19]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2020 vol. 12, no. 2, pp. 248-265. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2020-2-248-265

Deming E. Vykhod iz krizisa: Novaya paradigma upravleniya lyud’mi, sistemami i protsessami [Out of the Crisis: A New Paradigm for Managing People, Systems and Processes]. M.: Alpina Business Books, 2007, 370 p.

Dobrokhotov R.A. Problemy doveriya v mirovoy politike (na primere protsessov evropeyskoy integratsii) [Trust issues in world politics (on the example of European integration processes)]. Abstract of the dissertation of the candidate of political sciences. Moscow, 2013. 30 p. https://iphras.ru/uplfile/aspir/autoreferat/Dobrokhotov_diss.pdf

Zinchenko V.P. Psikhologiya doveriya [The psychology of trust]. Samara: SIOKPP, 2001, 104 p.

Il’in E.P. Psikhologiya doveriya [The psychology of trust]. SPb.: Piter, 2013, 288 p.

Kupreychenko A.B. Psikhologiya doveriya i nedoveriya [The psychology of trust and distrust]. M.: ‘Institute of Psychology RAS’ Publ., 2008, 571 p. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/09/1214795330/0126.pdf

Meyer E. Karta kul’turnykh razlichiy. Kak lyudi dumayut, rukovodyat i dobivayutsya tseley v mezhdunarodnoy srede [Map of cultural differences. How people think, lead and achieve goals in an international environment]. M.: Biblos, 2019, 282 p.

Ming-Jer Chen. Kitayskiy biznes iznutri: prakticheskoe posobie po vystraivaniyu delovykh otnosheniy s kitayskimi partnerami [Chinese business from the inside: a practical guide to building business relationships with Chinese partners]. M.: Eksmo, 2009, 288 p.

Skripkina T.P. Psikhologiya doveriya: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [The Psychology of Trust: A Study Guide for Higher Educational Institutions]. Moscow: Academy Publ., 2000,

p.

Skripkina T.P. Doverie kak sotsial’no-psikhologicheskoe yavlenie [Trust as a social and psychological phenomenon]: dissertation ... Doctor of Psychological Sciences. Rostov-na-Donu, 1998, 392 p.

Trompenaars F., Hampden-Turner Ch. Natsional’no-kul’turnye razlichiya v kontekste global’nogo biznesa [National and cultural differences in the context of global business]. Mn.: ‘Popurri’ Publ., 2004, 528 p.

Fukuyama F. Doverie: sotsial’nye dobrodeteli i put’ k protsvetaniyu [Trust: social virtues and the path to prosperity]. M.: AST: Ermak, 2004, 730 p.

Fukuyama F. Velikiy razryv [The Great Rupture]. M: AST: Ermak, 2004, 474 p.

Fombrun Ch.J. Fame and fortune: how successful companies build winning reputation / by Ch. J. Fombrum and Cees B.M. van Riel. 2004 Person Education, Inc. Publishing as financial Times Hall, 273 p.

Gambetta D. Can we trust in trust? Trust: Making and Breaking Cooperative relations / D. Gambetta (ed.). Oxford: Basil Blackwell, 1988, pp. 213-237.

Hofstede Insights. https://www.hofstede-insights.com/

Luhmann N. Trust and power. Chichester: Wiley, 1979, 208 p.

Luhmann N. Familiarity, Confidence, Trust: Problems and Alternatives. Trust: Making and Breaking Cooperative Relations (electronic edition), Ed. by D. Gambetta. Oxford: University of Oxford, Ch. 6, 2000, pp. 94-107. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.23.8075&rep=rep1&type=pdf

Shtompka P. Trust: a Sociological Theory. Cambridge: Cambridge University press, 1999, 214 p.

Опубликован
2021-02-28
Раздел
Психологические исследования