МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ

  • Svetlana M. Maltseva Мининский университет https://orcid.org/0000-0002-7273-1852
  • Anna A. Voronkova Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал https://orcid.org/0000-0003-1125-5466
  • Vyacheslav A. Orinchuk Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал
  • Kseniya S. Syabitova Мининский университет
Ключевые слова: профессиональная мотивация, студенты-первокурсники, вуз, выбор профессии, виды мотивов, аксиология образования

Аннотация

Актуальность. Процесс формирования готовности студента к будущей профессиональной деятельности требует развитой мотивационной сферы личности. Профессиональная мотивация – ведущий движущий фактор успешного обучения. Актуальные потребности личности должны здесь иметь тесную связь с удовлетворением их через решение учебных задач, связанных с выбранной сферой деятельности. Однако авторы замечают, что мотивы поступления в вуз у первокурсников недостаточно совпадают с мотивами обучения конкретной профессии.

Целью работы стала постановка проблемы недостаточного использования аксиологического подхода в обучении как условия профессионального развития.

Методология исследования связана с обоснованием ценностного подхода к выбору и получению профессии.

Результаты. Анализ данных, полученных в ходе опроса 310 студентов, показал, что для подавляющего большинства из них получение высшего образования является важным фактором для устройства на высокооплачиваемую работу, но при этом многие также считают, что даже без высшего образования человек способен хорошо устроиться в жизни и получить престижную профессию. Характерно, что респонденты в основном считают свой выбор самостоятельным, положительно влияющим на личностный рост человека, однако почти треть из них предпочитает не задумываться о том, что нужно будет работать по выбранному профилю. Такой выбор нельзя назвать вполне осознанным. Как следствие снижается мотивация к обучению и качество образовательного результата. Авторы приходят к выводу, что аксиологический подход в процессе обучения уже на первых курсах позволяет направлять их ценностные ориентации в сторону проявления большего интереса к выбранной профессии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana M. Maltseva, Мининский университет

доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теологии; доцент кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Anna A. Voronkova, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал

доцент, кандидат филол. наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства; доцент кафедры естественно-научных дисциплин

Vyacheslav A. Orinchuk, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Московский технический университет связи и информатики, Волго-Вятский филиал

доцент, кандидат пед. наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры; заведующий кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

Kseniya S. Syabitova, Мининский университет

Литература

Anikina U.Y., Gafurova T.R., Kurlina K.V. Osobennosti uchebnoj motivacii i lichnostnoj trevozhnosti u studentov raznyh vuzov [Features of educational motivation and personal anxiety among students of different universities]. Sovremennye innovacii [Modern innovations], 2017, no. 1 (15), pp. 99-102.

Brusyanin V.E. Osnovnye motivy studentov pri vybore obrazovatel’noj programmy v usloviyah pandemii [The main motives of students when choosing an educational program in a pandemic]. Globus: Psihologiya i pedagogika [Globus: Psychology and Pedagogy], 2021. vol. 7, no. 1 (41), pp. 6-8.

VCIOM. Novosti. Vysshee obrazovanie: social’nyj lift ili poteryannoe vremya? [Elektronnyj resurs]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-soczialnyj-lift-ili-poteryannoe-vremya (accessed 13.04.2022).

Galkina E.N. Motivaciya uchebnoj deyatel’nosti v VUZe [Motivation of educational activity at the university]. Mir nauki [The world of science], 2017, no. 2, pp. 8-10.

Gorbunova E.V. Vybytiya studentov iz VUZov: issledovaniya v Rossii i SSHA [Student departures from universities: studies in Russia and the USA]. Voprosy obrazovaniya [Education issues], 2018, no. 1,pp. 110-131.

Zinkevich E.R., Klikunova K.A. Pedagogicheskaya refleksiya udovletvorennosti pervokursnikov obrazovatel’nym processom v medicinskom universitete [Pedagogical reflection of first-year students’ satisfaction with the educational process at a medical university]. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 43-59. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-43-59

Ignat’ev V.P., Coj T.V., Chahov D.K. Vliyanie motivov postupleniya v vuz na rezul’taty obucheniya [The influence of motives for admission to university on learning outcomes]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 6, pp. 54.

Koroleva O.A. Osobennosti motivacii studentov k obucheniyu [Features of students’ motivation to study]. Chelovek, ekonomika, obshchestvo: grani vzaimodejstviya: sb. trudov XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 30 noyabrya 2019 g.) [Man, Economy, society: Facets of Interaction: Proceedings of the XXVI International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 30, 2019)]. Belgorod: Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij, 2019, pp. 168-171.

Krushel’nickaya O.I., Polevaya M.V., Tret’yakova A.N. Motivaciya k polucheniyu vysshego obrazovaniya i ee struktura [Motivation for higher education and its structure]. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research], 2019, no. 2, pp. 43-57.

Leskova I.A. Ideya obrazovaniya: struktura i soderzhanie v kontekste smeny filosofskih osnovanij [The idea of education: structure and content in the context of changing philosophical foundations]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 3, р. 10.

Maltseva S.M., Gnetova L.V., Bushueva A.A. K voprosu ob evolyucii prav i svobod cheloveka [On the question of the evolution of human rights and freedoms]. Sovremennye issledovaniya social’nyh problem [Modern studies of social problems], 2019, vol. 11, no. 5-2, pp. 90-95.

Maltseva S.M., Goncharuk A.G., Voronina I.R. Odinochestvo v usloviyah social’noj transformacii sovremennogo obshchestva [Loneliness in the conditions of social transformation of modern society]. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2019, no. 4 (38), pp. 79-84.

Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Svedeniya o prieme, chislennosti studentov i vypuske specialistov obrazovatel’nyh organizaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel’nuyu deyatel’nost’ po obrazovatel’nym programmam vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-os (accessed 01.11.2021).

Mishankina N.A., Girfanova YU.R. Issledovanie osobennostej motivov postupleniya v vuz studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [The study of the peculiarities of the motives for admission to the university of first-year students of a pedagogical university]. Problema psihologii lichnosti v usloviyah sociokul’turnyh vyzovov rossijskomu obshchestvu [The problem of personality psychology in the conditions of socio-cultural challenges to Russian society]. Belgorod, 2018, pp. 131-136.

Gryaznova E.V., Lanskaya I.A., Kozlova T.A. Virtual reality as a category of psychology within the information concept. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 2 (44), pp. 308-316.


Просмотров аннотации: 37
Загрузок PDF: 21
Опубликован
2022-04-29
Как цитировать
Maltseva, S., Voronkova, A., Orinchuk, V., & Syabitova, K. (2022). МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ-ПЕРВОКУРСНИКАМИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(2), 20-35. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-2-20-35
Раздел
Педагогические исследования