ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

  • Inna S. Kochergina Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0001-6161-5453
  • Natalia E. Serebrovskaya Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0001-9140-5393
  • Sergey I. Timin Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
  • Tamara T. Shelina Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) https://orcid.org/0000-0002-8637-0111
Ключевые слова: культура личности, общество, профессиональная деятельность, поведение, ценности, эмоциональное состояние, общение, психологическая культура

Аннотация

Цель. Статья посвящена теоретико-эмпирическому изучению такого сложного и одновременно важного личностного феномена, как психологическая культура педагога тренера. Данный феномен рассматривается как основа успешной тренерской работы педагога с юными спортсменами. Представлен анализ и теоретический обзор ведущих подходов к содержанию психологической культуры в рамках академической психологии, который выявил отсутствие единства в трактовке дефиниции «психологическая культура» и определении ее роли в профессиональном становлении тренера.

Методология проведения работы. Поставленная цель исследования по определению содержания психологической культуры у педагогов-тренеров и выявлению преобладающих компонентов их психологической культуры достигается за счет методологии субъектности. Результаты исследования проводились в одной из крупных спортивных школ Нижнего Новгорода. В эмпирической части исследования использован специально подобранный диагностический комплекс психологических методик, позволяющих определить структурные составляющие изучаемого феномена и выявить роль каждого из структурных компонентов. Результаты проведенной диагностики обрабатывались с использованием корреляционного анализа Спирмена, которые показали наличие значимых связей между основными характеристиками феномена психологической культуры педагога-тренера и значение структурного триединства в формировании изучаемого феномена.

Результаты. Результат представленного в статье исследования констатирует непосредственную связь между выраженностью компонентов психологической культуры педагога-тренера и успехами его тренерской работы, то есть достижениями юных спортсменов, его воспитанников, а также определяет психологическую культуру как личностный феномен, влияющий на его профессиональную успешность в тренерской работе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Inna S. Kochergina, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

начальник управления работы с абитуриентами

Natalia E. Serebrovskaya, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

доктор психологических наук, профессор, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании

Sergey I. Timin, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

магистрант

Tamara T. Shelina, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования

Литература

Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul’turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural and historical understanding of human development]. M.: Smysl: Publishing Center “Academy”, 2007, 528 p.

Akhmetov S.M., Dvorkina N.I. Fizicheskaya kul’tura, sport nauka i praktika, 2012, no. 4, pp. 2-7.

Gorskaya G.B. Lichnost’ i bytie: sub”ektnyy podkhod. Lichnost’ kak sub”ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza: Mater. III Vseros. nauch.- prakt. konf. [Personality and being: subjective approach. Personality as a subject of being: theoretical and methodological foundations of analysis: Mater. III All-Russian. scientific-pract. conf.] / ed. Z.I. Ryabikina, V.V. Znakov. Krasnodar, 2005, pp. 67-75.

Gorskaya G.B., Bondarenko N.A., Guseynov A.Sh. Nauka Kubani, 2006, no. 2, pp. 88-90.

Derkach A.A., Semenov I.N., Stepanov S.Yu. Psikhologo-akmeologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya refleksivnoy kul’tury gossluzhashchikh. M.: RAGS, 1998. 250 s.

Ermolaeva E.P. Sovremennaya lichnost’: psikhologicheskie issledovaniya [Modern personality: psychological research]. M.: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2012, pp. 181–200.

Zagaynov R.M. Krizisnye situatsii v sporte i psikhologiya ikh preodoleniya [Crisis situations in sports and the psychology of overcoming them]. M.: Soviet Sport, 2010, 228 p.

Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. M.: Piter, 2003, 512 p.

Serebrovskaya N.E., Lukomets A.A. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2017, vol. 23, no. 5, pp. 44-48.

Serebrovskaya N.E., Egorova T.E., Rakova E.K., Kulikova K.A. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy vuza. Materialy vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Psychological safety of the educational environment of the university. Materials of the All-Russian scientific conference]. Responsible for the release of G.V. Sorokoumova, 2018, pp, 36-43.

Fomenko G.Yu. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 101-119.

Vallerand R.J., Blanchard C.M., Mageau G.A., Koestner R., Ratelle C., Léonard M., Gagné M. Les passions de l’ame: On obsessive and harmonious passion. Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 85, pp. 756–767.


Просмотров аннотации: 163
Загрузок PDF: 119
Опубликован
2022-02-28
Как цитировать
Kochergina, I., Serebrovskaya, N., Timin, S., & Shelina, T. (2022). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА-ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(1), 177-191. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-177-191
Раздел
Психологические исследования