СУБЪЕКТНОСТЬ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ: ОТ ПОНЯТИЯ К ИЗОМОРФИЗМУ

  • Petr Yu. Naumov ФГКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации»
  • Aleksey A. Dyachkov Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Ключевые слова: интеллигентность, ценности, будущий офицер, системность, целостность, ответственность, субъектность

Аннотация

Актуальность. Исследование сущности и структуры интеллигентности является современным и актуальным, а также особенностей ее функционирования в психике, предполагает установление соотношения субъектности и интеллигентности как общего и особенного. Изучение системного отношения между субъектностью и интеллигентностью предполагает изучение их структур, изоморфизма между ними, сравнения компонентов и характерных качественных свойств. Субъектность как свойство самости личности, способность принимать решения и нести за них ответственность, проявлять самостоятельность и нравственность в поступках, близка по своим качественным и структурным характеристикам к интеллигентности, которая и проявляется в ценностно-смысловом (экзистенциальном) отношении к фактам и явлениям окружающей действительности, уровне интеллектуальности личности как производной от образованности, эмоционально-волевой устойчивости в нравственном поведении и готовности к самопожертвованию. Следовательно, имеются основания указать на изоморфизм субъектности и интеллигентности в их соотношении общего и особенного.

Материалы и методы. Работа основывалась на применении методологических принципов системного, комплексного и субъектного подхода. Указанные подходы выполняют методолого-ориентационные, когнитивно-творческие и прогностические функции. Исходя из научных подходов, которые выступили основанием и платформой работы, нами были применены системный и функциональный, понятийный и структурно-компонентный анализы, сравнение, абстрагирование и дедукция.

Результаты исследования. К научным результатам работы относится выявленное соотношение субъектности и интеллигентности как общего и особенного и их изоморфизма. Данные результаты можно использовать для проведения научных исследований в философских, педагогических и психологических науках, а также развития интеллигентности будущих офицеров в педагогическом процессе военного вуза.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Petr Yu. Naumov, ФГКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, помощник начальника Центра по правовой работе

Aleksey A. Dyachkov, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

начальник кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Abul’khanova K.A. Voprosy filosofii, 2021, № 9, pp. 75-81.

Abul’khanova K.A. Psikhologicheskiy zhurnal, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 5-18.

Abul’khanova K.A. Mir psikhologii, 2013, no. 2 (74), pp. 262-275.

Abul’khanova K.A. Mir psikhologii, 2011, no. 1 (65), pp. 22-32.

Abul’khanova K.A. Psikhologicheskiy zhurnal, 2009, vol. 30, no. 5, pp. 26-45.

Abul’khanova K.A., Aleksandrov Yu.I., Brushlinskiy A.V. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 1996, no. 3, pp. 11-19.

Bol’shunova N.Ya. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2012, no. 1 (32), pp. 57-61.

Bol’shunova N.Ya. Sotsiokul’turnye problemy sovremennoy molodezhi: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2-kh chastyakh [Socio-cultural problems of modern youth: Materials of the II International Scientific and Practical Conference: in 2 parts]. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2007, pp. 69-83.

Bol’shunova N.Ya. Filosofiya obrazovaniya, 2006, no. 1 (15), pp. 275-280.

Brushlinskiy A.V. Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 1999, no. 3, pp. 76-79.

Brushlinskiy A.V. Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 1999, no. 1, pp. 30-41.

Brushlinskiy A.V. Psikhologiya subekta: Nauchnoe izdanie [Psychology of the Subject: Scientific Edition]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo «Aleteyya», 2003, 272 p.

Brushlinskiy A.V. et al. Problema subekta v psikhologicheskoy nauke [The problem of the subject in psychological science]. Moskva: Izdatel’stvo «Akademicheskiy proekt», 2000, 320 p.

Vararu A.A. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2008, no. 3 (39), pp. 179-183.

Kon I.S. Novyy mir, 1968, no. 1, pp. 173-197.

Naumov P.Yu., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 12.

Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 2, pp. 10.

Pak L.G. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2009, no. 7-8 (73-74), pp. 27-34.

Savenko D.Yu. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire, 2019, no. 4 (76), pp. 273-278.

Skvortsov I.M., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2015, no. 11, pp. 768-778.

Skvortsov I.M., D’yachkov A.A., Naumov P.Yu. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem, 2015, no. 11, pp. 779-789.

Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Spotkay L.A. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal, 2015, no. 2 (34), pp. 281-286.

Suvorova O.V. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 2012, no. 1 (32), pp. 107-109.

Suvorova O.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2011, vol. 13, no. 2-5, pp. 1178-1182.

Suvorova O.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2011, vol. 13, no. 2-6, pp. 1416-1421.


Просмотров аннотации: 147
Загрузок PDF: 141
Опубликован
2022-01-21
Как цитировать
Naumov, P., & Dyachkov, A. (2022). СУБЪЕКТНОСТЬ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ: ОТ ПОНЯТИЯ К ИЗОМОРФИЗМУ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200
Раздел
Психологические исследования