ПРЕВЕНЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: превенция, девиантное поведение, социально-психологический тренинг, тренинг ассертивности, тренинг развития социальных умений

Аннотация

 Социально-экономические изменения, произошедшие в России за последние 30 лет с одной стороны, можно считать положительными, они связаны, большей частью с общей интеграцией страны в мировое сообщество. С другой стороны, эти изменения внесли в российское общество большое количество отрицательных изменений. В результате увеличилась распространенность разных форм девиантного поведения, в том числе у детей и подростков. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении специальной работы, превенцией девиантного поведения. Этими вопросами в России теперь занимаются и педагоги и многие специалисты системы образования страны. История вопроса превенции девиантного поведения начинается в конце XIX начале XX века. В связи с этим, в первой части своей статьи мы рассмотрели и сделали анализ исследований зарубежных авторов по указанной проблеме. Автором представленые выводы, которые были сделаны в результате. Вторая часть статьи посвящена описанию деятельности по превенции девиантного поведения у детей и подростков, которая в настоящее время осуществляются в России. В третьей части статьи автором дано описание проведенного анкетного опроса педагогов, психологов и специалистов, занимающихся превенцией девиантного поведения детей и подростков в Центре диагностики и консультирования детей и подростков (г. Калининград, Россия), а также описание проведенного анкетного опроса детей и подростков, участвующих в превентивных мероприятиях. Приводятся выводы, сделанные в результате анализа проведенного опроса.

Цель. Статья посвящена актуальной проблеме, в условиях социально-экономической ситуации в современной России. Предметом анализа стала деятельность по превенции (профилактике) девиантного поведения у детей и подростков. Цель исследования – дать описание и анализ зарубежных исследований по проблеме превенции девиантного поведения у детей и подростков, представить современное состояние проблемы в России, уточнить наиболее применимые формы превенции девиантного поведения в России.

Методология проведения работы. В исследовании были использованы методы обобщения и сравнения, конкретизации, систематизации.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор дает определение понятия превенция девиантного поведения детей и подростков. Автор описывает и дает анализ зарубежных исследований по проблеме; представляет современное состояние проблемы в России. На основании проведенного анкетного опроса педагогов, психологов и специалистов, занимающихся превенцией девиантного поведения детей и подростков в Центре диагностики и консультирования детей и подростков (г. Калининград, Россия), а также на основании проведенного анкетного опроса детей и подростков, участвующих в превентивных мероприятиях автором уточнены наиболее применяемые формы превентивной работы. Анализ проведенного опроса позволил автору сделать выводы о наиболее применимых формах работы по превенции девиантного поведения у детей и подростков; о том, что эти формы можно планировать на любые сроки работы; они позволяют учитывать присутствие и психологическое состояние обучаемых, что позволяет вносить изменения в программ;,что такие формы позволяют обучать детей и подростков не только знаниям, но и социальным умениям и навыкам; что такая форма работы дает возможность детям и подросткам общаться и осознавать то, что у других людей тоже могут быть такие же жизненные задачи.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в образовательных организациях любого вида, для оптимизации психолого-педагогической деятельности по превенции девиантного поведения у детей и подростков. В образовательных организациях могут быть организованы мероприятия по превенции девиантного поведения 2-ой и 3-ей формы: популяризация соответствующей справочной литературы, просмотр специальных фильмов, публичные чтения, дискуссии; социально-психологические тренинги.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatiana I. Bezuglaya, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Eichorn A. Trudnyy podrostok [Difficult teenager]. M.: April Press, Publishing house EKSMO-Press, 2011, 304 p.

Alfimova M.V., Trubnikov V.I. Voprosy psikhologii, 2000, no. 6, pp. 112-123.

Andreeva G.M. Sotsial’naya psikhologiya. Uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Social Psychology. Textbook for higher educational institutions]. M.: Aspect Press, 2017, 363 p.

Dubrovina I.V. Prakticheskaya psikhologiya v labirintakh sovremennogo obrazovaniya [Practical psychology in the labyrinths of modern education]. Monograph. M.: Moscow Psychological and Social University, 2014, 464 p.

Zinnurov F.K. Profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya detey i podrostkov v novykh sotsial’no-kul’turnykh usloviyakh XXI veka [Prevention and correction of deviant behavior of children and adolescents in the new socio-cultural conditions of the XXI century]: monograph. Kazan: KUI MIA RF, 2012, 278 p.

Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology: (Psychology of deviant behavior)]. M.: Publishing Center “Academy”, 2009, 288 p.

Menshchikova A.N. Molodoy ucheny, 2021, no. 24 (366), pp. 338-340. https://moluch.ru/archive/366/82345/

Petrovsky V.A. Issledovanie deviantnogo povedeniya v SShA i Velikobritanii [A study of deviant behavior in the US and UK]. M., 2019,165 p.

Salikhova N.R. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2009, vol. 30, no. 1, pp. 40-41. https://arxiv.gaugn.ru/s0205-95920000617-5-1-ru-66/

Skuratova P.N., Potapova K.S., Panfilova T.A., Yakovleva V.Yu. Molodoy ucheny, 2021, no. 7 (349), pp. 70-72. https://moluch.ru/archive/349/78560/

Baron R., Richardson D. Agressiya [Aggression]. SPb: Peter. Masters of Psychology, 2001, 352 p.

Graham J., Bennett T. Strategii preduprezhdeniya prestupnosti v Evrope i Severnoy Amerike [Crime prevention strategies in Europe and North America]. Helsinki: HEUNI - United Nations European Institute for Crime Prevention and Control, 1995, 162 p.

Rogers S., Kramer P.D. O stanovlenii lichnost’yu: vzglyad terapevta na psikhoterapiyu [On Becoming a Person: A Therapist’s Perspective on Psychotherapy]. London: Constable, 2013.

Hendrix J., Byers B. Krizisnoe vmeshatel’stvo v ugolovnoe pravosudie [Crisis intervention in criminal justice]. 1996, 198 p.

Shibutani T. Obshchestvo i lichnost’: interaktsionistskiy podkhod k sotsial’noy psikhologiya [Society and personality: an interactionist approach to social psychology]. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 2010, 648 p.


Просмотров аннотации: 53
Загрузок PDF: 35
Опубликован
2022-01-21
Как цитировать
Bezuglaya, T. (2022). ПРЕВЕНЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 117-135. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-117-135
Раздел
Психологические исследования