ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

  • Emilia V. Vanina ГБУ ДПО СПбАППО
  • Elena G. Petrova ГБОУ СОШ №551 Кировского района Санкт-Петербурга
  • Elena V. Byakova ГБОУ СОШ №551 Кировского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: социальная установка, цифровая безопасность, цифровая образовательная среда школы, сетевое взаимодействие, социальное взаимодействие

Аннотация

Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен тем, что на сегодняшний день недостаточно изучены возможности и эффекты целевого влияния цифровых инструментов на социальные установки обучающихся.

Проблема исследования. Ключевой для исследования стала проблема конструирования позитивного педагогического влияния на социальные установки обучающихся через цифровую среду.

Цель исследования. Теоретически обосновать обобщенную модель содержания социальной установки, проанализировать способы влияния на социальные установки (в частности на примере социальной установки, направленной на безопасное поведение в сети Интернет) педагогическими средствами, включенными в школьную цифровую образовательную среду и выявить результативность имеющихся в практике школы инструментов влияния на социальные установки.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие научные методы: теоретический анализ, моделирование, эксперимент.

Результаты исследования. В результате моделирования стало возможным на примере социальной установки к объекту «Безопасность в сети Интернет» создать и в пилотном режиме экспериментально проверить технологию конструирования педагогического влияния на социальные установки обучающихся. Ключевыми этапами технологии стали создание теоретической модели, отбор содержания и форм взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде, создание целевого педагогического инструмента – сетевого квеста.

Выводы исследования. Эксперимент дал возможность сделать вывод о том, что предлагаемая трехкомпонентная модель социальной установки носит универсальный характер и может быть использована при разработке содержания и выборе способов взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде с учетом влияния на социальные установки обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Emilia V. Vanina, ГБУ ДПО СПбАППО

к.п.н., доцент кафедры методологии и технологий цифрового образования

Elena G. Petrova, ГБОУ СОШ №551 Кировского района Санкт-Петербурга

директор

Elena V. Byakova, ГБОУ СОШ №551 Кировского района Санкт-Петербурга

учитель, зав. направлением ОЭР

Литература

Byakova E.V. Volshebnyye svoystva shkol’nykh setevykh vzaimodeystviy ili pri chem zdes’ Harry Potter? [The magical properties of school network interactions or what does Harry Potter have to do with it?]. Poisk [Search], 2021, no. 1, pp. 80-82.

Vanina E.V., Byakova E.V. Primenenie kommunikativnoy strategii dialoga dlya formirovaniya social’nykh ustanovok u obuchayushchikhsya v tsifrovoy obrazovatel’noy srede [Application of the communicative dialogue strategy for the formation of social attitudes among students in a digital educational environment]. Aktual’nye problemy pedagogiki i psihologii na sovremennom jetape. Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of pedagogy and psychology at the present stage. Materials of the international scientific and practical conference]. Volgograd, 2020, pp. 68-76.

Vygotskiy L.S. Polnoe sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Pedologiya podrostka: Problema vozrasta [The full composition of writings: in 6 volumes. Teenage pedalogy: The problem of age]. Moscow: Pedagogika, 1984, рр. 224-269.

Gordeeva S.S. Sushchnost’ i struktura sotsial’noy ustanovki v sotsiologii i sotsial’noy psikhologii [The essence and structure of social attitude in sociology and social psychology]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Sociologija [Perm University Bulletin. Philosophy. Psychology. Sociology], 2016, no. 3 (27). https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-135-140

Geibl E. Tsifrovaya transformatsiya shkol’nogo obrazovaniya. Mezhdunarodniy opyt, trendy, global’nyye rekomendatsii [Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations] / per. s angl.; pod nauch. red. P.A. Sergomanova. Moscow: NIU VSHE, 2019, 108 p.

Devis Dzh.E. Amerikanskaja sociologija. Perspektivy, problemy, metody [American sociology. Perspectives, problems, methods]. Moscow: Progress, 1972, 392 p.

Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 phraseological expressions]. Moscow: Az, 1994, 907 p.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost’ podrostkov v internete: riski, sovladanie i roditel’skaya mediatsiya [Teenagers safety on the Internet: risks, coping and parental mediation]. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal [National psychological journal], 2014, no. 3(15). https://doi.org/10.11621/npj.2014.0305

Soldatova G.U., Chigar’kova S.V. Strategii uchitel’skoy mediatsii tsifrovoy aktivnosti shkol’nikov glazami podrostkov [Strategies for teacher mediation of digital activity of schoolchildren through the eyes of teenagers]. Tsifrovoye obshchestvo kak kul’turno-istoricheskiy kontekst razvitiya cheloveka [Digital society as a cultural and historical context of human development]. Kolomna, 2020, pp. 379-383.

Shilova O.N. Cifrovaya obrazovatel’naya sreda: pedagogicheskij vzglyad [Digital educational environment: pedagogical outlook]. Chelovek i obrazovanie [Human and education], 2020, no. 2(63), pp. 36-41.

Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., & Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers. Computers in human behavior, 2014, vol. 33, pp. 235-241.

George M.J., Odgers C.L. Seven fears and the science of how mobile technologies may be influencing adolescents in the digital age. Perspectives on psychological science, 2015, vol. 10, no. 6, pp. 832-851.

Livingstone S., Smith P.K. Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: The nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age. Journal of child psychology and psychiatry, 2014, vol. 55, no. 6, pp. 635-654.

Shin, W., Lwin, M. O. How does “talking about the Internet with others” affect teenagers’ experience of online risks? The role of active mediation by parents, peers, and school teachers. New Media & Society, 2017, vol. 19, no. 7, pp. 1109-1126.

Symons K., Ponnet K., Emmery K., Walrave M., Heirman W. Parental knowledge of adolescents’ online content and contact risks. Journal of youth and adolescence, 2017, vol. 46, no. 2, pp. 401-416.


Просмотров аннотации: 145
Загрузок PDF: 147
Опубликован
2022-01-21
Как цитировать
Vanina, E., Petrova, E., & Byakova, E. (2022). ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 60-77. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-60-77
Раздел
Педагогические исследования