СУБЪЕКТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Целью исследования является изучение механизмов самоопределения личности в процессе реализации субъектных действий. Предложена рабочая структурно-динамическая модель самоопределения. Введено понятие субъектного действия как авторского, внутренне мотивированного действия личности. Поставлена задача исследования связи субъектных действий с ценностно-смысловыми и операциональными аспектами самоопределения.
Методы эмпирического исследования «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана и опрос «Что вы уже делали самостоятельно» размещенные в Google-forms.
В результате исследования установлены различия в мотивах студентов, имеющих и не имеющих опыт реализации субъектных действий. Получены данные о количественных и качественных различиях самоопределения студентов, имеющих и не имеющих субъектные действия. Студенты, осуществляющие субъектные действия, отличаются активностью, самоэффективностью, уверенностью в своих возможностях, умением ценить возможности, предоставляемые им обучением, стремлением к личностному росту и самоактуализации. Студенты, не осуществляющие субъектных действий, отличаются преобладанием аффилиативных и витальных ценностей.
На основании выявленного влияния субъектных действий на самоопределение личности сформированы гипотезы о возможности психологического сопровождения самоопределения в двух сферах – ценностно-смысловой и операциональной. Тактика сопровождения основана на идее стимулирования субъекта к реализации субъектных действий, характеризующихся активностью субъекта, осмысленностью и наличием объективно значимого результата действия.
Скачивания
Литература
Abul’khanova K.A. Voprosy filosofii, 2021, no. 9, pp. 75-81. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-75-81
Bandura A. Teoriya sotsial’nogo naucheniya [Theory of social learning]. SPb.: Evraziya, 2000. 320 p.
Verbitskiy A.A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya : materialy k chetvertomu zasedaniyu metodologicheskogo seminara [Competence-based approach and contextual learning theory: materials for the fourth session of the methodological seminar]. M.: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2004, 84 p. http://fgosvo.ru/news/2/125 (accessed 21.09.2021)
Gordienko N.V., Smirnova K.A. Russian Journal of Education and Psychology, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 30-35. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-4-30-35
Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. Filosofsko-psikhologicheskoe nasledie S.L. Rubinshteyna / ed. K.A. Abul’khanova. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2011, pp. 216-233.
Karelova R.A. Formirovanie professional’noy mobil’nosti budushchikh IT-spetsialistov v protsesse stanovleniya sub”ektnogo opyta uchebno-professional’noy deyatel’nosti: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk : 13.00.08 [Formation of professional mobility of future IT specialists in the process of formation of the subject experience of educational and professional activities: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08]. Ekaterinburg, 2017.
Klimov K.A. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v sisteme vysshego obrazovaniya [Practice-oriented learning in the higher education system]. Tambov, Izd-vo Pershina R.A., 2016.
Kovaleva T.M., Yakubovskaya T.V. Chelovek.RU, 2017, no. 12, pp. 85-94.
Leont’ev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’: uchebnoe posobie [Activity. Consciousness. Personality: study guide]. Moscow: Smysl: Akademiya, 2005. http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/ (accessed 20.03.2021)
Meshcheryakov B., Zinchenko V. Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ [Big psychological dictionary] / ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: Praym-EVROZNAK, 2004, 672 p.
Mil’man V.E. Motivatsiya tvorchestva i rosta: struktura. Diagnostika. Razvitie: teoreticheskoe, eksperimental’noe i prikladnoe issledovanie dialektiki sozidaniya i potrebleniya: monografiya [Motivation for creativity and growth: structure. Diagnostics. Development: theoretical, experimental and applied research of the dialectics of creation and consumption: monograph]. Moscow: Mireya i ko, 2005, 166 p. https://www.studmed.ru/view/milman-ve-motivaciya-tvorchestva-i-rosta-struktura-diagnostika-razvitie_9b7c1736385.html (accessed 12.02.2021)
Noss I.N., Kovaleva M.E. Chelovecheskiy capital, 2019, no. № 6-2(126), pp. 86-92.
Petrovskiy A.V. Voprosy psikhologii, 1984, no. 4, pp. 15-30.
Decree of the Government of St. Petersburg dated 19.12.2018 No. 771-164 on the approval of the “Concept for the development of a system for supporting the professional self-determination of children and youth in St. Petersburg”. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035
Pryazhnikov N.S., Rumyantseva L.S. Samoopredelenie i professional’naya orientatsiya uchashchikhsya [Self-determination and vocational guidance of students]. M.: Publishing Center “Academy”, 2013.
Ryabtseva I.V. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2011, no. 4, pp. 232-240.
Selevko G.K., Solov’eva O.Yu., Zamyslova N.N. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana, 2009, no. 3(22), pp. 84-109.
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub”ektivnosti. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Foundations of psychological anthropology. Human Psychology: An Introduction to the Psychology of Subjectivity. Textbook for universities]. M.: Shkola-Press, 1995, 384 p. http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Slobodchikov_Isaev_Psikhologija_cheloveka.pdf
Sobkin V.S., Kalashnikova E.A. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk, 2016, no. 2 (38), pp. 43-68.
Tsitseron, Mark Tulliy. Tri traktata ob oratorskom iskusstve [Three treatises on oratory]. Ed. M. L. Gasparov. Moscow, ‘Science’ Publishing House, 1972.
Shmeleva E.A., Kislyakov P.A. Psikhologiya samoregulyatsii v kontekste aktual’nykh zadach obrazovaniya : Materialy nauchnoy konferentsii, Moskva, 27–28 aprelya 2021 goda [Psychology of self-regulation in the context of urgent tasks of education: Proceedings of a scientific conference, Moscow, April 27-28, 2021]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 2021, pp. 181-187.
El’konin B.D. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya, 2019, vol. 15, no. 1, pp. 116–122. https://doi.org/10.17759/chp.2019150112
Просмотров аннотации: 157 Загрузок PDF: 143
Copyright (c) 2021 Olga N. Finogenova, Vladimir S. Nurgaleev
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.