Запросы учителей к педагогу-психологу в образовательной организации
Аннотация
Обоснование. Рост психологической напряженности в обществе влияет и на взаимоотношения участников образовательных отношений. В этой связи в образовательных организациях возрастает потребность в деятельности педагогов-психологов, которую они осуществляют в том числе с учетом проблем/запросов субъектов образовательных отношений. Особое внимание необходимо уделять учителям, поскольку именно они чаще контактируют с обучающимися и их родителями, а значит первыми могут заявлять о возникающих у них проблемах.
Цель – выявление и анализ проблем (запросов), с которыми учителя обращаются к педагогам-психологам, что позволит определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к психологическому сопровождению и поддержке учителей и других участников образовательных отношений в решении возникающих проблем.
Материалы и методы. Методологической базой исследования явился контекстно-компетентностный подход, согласно которому подготовка будущих специалистов должна соответствовать предметному и социальному контекстам осваиваемой профессии. Методы исследования включали: теоретический анализ работ, касающихся проблем учителей и особенностей взаимодействия с педагогом-психологом в их решении; дистанционный опрос с применением Googl-формы, в ходе которого педагогам-психологам необходимо было назвать не менее 10 проблем (запросов), с которыми к ним обращаются учителя.
Результаты. В дистанционном опросе приняли участие 40 педагогов-психологов. По итогам опроса суммарно получен 331 ответ на поставленный вопрос. В ходе контент-анализа сформировано 18 групп проблем, с которыми учителя обращались к педагогам-психологам. Полученные результаты свидетельствуют о широком, но достаточно схожем у разных учителей наборе выявленных проблем/запросов. В статье представлено распределение запросов по частоте встречаемости. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для совершенствования программ подготовки будущих педагогов-психологов, разработки востребованных методических материалов и рекомендаций, формулирования тем научных исследований и проектной деятельности в области практической психологии в образовании.
Информация о спонсорстве. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/190.
EDN: BHSCYM
Скачивания
Литература
Агальцова, Т. В., Жилина, С. В., Ильясов, И. И., Нагибина, Н. Л., Пузанкова, Н. В. (2024). Модель организации совместной работы в системе «ученик-учитель-организатор-классный руководитель-психолог» (на примере обучения математике). Человек. Искусство. Вселенная, (1), 69-73. EDN: https://elibrary.ru/nnezty
Битянова, М. Р. (1997). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. 297 с.
Валанова, Н. М. (2014). Особенности работы психолога с педагогами в контексте личностно ориентированного обучения. Школьные технологии, (3), 50-56.
Вербицкий, А. А. (2011). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования (Что требует переход к компетентностному образованию?). Инновационные проекты и программы в образовании, (4), 3-6. EDN: https://elibrary.ru/odblvt
Вербицкий, А. А. (2017). Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ. 268 с. ISBN: 978-5-4263-0384-3 EDN: https://elibrary.ru/latchi
Волкова, Е. Н. (2021). Профессиональное взаимодействие педагога-психолога с учителем в школе. Вестник практической психологии образования, 18(2), 35-41. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180204 EDN: https://elibrary.ru/kxhppf
Демьянчук, Р. В., Мухаметзянова, Ф. Г. (2015). Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления. Вестник Казанского государственного энергетического университета, (4(28)), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/vurklz
Дубовицкая, Т. Д., Гайдамашко, И. В., Макаревская, Ю. Э., Круглова, М. С. (2024). Психологический анализ педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 462-481. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-552 EDN: https://elibrary.ru/ttoztz
Дубровина, И. В. (1988). Предмет и задачи школьной психологической службы. Вопросы психологии, (5), 47-54. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm EDN: https://elibrary.ru/dqtbfe
Дубровина, И. В. (2011). Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. Вестник практической психологии образования, 8(3), 8-16. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n3/47700.shtml EDN: https://elibrary.ru/ybxtbs
Зеер, Э. Ф., Коновалов, А. А. (2025). Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет. Образование и наука, 27(4), 164. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174 EDN: https://elibrary.ru/ypzxny
Ковалевская, А. (2011). Взаимодействие в системе «педагоги — психолог». Школьный психолог, (2), 29-30. URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/polez/stati-dlya-psikhologa/113-vzaimodejstvie-v-sisteme-pedagogi-psikholog
Коржова, О. А. (2007). Проблема взаимодействия школьного психолога и учителя. Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 7(5), 66-69. EDN: https://elibrary.ru/ljlyzj
Лукьянова, М. И. (1999). Взаимодействие школьного психолога с учителями — основа развития их компетентности. Психологическая наука и образование, 4(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1999_n3/Lukjanova EDN: https://elibrary.ru/yhbmtv
Минюрова, С. А., Воробьева, И. В., Кружкова, О. В. (2024). Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука, 26(10), 106-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130 EDN: https://elibrary.ru/bamfgo
Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История. 376 с.
Психология и педагогика контекстного образования: Коллективная монография / под науч. ред. А. А. Вербицкого. (2018). М.; СПб.: Нестор-История. 416 с.
Реан, А. А., Демьянчук, Р. В. (2016). Методологические основания психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становления. Российский психологический журнал, 13(1), 85-93. EDN: https://elibrary.ru/vxadkr
Савина, Е. А., Савенкова, И. А., Эстерле, А. Е., Овсяникова, Е. А., Худаева, М. Ю. (2017). Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей. Психолого-педагогические исследования, 9(4), 1-11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401 EDN: https://elibrary.ru/zwmqld
Степанова, М. А. (2003). Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. Вопросы психологии, (4), 76-83. URL: http://www.voppsy.ru/034076.htm
Султанова, Н. К., Момбиева, Г. А., Керимбеков, М. А., Жунисбекова, Ж. А. (2015). Роль психолога в педагогическом общении. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (11-5), 752-755. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7878 EDN: https://elibrary.ru/uzmtad
Умняшова, И. Б., Кузнецова, А. А. (2017). Сотрудничество учителя и педагога-психолога в процессе психолого-педагогического анализа учебного взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, (4), 121-129. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2017-4-121-129 EDN: https://elibrary.ru/ynehsz
Филиппова, О. Н. (2023). Взаимодействие педагогов и педагогов-психологов в образовательном учреждении. В: Инновации в науке и практике. Уфа: ООО «Научно-издательский центр „Вестник науки“», 92-97. EDN: https://elibrary.ru/osqidt
Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., Wei, Y. (2022). Stress, burnout, anxiety and depression among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706 EDN: https://elibrary.ru/ggnpzh
Cattaneo, A., Antonietti, C., Rauseo, M. (2022). How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education, (176), 104358. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021 EDN: https://elibrary.ru/umbjlg
Farrell, P., Jimerson, S. R., Kalambouka, A., Benoit, J. (2005). Teachers’ perceptions of school psychologists in different countries. International School Psychology, 26(5), 525-544. https://doi.org/10.1177/0143034305060787 EDN: https://elibrary.ru/jpwfkd
Fernández-Batanero, J. M., Román-Graván, P., Reyes-Rebollo, M. M., Montenegro-Rueda, M. (2021). Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 548. https://doi.org/10.3390/ijerph18020548 EDN: https://elibrary.ru/jmlxic
Graham, L. J., White, S. L. J., Cologon, K., Pianta, R. C. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education, 96, 103190. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190 EDN: https://elibrary.ru/kdxdij
Ibrahim, A., Aljneibi, F. (2022). The influence of personal and work-related factors on teachers’ commitment during educational change: a study on UAE public schools. Heliyon, 8(11). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11333 EDN: https://elibrary.ru/zzasls
Larios, R. J., Zetlin, A. (2022). Challenges to preparing teachers to instruct all students in inclusive classrooms. Teaching and Teacher Education, 121, 103945. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103945 EDN: https://elibrary.ru/nymnem
Lee, S. W., Lee, E. A. (2020). Teacher qualification matters: the association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment. International Journal of Educational Development, 77. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102218 EDN: https://elibrary.ru/vsnpvf
Nasrollahi Shahri, M. N. (2018). The development of teacher identity, emotions and practice: before and after graduation from an MA TESOL program. System, 78, 91-103. https://doi.org/10.1016/j.system.2018.08.003
References
Agaltsova, T. V., Zhilina, S. V., Ilyasov, I. I., Nagibina, N. L., & Puzankova, N. V. (2024). Model of organizing collaborative work in the “student-teacher-organizer-class teacher-psychologist” system (on the example of mathematics teaching). Human. Art. Universe, (1), 69-73. EDN: https://elibrary.ru/nnezty
Bityanova, M. R. (1997). Organization of psychological work in school. Moscow: Sovershenstvo, 297 p.
Valanova, N. M. (2014). Features of psychologist’s work with teachers in the context of personality-oriented learning. School Technologies, (3), 50-56.
Verbitsky, A. A. (2011). Context-competency approach to education modernization (What does the transition to competency-based education require?). Innovative projects and programs in education, (4), 3-6. EDN: https://elibrary.ru/odblvt
Verbitsky, A. A. (2017). Theory and technologies of contextual education: Textbook. Moscow: MPGU, 268 p. ISBN: 978-5-4263-0384-3 EDN: https://elibrary.ru/latchi
Volkova, E. N. (2021). Professional interaction of educational psychologist with teacher at school. Bulletin of Practical Psychology of Education, 18(2), 35-41. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180204 EDN: https://elibrary.ru/kxhppf
Demyanchuk, R. V., & Mukhametzyanova, F. G. (2015). Directions of psychological support for teachers at the stage of professional development. Bulletin of Kazan State Power Engineering University, (4(28)), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/vurklz
Dubovitskaya, T. D., Gaidamashko, I. V., Makarevskaya, Yu. E., & Kruglova, M. S. (2024). Psychological analysis of pedagogical situations of difficult interaction. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 462-481. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-552 EDN: https://elibrary.ru/ttoztz
Dubrovina, I. V. (1988). Subject and tasks of school psychological service. Questions of Psychology, (5), 47-54. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885047.htm EDN: https://elibrary.ru/dqtbfe
Dubrovina, I. V. (2011). Psychological service at the modern stage of general secondary education development. Bulletin of Practical Psychology of Education, 8(3), 8-16. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n3/47700.shtml EDN: https://elibrary.ru/ybxtbs
Zeer, E. F., & Konovalov, A. A. (2025). Professional development of teachers: psychological portrait. Education and Science, 27(4), 164. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-4-149-174 EDN: https://elibrary.ru/ypzxny
Kovalevskaya, A. (2011). Interaction in the “teachers — psychologist” system. School Psychologist, (2), 29-30. URL: https://www.psmetodiki.ru/index.php/polez/stati-dlya-psikhologa/113-vzaimodejstvie-v-sisteme-pedagogi-psikholog
Korzhova, O. A. (2007). The problem of interaction between school psychologist and teacher. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 7(5), 66-69. EDN: https://elibrary.ru/ljlyzj
Lukyanova, M. I. (1999). Interaction of school psychologist with teachers as the basis for developing their competence. Psychological Science and Education, 4(3). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1999_n3/Lukjanova EDN: https://elibrary.ru/yhbmtv
Minyurova, S. A., Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V. (2024). Teacher’s emotional burnout: psychological risk factors. Education and Science, 26(10), 106-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130 EDN: https://elibrary.ru/bamfgo
Mitina, L. M. (2014). Psychology of personal and professional development of education subjects. Moscow; St. Petersburg: Nestor-History, 376 p.
Psychology and pedagogy of contextual education: Collective monograph / Ed. by A. A. Verbitsky. (2018). Moscow; St. Petersburg: Nestor-History, 416 p.
Rean, A. A., & Demyanchuk, R. V. (2016). Methodological foundations of psychological support for teachers at different stages of their professional and personal development. Russian Psychological Journal, 13(1), 85-93. EDN: https://elibrary.ru/vxadkr
Savina, E. A., Savenkova, I. A., Esterle, A. E., Ovsyanikova, E. A., Khudaeva, M. Yu. (2017). Study of needs for counseling assistance of educational psychologist among teachers and parents. Psychological-Pedagogical Studies, 9(4), 1-11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401 EDN: https://elibrary.ru/zwmqld
Stepanova, M. A. (2003). Psychology in education: psychological and pedagogical interaction. Questions of Psychology, (4), 76-83. URL: http://www.voppsy.ru/034076.htm
Sultanova, N. K., Mombieva, G. A., Kerimbekov, M. A., & Zhunisbekova, J. A. (2015). The role of psychologist in pedagogical communication. International Journal of Applied and Fundamental Research, (11-5), 752-755. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7878 EDN: https://elibrary.ru/uzmtad
Umnyashova, I. B., & Kuznetsova, A. A. (2017). Cooperation between teacher and educational psychologist in the process of psychological and pedagogical analysis of educational interaction. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical Education, (4), 121-129. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2017-4-121-129 EDN: https://elibrary.ru/ynehsz
Filippova, O. N. (2023). Interaction between teachers and educational psychologists in educational institution. In: Innovations in science and practice. Ufa: Scientific Publishing Center “Vestnik Nauki”, pp. 92-97. EDN: https://elibrary.ru/osqidt
Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., Wei, Y. (2022). Stress, burnout, anxiety and depression among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(17), 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706 EDN: https://elibrary.ru/ggnpzh
Cattaneo, A., Antonietti, C., Rauseo, M. (2022). How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors. Computers & Education, (176), 104358. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021 EDN: https://elibrary.ru/umbjlg
Farrell, P., Jimerson, S. R., Kalambouka, A., Benoit, J. (2005). Teachers’ perceptions of school psychologists in different countries. International School Psychology, 26(5), 525-544. https://doi.org/10.1177/0143034305060787 EDN: https://elibrary.ru/jpwfkd
Fernández-Batanero, J. M., Román-Graván, P., Reyes-Rebollo, M. M., Montenegro-Rueda, M. (2021). Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 548. https://doi.org/10.3390/ijerph18020548 EDN: https://elibrary.ru/jmlxic
Graham, L. J., White, S. L. J., Cologon, K., Pianta, R. C. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education, 96, 103190. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190 EDN: https://elibrary.ru/kdxdij
Ibrahim, A., Aljneibi, F. (2022). The influence of personal and work-related factors on teachers’ commitment during educational change: a study on UAE public schools. Heliyon, 8(11). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e11333 EDN: https://elibrary.ru/zzasls
Larios, R. J., Zetlin, A. (2022). Challenges to preparing teachers to instruct all students in inclusive classrooms. Teaching and Teacher Education, 121, 103945. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103945 EDN: https://elibrary.ru/nymnem
Lee, S. W., Lee, E. A. (2020). Teacher qualification matters: the association between cumulative teacher qualification and students’ educational attainment. International Journal of Educational Development, 77. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102218 EDN: https://elibrary.ru/vsnpvf
Nasrollahi Shahri, M. N. (2018). The development of teacher identity, emotions and practice: before and after graduation from an MA TESOL program. System, 78, 91-103. https://doi.org/10.1016/j.system.2018.08.003
Copyright (c) 2025 Tatyana D. Dubovitskaya, Yulia E. Makarevskaya, Lyudmila V. Kravchenko, Anna A. Porshneva

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.