Изучение методов повышения учебной мотивации курсантов и продуктивности образовательного процесса ведомственных вузов МВД России

  • Natalia E. Serebrovskaya Нижегородская академия МВД России
  • Natalia V. Mikhailova ННГУ им. Н.И. Лобачевского
  • Darya M. Gnezdilova Нижегородская академия МВД России
Ключевые слова: обучающиеся, учебная мотивация, образовательная среда, ведомственные вузы МВД России, образовательный процесс, вовлеченность, педагогические стратегии

Аннотация

Обоснование. Подготовка высококвалифицированных сотрудников полиции – одна из важнейших задач высших учебных заведений Министерства внутренних дел России (далее – МВД России).

 Эффективность обучения курсантов во многом зависит от уровня их мотивации. Учебная мотивация представляет собой ключевой фактор образовательного процесса, определяющий интенсивность, направленность и устойчивость познавательной деятельности обучающихся. Многочисленные исследования (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Е.П. Ильин, И.О. Логинова, Л.И. Божовича, П.М. Якобсона, А.К. Марковой) подтверждают, что мотивация является предиктором результативности деятельности, в том числе учебной, что определяет необходимость постоянного поиска новых стратегий и методов стимулирования мотивации обучающихся. 

Осознание значимости мотивационной деятельности педагогическими работниками в отношении обучающихся является важным условием для создания благоприятной образовательной среды.

Несмотря на широкий спектр исследований в области учебной мотивации, остается недостаточно изученным вопрос, касающийся педагогических методов и стратегий, способствующих развитию устойчивой внутренней мотивации обучающихся.

Мотивационная сфера курсантов образовательных организаций системы МВД России представляет собой многокомпонентную структуру, в которой интегрируются универсальные психологические механизмы и нормативно-ценностные ориентиры, обусловленные спецификой деятельности. Осознание особенностей служебной деятельности в органах внутренних дел является ключевым фактором при разработке педагогических стратегий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и формирование устойчивой профессиональной идентичности будущих сотрудников полиции.

Цель исследования заключается в анализе методов учебной мотивации с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса в контексте повышения учебной мотивации курсантов ведомственных вузов МВД России.

Материалы и методы. В рамках данного исследования использован метод анкетирования 56 педагогических работников Нижегородской академии МВД России, разделенных на три группы в зависимости от педагогического стажа (1-3 года, 3-5 лет; более 5 лет). Для анализа использовались методы количественного и качественного исследования, включая статистический анализ собранных данных, наблюдение и беседу с респондентами.

Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение практико-ориентированных методов обучения в образовательный процесс ведомственных вузов МВД России способствует повышению учебной и профессиональной мотивации курсантов, их вовлеченности в образовательную деятельность и развитию устойчивых ценностных ориентиров, необходимых для службы в органах внутренних дел. В то же время для повышения эффективности применения указанных методов в образовательном процессе необходимо шире использовать цифровые технологии, интегрировать методики диагностики учебной мотивации, а также усилить взаимодействие с практическими сотрудниками органов внутренних дел, что позволит оптимизировать процесс формирования профессионально значимых компетенций у курсантов.

EDN: GIACKH

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia E. Serebrovskaya, Нижегородская академия МВД России

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России; профессор кафедры управления человеческими ресурсами ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Natalia V. Mikhailova, ННГУ им. Н.И. Лобачевского

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и клинической психологии

Darya M. Gnezdilova, Нижегородская академия МВД России

преподаватель кафедры психологии и педагогики

Литература

Гордеева, Т. О. (2011). Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (3), 33-45. EDN: https://elibrary.ru/ookzzl

Дворецкая, Т. А. (2016). Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, (2(766)), 58-68. EDN: https://elibrary.ru/xxyaqd

Маслоу, А. (2013). Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер. 351 с. ISBN: 978-5-459-00494-7

Подпорин, И. В. (2015). Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, (2(158)), 202-207. EDN: https://elibrary.ru/uihsbf

Роджерс, К., Фрейберг, Д. (2002). Свобода учиться. Москва: Смысл. 527 с. ISBN: 5-89357-099-5

Хекхаузен, Х. (2003). Мотивация и деятельность. 2-е изд. Москва: Питер, Смысл. 859 с. ISBN: 5-94723-389-4 EDN: https://elibrary.ru/qxgmqv

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227-268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., de-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., Martínez-Herráiz, J. J. (2013). Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 63(1), 380-392. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.12.020

Halimi, F., Tryzna, M., Brunstein, A. (2024). Motivational orientation and perception of active learning instruction by pre-service language teachers. Frontiers in Psychology, Section Educational Psychology, 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307733 EDN: https://elibrary.ru/oekwje

Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. (2014). Does Gamification Work? - A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. In: Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, USA, 3025-3034. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377

McClelland, D. C. (1961). The Achieving Society. University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. URL: https://ssrn.com/abstract=1496181 (дата обращения: 06.03.2025)

McClelland, D. C. (1985). Human motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman. URL: https://archive.org/details/humanmotivation0000unse/page/n1/mode

Pintrich, P. R., De Groot, E. V. (1990). Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology, 82(1), 33. https://doi.org/10.1037/0022-0663.82.1.33

Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press. https://doi.org/10.7202/1041847ar

Schunk, D. H., Zimmerman, B. J. (2012). Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203831076

Sun, P. C., Tsai, R. J., Finger, G., Chen, Y.-Y., Yeh, D. (2006). What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction. Computers & Education, 50(4), 1183-1202. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2006.11.007

Vansteenkiste, M., Lens, W., Deci, E. L. (2006). Intrinsic versus extrinsic goal contents in self-determination theory: Another look at the quality of academic motivation. Educational Psychologist, 41(1), 19-31. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4101_4

References

Gordeeva, T. O. (2011). Internal and external educational motivation of academically successful schoolchildren. Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology, (3), 33-45. EDN: https://elibrary.ru/ookzzl

Dvoretskaya, T. A. (2016). Approaches to the classification of educational motives in the works of domestic and foreign psychologists. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Sciences, (2(766)), 58-68. EDN: https://elibrary.ru/xxyaqd

Maslow, A. (2013). Motivation and personality. 3rd ed. St. Petersburg: Piter, 351 p. ISBN: 978-5-459-00494-7

Podporin, I. V. (2015). Specificity of forming the motivation for professional self-education among cadets of the Ministry of Internal Affairs universities. Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies, (2(158)), 202-207. EDN: https://elibrary.ru/uihsbf

Rogers, C., & Freiberg, H. J. (2002). Freedom to learn. Moscow: Smysl, 527 p. ISBN: 5-89357-099-5

Heckhausen, H. (2003). Motivation and activity. 2nd ed. Moscow: Piter, Smysl, 859 p. ISBN: 5-94723-389-4 EDN: https://elibrary.ru/qxgmqv

Deci, E. L., Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227-268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Domínguez, A., Saenz-de-Navarrete, J., de-Marcos, L., Fernández-Sanz, L., Pagés, C., Martínez-Herráiz, J. J. (2013). Gamifying learning experiences: Practical implications and outcomes. Computers & Education, 63(1), 380-392. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.12.020

Halimi, F., Tryzna, M., Brunstein, A. (2024). Motivational orientation and perception of active learning instruction by pre-service language teachers. Frontiers in Psychology, Section Educational Psychology, 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1307733 EDN: https://elibrary.ru/oekwje

Hamari, J., Koivisto, J., Sarsa, H. (2014). Does Gamification Work? - A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. In: Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, USA, 3025-3034. https://doi.org/10.1109/HICSS.2014.377

McClelland, D. C. (1961). The Achieving Society. University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship. URL: https://ssrn.com/abstract=1496181 (дата обращения: 06.03.2025)

McClelland, D. C. (1985). Human motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman. URL: https://archive.org/details/humanmotivation0000unse/page/n1/mode

Pintrich, P. R., De Groot, E. V. (1990). Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance. Journal of Educational Psychology, 82(1), 33. https://doi.org/10.1037/0022-0663.82.1.33

Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press. https://doi.org/10.7202/1041847ar

Schunk, D. H., Zimmerman, B. J. (2012). Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203831076

Sun, P. C., Tsai, R. J., Finger, G., Chen, Y.-Y., Yeh, D. (2006). What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction. Computers & Education, 50(4), 1183-1202. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2006.11.007

Vansteenkiste, M., Lens, W., Deci, E. L. (2006). Intrinsic versus extrinsic goal contents in self-determination theory: Another look at the quality of academic motivation. Educational Psychologist, 41(1), 19-31. https://doi.org/10.1207/s15326985ep4101_4


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Serebrovskaya, N., Mikhailova, N., & Gnezdilova, D. (2025). Изучение методов повышения учебной мотивации курсантов и продуктивности образовательного процесса ведомственных вузов МВД России. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-867
Раздел
Психологические исследования