Сущностные аспекты процесса развития интеллигентности будущих офицеров в условиях военного вуза
Аннотация
Обоснование. Развитие интеллигентности будущего офицера в условиях образовательной среды военной образовательной организации высшего образования предполагает, помимо прочего, соответствующую организацию педагогического процесса. Это необходимо для достижения заданных результатов обучения, воспитания и развития свойств личности курсанта. Для достижения эффективного построения указанного педагогического процесса, необходимо: во-первых, не перегрузить курсанта учебными и воспитательными мероприятиями, поскольку в военном вузе процесс получения образования и так отличается достаточной интенсивностью; во-вторых, использовать потенциал уже встроенных в педагогический процесс учебных предметов и воспитательных мероприятий в развитии интеллигентности будущих офицеров; в-третьих, органично встроить в педагогический процесс авторские разработки (программу, курсы, условия) с целью решения задач по развитию интеллигентности будущего офицера.
Целью исследования выступает выявление некоторых характеристик и особенностей организации процесса развития интеллигентности будущих офицеров в военной образовательной организации.
Материалы и методы. При подготовке и проведении исследования были применены методологические принципы системного, деятельностного и субъектного подхода. Эти подходы в настоящем исследовании выполняют организационные, эпистемологические, объяснительно-содержательные, структурно-логические и прогностические функции. В рамках указанных подходов применены различные виды анализа и синтеза (системный и функциональный, понятийный и структурно-компонентный), аналогия и сравнение, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод.
Результаты. В работе представлены теоретические, деятельные и практические основы построения процесса развития интеллигентности будущего офицера как психологического качества. Это происходит в процессе интеллектуально-эмоционального взаимодействия с педагогом, переживаемого как личностный вызов и путь. Осуществляется таковое с помощью занятий, научно-исследовательской деятельности, поскольку обобщение и сотворение нового знания в процессе исследования предполагает равное стремление к этому интеллектуальных, коммуникативных и волевых личностных структур. Организационно это обеспечивается предоставлением соответствующего объема академической свободы. Внедрение учебных курсов идет совместно с организацией внеурочной деятельности курсантов, когда процесс подготовки дополняется воспитательными мероприятиями и различными формами самостоятельной работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности построения системы мероприятий, направленных на развитие интеллигентности будущих офицеров по предложенному авторами в статье подходу. Также результаты исследования, полученные в предметном поле педагогической психологии, могут быть внедрены в планирование, организацию и осуществление учебно-воспитательных мероприятий с курсантами военных вузов, а также использованы на курсах повышения квалификации (при организации командирской подготовки с офицерами) и в военно-политическом информировании личного состава.
EDN: FPCZBJ
Скачивания
Литература
Веремчук, А. С. (2016). Проблема формирования интеллигентности в высшей школе. Научная мысль Кавказа, 4(88), 55-60. https://doi.org/10.18522/2072-0181-2016-88-4-55-60 EDN: https://elibrary.ru/xvbftf
Голубева, А. Р., Логинова, Н. С., Пономаренко, О. П. (2019). Педагогический инструментарий формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи на занятиях по культурологии (на примере текста Ю.М. Лотмана). Мир науки, культуры, образования, 2(75), 219-222. EDN: https://elibrary.ru/cfziki
Димитричева, О. И. (2017). Мотивация самовоспитания как основа развития интеллигентности. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, 39, 108-119. EDN: https://elibrary.ru/ztsmaf
Добрынина, М. И. (2010). Трактовка понятия интеллигенции в годы Советской власти. Вестник Бурятского государственного университета, 6, 142-147. EDN: https://elibrary.ru/msvslj
Зыбина, О. О., Франц, А. С. (2013). Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект). Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 4, 34-38. EDN: https://elibrary.ru/qzkciX
Каган, М. С. (2000). Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема. В Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 130-133. EDN: https://elibrary.ru/ukrnzt
Клейнер, Г. Б. (2020). Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний. Экономическое возрождение России, 1(63), 35-42. EDN: https://elibrary.ru/bhpypd
Климова, А. В. (2014). Интеллигентность и интеллигенция. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1(17), 38-46. EDN: https://elibrary.ru/sauegl
Наумов, П. Ю., Дьячков, А. А. (2021). Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200 EDN: https://elibrary.ru/oovfvm
Наумов, П. Ю. (2022). Психологические проблемы формирования общей системы ценностей: концептуализация социальных функций российской военной интеллигенции. Профессиональное образование в современном мире, 12(1), 160-167. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-19 EDN: https://elibrary.ru/yrgyfg
Наумов, П. Ю. (2021). Проблема выявления условий и средств развития интеллигентности будущих офицеров. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 4(58), 199-202. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-4-58-199-202 EDN: https://elibrary.ru/tqdhep
Наумов, П. Ю. (2023). Теоретическое обобщение программных основ развития интеллигентности будущих офицеров в условиях военного вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4-1), 248-268. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-248-268 EDN: https://elibrary.ru/yhnxrq
Наумов, П. Ю. (2021). Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ. Вестник Мининского университета, 9(2), 35. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10 EDN: https://elibrary.ru/podzzv
Наумов, П. Ю., Повшедная, Ф. В. (2020). Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования. Вестник Мининского университета, 8(1), 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-9 EDN: https://elibrary.ru/gyhmwm
Рыжая, Ю. Н. (2007). Интеллигенция и интеллигентность в оценках студенческой молодёжи (по материалам социологического исследования). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 3, 73-80. EDN: https://elibrary.ru/jxvest
Скрябина, Е. В., Кулешова, И. Н. (2020). Понятие «интеллигенция» глазами современной российской молодёжи: социологическое исследование. Интеллигенция и мир, 4, 72-80. https://doi.org/10.46725/IW.2020.4.5 EDN: https://elibrary.ru/yspytt
Соколов, А. В. (2010). Книжность. Интернет. Интеллигентность. Библиотековедение, 3, 21-27. EDN: https://elibrary.ru/mnmkod
Утюганов, А. А., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2019). Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике. Science for Education Today, 9(1), 76-92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05 EDN: https://elibrary.ru/ffmmfy
Утюганов, А. А., Иванов, М. С., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2020). Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров российской национальной гвардии: на примере курсантов — будущих офицеров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 17(3), 440-458. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458 EDN: https://elibrary.ru/mxmlds
Утюганов, А. А. (2021). Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 248 с. ISBN: 978-5-6046056-1-5 EDN: https://elibrary.ru/hqmlpx
Утюганов, А. А., Бакин, А. А. (2022). Социально-психологическая составляющая патриотического воспитания курсантов военных институтов Российской Федерации. Юридическая наука: история и современность, 6, 103-108. EDN: https://elibrary.ru/odfcmw
Яницкий, М. С., Утюганов, А. А., Юматов, В. А. [и др.] (2022). Временная перспектива личности в контексте проблемы психологического здоровья курсантов военного вуза. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(2), 141-158. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-2-141-158 EDN: https://elibrary.ru/mqplpg
Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А., Балабащук, Р. О. (2021). Хронотопические характеристики образа мира в ситуации пандемии COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета, 23(2), 466-476. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-466-476 EDN: https://elibrary.ru/dxoqkp
Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. [и др.] (2021). Образ мира как психологическая система и его природно-средовые детерминанты. Сибирский психологический журнал, 80, 6-29. https://doi.org/10.17223/17267080/80/1 EDN: https://elibrary.ru/sdmvim
Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. [и др.] (2018). Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования. Вестник Кемеровского государственного университета, 2(74), 131-140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140 EDN: https://elibrary.ru/xvoqxz
References
Veremchuk, A. S. (2016). The problem of forming intelligence in higher education. Scientific Thought of the Caucasus, 4(88), 55-60. https://doi.org/10.18522/2072-0181-2016-88-4-55-60 EDN: https://elibrary.ru/xvbftf
Golubeva, A. R., Loginova, N. S., & Ponomarenko, O. P. (2019). Pedagogical tools for forming ideas about the intelligentsia and intelligence among university youth in cultural studies classes (based on the text by Yu.M. Lotman). World of Science, Culture, Education, 2(75), 219-222. EDN: https://elibrary.ru/cfziki
Dimitricheva, O. I. (2017). Motivation of self-education as the basis for the development of intelligence. Bulletin of Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, 39, 108-119. EDN: https://elibrary.ru/ztsmaf
Dobrynina, M. I. (2010). Interpretation of the concept of intelligentsia during the Soviet era. Bulletin of the Buryat State University, 6, 142-147. EDN: https://elibrary.ru/msvslj
Zybina, O. O., & Frants, A. S. (2013). Intelligence as a moral prerequisite for the intellectual and creative activity of a person (historical aspect). Municipal Education: Innovation and Experiment, 4, 34-38. EDN: https://elibrary.ru/qzkcix
Kagan, M. S. (2000). Reproduction of the Russian intelligentsia as a pedagogical problem. In Formation of the Russian intellectual in the university. St. Petersburg, pp. 130-133. EDN: https://elibrary.ru/ukrnzt
Kleiner, G. B. (2020). Intellectual economy of the new century: post-knowledge economy. Economic Revival of Russia, 1(63), 35-42. EDN: https://elibrary.ru/bhpypd
Klimova, A. V. (2014). Intelligence and intelligentsia. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 1(17), 38-46. EDN: https://elibrary.ru/sauegl
Naumov, P. Yu., & Dyachkov, A. A. (2021). Subjectivity and intelligence: from concept to isomorphism. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200 EDN: https://elibrary.ru/oovfvm
Naumov, P. Yu. (2022). Psychological problems of forming a general value system: conceptualization of the social functions of the Russian military intelligentsia. Professional Education in the Modern World, 12(1), 160-167. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-19 EDN: https://elibrary.ru/yrgyfg
Naumov, P. Yu. (2021). The problem of identifying conditions and means for developing the intelligence of future officers. News of the Baltic State Academy of Fisheries Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences, 4(58), 199-202. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-4-58-199-202 EDN: https://elibrary.ru/tqdhep
Naumov, P. Yu. (2023). Theoretical generalization of the program foundations for developing the intelligence of future officers in a military university environment. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4-1), 248-268. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-248-268 EDN: https://elibrary.ru/yhnxrq
Naumov, P. Yu. (2021). Psychological structure of the intelligence of a future officer: a systematic approach and interdisciplinary analysis. Vestnik of Minin University, 9(2), 35. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10 EDN: https://elibrary.ru/podzzv
Naumov, P. Yu., & Povshednaya, F. V. (2020). Psychological and pedagogical conditions for forming a value attitude towards intelligence among future officers in the environment of a military educational organization of higher education. Vestnik of Minin University, 8(1), 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-9 EDN: https://elibrary.ru/gyhmwm
Ryzhaya, Yu. N. (2007). The intelligentsia and intelligence in the assessments of student youth (based on sociological research materials). Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 3, 73-80. EDN: https://elibrary.ru/jxvest
Skryabina, E. V., & Kuleshova, I. N. (2020). The concept of “intelligentsia” through the eyes of modern Russian youth: sociological research. Intelligentsia and the World, 4, 72-80. https://doi.org/10.46725/IW.2020.4.5 EDN: https://elibrary.ru/yspytt
Sokolov, A. V. (2010). Bookishness. Internet. Intelligence. Bibliography, 3, 21-27. EDN: https://elibrary.ru/mnmkod
Utyuganov, A. A., Yanitsky, M. S., & Seryy, A. V. (2019). Narrative technologies for forming value-semantic orientations of personality: psychological content and application in educational practice. Science for Education Today, 9(1), 76-92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05 EDN: https://elibrary.ru/ffmmfy
Utyuganov, A. A., Ivanov, M. S., Yanitsky, M. S., & Seryy, A. V. (2020). Safety in the system of value-semantic orientations of officers of the Russian National Guard: on the example of cadets — future officers. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 17(3), 440-458. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458 EDN: https://elibrary.ru/mxmlds
Utyuganov, A. A. (2021). The system of value-semantic orientations of cadets of military institutes of the National Guard of the Russian Federation. Novosibirsk: Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, 248 p. ISBN: 978-5-6046056-1-5 EDN: https://elibrary.ru/hqmlpx
Utyuganov, A. A., & Bakin, A. A. (2022). Socio-psychological component of patriotic education of cadets of military institutes of the Russian Federation. Legal Science: History and Modernity, 6, 103-108. EDN: https://elibrary.ru/odfcmw
Yanitsky, M. S., Utyuganov, A. A., Yumatov, V. A., et al. (2022). Temporal perspective of personality in the context of the problem of psychological health of military university cadets. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(2), 141-158. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-2-141-158 EDN: https://elibrary.ru/mqplpg
Yanitsky, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A., & Balabaschuk, R. O. (2021). Chronotopic characteristics of the world image in the situation of the COVID-19 pandemic. Bulletin of Kemerovo State University, 23(2), 466-476. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-466-476 EDN: https://elibrary.ru/dxoqkp
Yanitsky, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A., et al. (2021). The world image as a psychological system and its natural-environmental determinants. Siberian Psychological Journal, 80, 6-29. https://doi.org/10.17223/17267080/80/1 EDN: https://elibrary.ru/sdmvim
Yanitsky, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A., et al. (2018). Identity as a dynamic hierarchical system: social and cultural context of formation. Bulletin of Kemerovo State University, 2(74), 131-140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140 EDN: https://elibrary.ru/xvoqxz
Copyright (c) 2025 Petr Yu. Naumov, Alexey A. Utyuganov

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.