Технология эдьютейнмент с элементами ИИ в контексте иноязычного обучения магистрантов

Ключевые слова: технология эдьютейнмент, искусственный интеллект, чат-бот, магистранты, иноязычная подготовка, педагогические принципы, интерактивные задания

Аннотация

Обоснование. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычной подготовки магистрантов технического вуза на основе поиска и совершенствования педагогических методов с целью выполнения требований федеральных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи применение технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта (ИИ) представляется важным условием эффективной организации учебного процесса с акцентом на высокий уровень мотивации обучающихся. Благодаря функционалу ИИ у преподавателей появляется возможность разрабатывать интересные интерактивные задания, являющиеся основой рассматриваемой технологии, как для аудиторных занятий, так и для организации самостоятельной работы магистрантов. Это позволит повысить уровень владения языком обучающихся и подготовить их к успешной профессиональной деятельности в международной среде.

Цель – анализ специфики и возможностей применения технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта в преподавании английского языка магистрантам технического вуза.

Материалы и методы. Основу исследования составляет комплекс теоретических и методологических подходов, позволивших провести анализ и оценку эффективности использования технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами ИИ в образовательном процессе. Использованы методы наблюдения, описания, сбора и анализа данных, обобщения, систематизации.

Результаты. В рамках интеграции в учебный процесс технологии эдьютейнмент были изучены и апробированы инструменты GigaChat с целью определения их функциональности и потенциала для использования на занятиях по иностранному языку. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение рассматриваемой технологии в сочетании с элементами ИИ позволило сделать занятия более увлекательными и интенсифицировать процесс овладения знаниями. В качестве наиболее продуктивных интеллектуальных форм работы нами были выделены научная конференция, коммуникативный тренинг, дискуссия, которые стимулировали активное участие всех обучающихся как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы. В статье приведены примеры применения инструментов искусственного интеллекта в практике преподавания английского языка в группах магистрантов-технологов. Материалы исследования могут быть использованы при организации занятий по иностранному языку в высшей школе.

EDN: FMZJBH

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vera P. Frolova, Воронежский государственный университет инженерных технологий

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Elena N. Miroshnichenko, Воронежский государственный университет инженерных технологий

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Irina S. Voronkova, Воронежский государственный университет инженерных технологий

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Авраменко, А. П., Буланова, Е. Р. (2024). Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование. Рема. Rhema, 1, 79-91. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2024-1-79-91 EDN: https://elibrary.ru/brxmBJ

Берджес, Дэйв. (2015). Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. М.: Alpina Publisher, 182 с. URL: https://www.litres.ru/book/deyv-berdzhes/obuchenie-kak-prikluchenie-kak-sdelat-uroki-interesnymi-i-uv-29835645/chitat-onlayn/ (дата обращения: 10.03.2025)

Гнатюк, О. Л. (2010). Основы теории коммуникации. М.: Кнорус, 256 с.

Годунова, Е. В. (2023). Педагогические условия реализации инструментов эдьютейнмента при обучении иностранным языкам. Педагогический журнал, 13(1А), 250-256. https://doi.org/10.34670/AR.2023.35.92.030 EDN: https://elibrary.ru/qzchtf

Горбачева, Е. В. (2020). Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому. Молодой ученый, 1(291), 130-132. URL: https://moluch.ru/archive/291/66070/ (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/amebau

Дьяконова, О. О. (2012). Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал, 6, 182-185. EDN: https://elibrary.ru/pdttkx

Дьяконова, О. О., Букатов, В. М. (2014). Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе. Педагогика, 8, 44-52. EDN: https://elibrary.ru/tfpumx

О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731

Семёнкина, И. А., Павлова, Т. А. (2024). Современное состояние и перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в преподавание иностранного языка в вузах. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 219-242. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-642 EDN: https://elibrary.ru/nobgoe

Фомин, М. А. (2022). Искусственный интеллект при изучении иностранного языка в вузе. Обществознание и социальная психология, 8-2(38), 24-28. EDN: https://elibrary.ru/vurkot

Фролова, В. П., Мирошниченко, Е. Н. (2022). Образовательный потенциал коммуникативных тренингов на занятиях по иностранному языку в инженерном вузе. Современные проблемы гуманитарных и общественных наук, 5(42), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/rfrtkr

Четырина, Н. В. (2024). Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(6), 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607 EDN: https://elibrary.ru/egfqym

Шефиева, Э. Ш., Исаева, Т. Е. (2020). Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика, 10(78), 84-89. https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.15 EDN: https://elibrary.ru/oijxcu

Jackson, E. A. (2024). The Evolution of Artificial Intelligence: A Theoretical Review of its Impact on Teaching and Learning in the Digital Age. Oxford University Press Publ., 288 p.

Schmidt, T., Strasser, T. (2018). Media-Assisted Foreign Language Learning - Concepts and Functions. In Teaching English as a Foreign Language: An Introduction. Stuttgart: Metzle Publ., pp. 211-231.

Wang, Yan (2007). Edutainment technology - a new starting point for education development of China. In 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference. Milwaukee, WI, pp. 10-13.

Zorica, M. (2014). Edutainment at the Higher Education as an Element for the Learning Success. In 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, pp. 4089-4097.

References

Avramenko, A. P., & Bulanova, E. R. (2024). Prospects for the development of independent work of students in the context of integrating artificial intelligence technologies into foreign language education. Rhema, 1, 79-91. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2024-1-79-91 EDN: https://elibrary.ru/brxmBJ

Burgess, Dave. (2015). Teaching as adventure: How to make lessons interesting and exciting. Moscow: Alpina Publisher, 182 p. URL: https://www.litres.ru/book/deyv-berdzhes/obuchenie-kak-prikluchenie-kak-sdelat-uroki-interesnymi-i-uv-29835645/chitat-onlayn/ (accessed: 10.03.2025)

Gnatyuk, O. L. (2010). Fundamentals of communication theory. Moscow: Knorus, 256 p.

Godunova, E. V. (2023). Pedagogical conditions for implementing edutainment tools in foreign language teaching. Pedagogical Journal, 13(1A), 250-256. https://doi.org/10.34670/AR.2023.35.92.030 EDN: https://elibrary.ru/qzchtf

Gorbacheva, E. V. (2020). Edutainment is everywhere, or The modern younger generation needs to be taught differently. Young Scientist, 1(291), 130-132. URL: https://moluch.ru/archive/291/66070/ (accessed: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/amebau

Dyakonova, O. O. (2012). The concept of “edutainment” in foreign and domestic pedagogy. Siberian Pedagogical Journal, 6, 182-185. EDN: https://elibrary.ru/pdttkx

Dyakonova, O. O., & Bukatov, V. M. (2014). Edutainment in adult education and interactive teaching technologies in modern school. Pedagogy, 8, 44-52. EDN: https://elibrary.ru/tfpumx

On the development of artificial intelligence in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 10.10.2019 № 490. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731

Semenkina, I. A., & Pavlova, T. A. (2024). The current state and prospects of implementing artificial intelligence technologies in teaching foreign languages in higher education institutions. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 219-242. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-642 EDN: https://elibrary.ru/nobgoe

Fomin, M. A. (2022). Artificial intelligence in foreign language learning at the university. Social Science and Social Psychology, 8-2(38), 24-28. EDN: https://elibrary.ru/vurkot

Frolova, V. P., & Miroshnichenko, E. N. (2022). Educational potential of communication trainings in foreign language classes at engineering universities. Modern Problems of Humanities and Social Sciences, 5(42), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/rfrtkr

Chetyrina, N. V. (2024). Organizational and pedagogical conditions for teaching students foreign language written interaction based on practice with chatbots. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 29(6), 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607 EDN: https://elibrary.ru/egfqym

Shefieva, E. Sh., & Isaeva, T. E. (2020). Using artificial intelligence in the educational process of higher education institutions (on the example of foreign language teaching). Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 10(78), 84-89. https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.15 EDN: https://elibrary.ru/oijxcu

Jackson, E. A. (2024). The Evolution of Artificial Intelligence: A Theoretical Review of its Impact on Teaching and Learning in the Digital Age. Oxford University Press, 288 p.

Schmidt, T., & Strasser, T. (2018). Media-Assisted Foreign Language Learning - Concepts and Functions. In Teaching English as a Foreign Language: An Introduction. Stuttgart: Metzle Publishing, pp. 211-231.

Wang, Yan (2007). Edutainment technology - a new starting point for education development of China. In 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference. Milwaukee, WI, pp. 10-13.

Zorica, M. (2014). Edutainment at the Higher Education as an Element for the Learning Success. In 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, pp. 4089-4097.


Просмотров аннотации: 40

Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Frolova, V., Miroshnichenko, E., & Voronkova, I. (2025). Технология эдьютейнмент с элементами ИИ в контексте иноязычного обучения магистрантов. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3), 237-260. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-865
Раздел
Педагогические исследования