Опыт реализации дидактического потенциала аутентичных песен в лингвистическом образовании студентов вуза
Аннотация
Обоснование. Иностранный язык является востребованным для налаживания и поддержания деловых контактов, расширения круга общения, подготовки конкурентоспособных специалистов, способных и готовых к обмену опытом с представителями других стран и культур. Современный социальный заказ на изучение английского и китайского языков актуализирует поиск эффективных дидактических средств, одним из которых может стать аутентичная песня. Авторами доказывается, что аутентичная песня повышает эффективность и качество овладения лексико-грамматическим материалом и расширяет спектр страноведческих знаний.
Цель – теоретическое обоснование и опытная проверка дидактического потенциала аутентичной песни в обучении английскому и китайскому языкам студентов-лингвистов.
Материалы и методы. В работе использован комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и математических методов исследования – анализ психолого-педагогической, лингводидактической, методической литературы и передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, опытное обучение, тестирование. Математические методы применялись для обработки результатов, полученных в ходе опытного обучения.
Результаты. Подготовка современных выпускников вуза, владеющих английским и китайским языком, является одной из ключевых задач отечественного лингвистического образования, обращенного к поиску эффективных форм, методов и средств обучения. В данном контексте использование аутентичных песен, представляющих изучаемый язык в его естественной среде, позволяет получить достоверные образцы иноязычного речевого общения и приобрести опыт взаимодействия с иной лингвокультурой, что отвечает требованиям формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Лингводидактический потенциал аутентичной песни обеспечивается критериями актуальности, лингвистической ценности, информативности текста, его соответствия интересам учащихся и проявляется в формировании лексико-грамматических навыков, расширении страноведческих и лингвострановедческих знаний, развитии речевых умений, повышении познавательной мотивации. При целесообразном и систематическом применении аутентичные песни выступают эффективным дидактическим средством в лингвистическом образовании студентов-лингвистов.
EDN: LJCPAD
Скачивания
Литература
Гебель, С. Ф. (2009). Использование песни на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 5, 29-30. EDN: https://elibrary.ru/kxszcv
Ерыкина, М. А. (2017). Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз): дис. … канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 273 с. EDN: https://elibrary.ru/ufdxqn
Карпиченкова, Е. П. (2010). Роль музыки и песен в изучении английского языка. Иностранные языки в школе, 5, 45-48.
Кириллова, М. А. (2000). Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения иностранному языку (На материале англоязычной песенной культуры): дис. … канд. пед. наук. Мурманск, 139 с. EDN: https://elibrary.ru/nlsnjz
Крюкова, Л. С. (2021). Аутентичные песни в обучении иностранному языку: учебно-методическое пособие. М.: Флинта, 128 с.
Леонтьев, А. А. (2001). Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М.: Смысл, 392 с.
Миролюбов, А. А. (2020). Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка: монография. М.: Просвещение, 192 с.
Никитенко, З. Н. (1996). Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. Иностранные языки в школе, 4, 14-21.
Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (2008). Критерии содержательной аутентичности учебного текста. Иностранные языки в школе, 2, 10-14.
Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (2000). Методическая аутентичность в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, 1, 11-16.
Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (1999). Параметры аутентичного учебного текста. Иностранные языки в школе, 1, 18-23.
Орлова, Н. Ф. (1991). Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности (Английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 18 с. EDN: https://elibrary.ru/zjygxh
Синькевич, Г. С. (2002). Песня на уроках английского языка. Иностранные языки в школе, 1, 50-53.
Тронина, А. Ю. Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку. URL: http://ggpi.org/files/Tronina2011.pdf (дата обращения: 04.12.2024)
Breen, M. P. (1985). Authenticity in the Classroom. Applied Linguistics, 6, 60-70. EDN: https://elibrary.ru/ilaozv
Griffee, D. T. (2010). Using Songs in the Language Classroom. ELT Journal, 64(4), 431-433.
Lier, L. V. (1991). Inside the classroom: Learning process and teaching procedures. Applied Language Learning, 2(1), 29-68.
Lier, L. V. (1988). The Classroom and the Language Learner. N.Y.: Longman, 262 p.
Murphey, T. (2021). Music and Song. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 168 p.
Kara, Z. (2022). The Use of Pop Songs in Language Education: A Meta-Analysis. Language Teaching Research, 26(3), 401-420. https://doi.org/10.1177/13621688211032247
Moradi, F., Shahrokhi, M. (2020). The Effect of Song and Movie on High School Students’ Language Achievement. International Journal of Instruction, 13(2), 633-648. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13243a
Wang, Y. (2023). Digital Music Platforms in L2 Learning: Student Perceptions and Outcomes. Computer Assisted Language Learning, 36(1-2), 89-112. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.2015290
References
Gebel, S. F. (2009). Using songs in foreign language lessons. Foreign Languages at School, 5, 29-30. EDN: https://elibrary.ru/kxszcv
Erykina, M. A. (2017). Methods of integrating authentic song material into the system of foreign language teaching tools (English language; non-linguistic university). PhD thesis. Moscow: Lomonosov Moscow State University. EDN: https://elibrary.ru/ufdxqn
Karpichenkova, E. P. (2010). The role of music and songs in learning English. Foreign Languages at School, 5, 45-48.
Kirillova, M. A. (2000). Formation of professional and pedagogical skills among students in the process of foreign language learning (Based on English song culture). PhD thesis. Murmansk. EDN: https://elibrary.ru/nlsnjz
Kryukova, L. S. (2021). Authentic songs in foreign language teaching: teaching guide. Moscow: Flinta, 128 p.
Leontyev, A. A. (2001). Active mind (Activity. Sign. Personality). Moscow: Smysl, 392 p.
Mirolyubov, A. A. (2020). Using authentic materials in foreign language lessons. Moscow: Prosveshchenie, 192 p.
Nikitenko, Z. N. (1996). Authentic songs as an element of the national-cultural component in foreign language teaching at the initial stage. Foreign Languages at School, 4, 14-21.
Nosonovich, E. V., & Milrud, R. P. (2008). Criteria for content authenticity of educational text. Foreign Languages at School, 2, 10-14.
Nosonovich, E. V., & Milrud, R. P. (2000). Methodological authenticity in foreign language teaching. Foreign Languages at School, 1, 11-16.
Nosonovich, E. V., & Milrud, R. P. (1999). Parameters of authentic educational text. Foreign Languages at School, 1, 18-23.
Orlova, N. F. (1991). Improving senior students’ speaking skills using musical aids (English language). PhD thesis abstract. St. Petersburg. EDN: https://elibrary.ru/zjygxh
Sinkevich, G. S. (2002). Songs in English lessons. Foreign Languages at School, 1, 50-53.
Tronina, A. Yu. (2011). Linguocultural component in distance foreign language learning. Retrieved December 4, 2024, from http://ggpi.org/files/Tronina2011.pdf
Breen, M. P. (1985). Authenticity in the classroom. Applied Linguistics, 6, 60-70. EDN: https://elibrary.ru/ilaozv
Griffee, D. T. (2010). Using songs in the language classroom. ELT Journal, 64(4), 431-433.
Van Lier, L. (1991). Inside the classroom: Learning process and teaching procedures. Applied Language Learning, 2(1), 29-68.
Van Lier, L. (1988). The classroom and the language learner. New York: Longman, 262 p.
Murphey, T. (2021). Music and song (2nd ed.). Oxford: Oxford University Press, 168 p.
Kara, Z. (2022). The use of pop songs in language education: A meta-analysis. Language Teaching Research, 26(3), 401-420. https://doi.org/10.1177/13621688211032247
Moradi, F., Shahrokhi, M. (2020). The Effect of Song and Movie on High School Students’ Language Achievement. International Journal of Instruction, 13(2), 633-648. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13243a
Wang, Y. (2023). Digital Music Platforms in L2 Learning: Student Perceptions and Outcomes. Computer Assisted Language Learning, 36(1-2), 89-112. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.2015290
Copyright (c) 2025 Olga M. Osiyanova, Yaroslav V. Kopylov

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.