Лингводидактический потенциал искусственного интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы

Ключевые слова: цифровизация, искусственный интеллект, методика обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс

Аннотация

Обоснование. Современные цифровые технологии предоставляют широкие возможности для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся на всех этапах обучения. Они помогают сделать процесс изучения иностранного языка более эффективным, интересным и доступным для всех категорий учащихся. Одним из требований к современному учителю иностранного языка является формирование у него цифровой компетенции, т.е. умения и готовности применять современные цифровые технологии и ресурсы на уроках, в том числе и возможности Искусственного интеллекта (ИИ).

Цель – выявление лингводидактического потенциала искусственного интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ лингводидактической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом; анкетирование и опрос; обобщение личного опыта и опыта учителей по дисциплине «Иностранный язык»; опытное обучение.

Результаты. В условиях активного развития цифровых технологий необходимо понимать, что для эффективного формирования ИКК перед учителем стоит задача создания среды, в которой бы можно было использовать различные современные интерактивные технологии и сервисы Искусственного Интеллекта, для проектной деятельности, способствующей повышению мотивации учащихся к изучению языка, так ка делает процесс более увлекательным и индивидуализированным. Практическая часть исследования позволила выявить увеличение уровня владения языком у группы учащихся 10 класса, также повышение их готовности осуществлять межкультурное общение с носителями иностранного языка. Кроме того, использование сразу нескольких инструментов ИИ позволило повысить мотивационную составляющую изучения языка.  

EDN: KLKEYJ

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Anna V. Osiyanova, Оренбургский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского и китайского языков

Литература

Андрюхина, Т. В. (2014). Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в курсе английского для специальных целей. В: Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм. М.: МГИМО-Университет, 118-125. EDN: https://elibrary.ru/sjqpqf

Бим, И. Л. (2007). Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. В: Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 156-163.

Евстигнеев, М. Н. (2024). Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе, 3, 18-24. EDN: https://elibrary.ru/dqwmro

Евстигнеев, М. Н., Сысоев, П. В., Евстигнеева, И. А. (2025). Компетенция педагога иностранных языков в области искусственного интеллекта. Иностранные языки в школе, 3, 90-96.

Карев, Н. Ю. (2025). Технологии ИИ в обучении учащихся профильных классов в рамках интегрированного курса «Информатика и английский язык». Иностранные языки в школе, 2, 47-53. EDN: https://elibrary.ru/byjxwh

Котлярова, И. О. (2022). Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки, 14(3), 69-82. https://doi.org/10.14529/ped220307 EDN: https://elibrary.ru/jadhnv

Роберт, И. В. (2005). Основные направления информатизации образования в отечественной школе. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования, 5, 106-114. EDN: https://elibrary.ru/kufkib

Сломчинский, А. Г., Таушканова, Е. А. (2012). О формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов в техническом вузе. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: СВ-96, 233-242. EDN: https://elibrary.ru/ympgjf

Соловова, Е. Н. (2002). Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 239 с.

Сорокин, Д. О. (2025). Использование веб-приложения Character.ai для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся. Иностранные языки в школе, 2, 59-65. EDN: https://elibrary.ru/kpckof

Сысоев, П. В. (2020). Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами. Иностранные языки в школе, 9, 15-28. EDN: https://elibrary.ru/vmbats

Таюрская, Н. П. (2015). Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт. Гуманитарный вектор. Грани профессионального развития, 1(41), 83-87. EDN: https://elibrary.ru/tlmuql

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 13.02.2025).

Фрезе, О. В., Гладкова, О. К. (2012). Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции в письменном деловом общении в электронной среде. Педагогическое образование в России, 1, 225-228. EDN: https://elibrary.ru/oysfrl

Щукин, А. Н. (2017). Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 509 с. ISBN: 978-5-9765-2687-7 EDN: https://elibrary.ru/ndhldn

CharacterAI чат-бот. URL: https://character.ai/ (дата обращения: 13.02.2025)

Gamma сайт для создания презентаций. URL: https://gamma.app/ru (дата обращения: 20.03.2025)

Chomsky, N. (1965). Aspects of the Theory of Syntax. Boston: MIT Press.

Hymes, D. (1972). On Communicative Competence. In: Sociolinguistics / J.B. Pride and J. Holmes (eds.). Harmondsworth: Penguin.

Savignon, S. J. (1997). Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. 2nd ed. New York: McGraw-Hill, 272 p.

References

Andryukhina, T. V. (2014). Formation of foreign language professional communicative competence in the course of English for specific purposes. In: Current issues of training international profile specialists: paradigm shift (pp. 118-125). Moscow: MGIMO-University. EDN: https://elibrary.ru/sjqpqf

Bim, I. L. (2007). Competency-based approach to education and foreign language teaching. In: Competencies in education: design experience (pp. 156-163). Moscow: INEK Scientific and Implementation Enterprise.

Evstigneev, M. N. (2024). Key issues of foreign language teaching based on artificial intelligence. Foreign Languages at School, 3, 18-24. EDN: https://elibrary.ru/dqwmro

Evstigneev, M. N., Sysoev, P. V., & Evstigneeva, I. A. (2025). Foreign language teacher’s competence in the field of artificial intelligence. Foreign Languages at School, 3, 90-96.

Karev, N. Y. (2025). AI technologies in teaching students of specialized classes within the integrated course “Computer Science and English”. Foreign Languages at School, 2, 47-53. EDN: https://elibrary.ru/byjxwh

Kotlyarova, I. O. (2022). Artificial intelligence technologies in education. Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical Sciences, 14(3), 69-82. https://doi.org/10.14529/ped220307 EDN: https://elibrary.ru/jadhnv

Robert, I. V. (2005). Main directions of informatization of education in domestic schools. Bulletin of MSPU. Series: Computer Science and Informatization of Education, 5, 106-114. EDN: https://elibrary.ru/kufkib

Slomchinsky, A. G., & Tauskhanova, E. A. (2012). On the formation of foreign language communicative competence of students at a technical university. Conceptual framework of pedagogy and education (pp. 233-242). Yekaterinburg: SV-96. EDN: https://elibrary.ru/ympgjf

Solovova, E. N. (2002). Methods of teaching foreign languages. Moscow: Prosveshchenie, 239 p.

Sorokin, D. O. (2025). Using the Character.ai web application to develop foreign language communication skills of students. Foreign Languages at School, 2, 59-65. EDN: https://elibrary.ru/kpckof

Sysoev, P. V. (2020). Organization of project activities of students based on modern information and communication technologies and project management. Foreign Languages at School, 9, 15-28. EDN: https://elibrary.ru/vmbats

Tayurskaya, N. P. (2015). Foreign language communicative competence: foreign and Russian experience. Humanitarian Vector. Facets of Professional Development, 1(41), 83-87. EDN: https://elibrary.ru/tlmuql

Federal State Educational Standard (FSES). (n.d.). Retrieved February 13, 2025, from https://fgos.ru/

Freze, O. V., & Gladkova, O. K. (2012). Methods of forming foreign language communicative competence in written business communication in electronic environment. Pedagogical Education in Russia, 1, 225-228. EDN: https://elibrary.ru/oysfrl

Shchukin, A. N. (2017). Methods of teaching Russian as a foreign language. Moscow: Higher School, 509 p. ISBN: 978-5-9765-2687-7 EDN: https://elibrary.ru/ndhldn

CharacterAI chatbot. (n.d.). Retrieved February 13, 2025, from https://character.ai/

Gamma presentation creation website. (n.d.). Retrieved March 20, 2025, from https://gamma.app/ru

Chomsky, N. (1965). Aspects of the Theory of Syntax. Boston: MIT Press.

Hymes, D. (1972). On Communicative Competence. In: Sociolinguistics (pp. 279-293). J.B. Pride and J. Holmes (Eds.). Harmondsworth: Penguin.

Savignon, S. J. (1997). Communicative Competence: Theory and Classroom Practice (2nd ed.). New York: McGraw-Hill, 272 p.


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Osiyanova, A., & Gorbacheva, S. (2025). Лингводидактический потенциал искусственного интеллекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-863
Раздел
Педагогические исследования