Воспитание социальной креативности в поликультурной образовательной среде: структурно-содержательный аспект (в контексте вузовского образования)
Аннотация
Обоснование. Согласно «Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования», актуальность воспитания таких качеств объясняется ускорением динамики изменений, ростом неопределённости и осложнением процесса присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, что порождает необходимость в формировании устойчивой гражданской идентичности, духовно-нравственных ориентиров и способности к социальному творчеству.
Концепция подчёркивает, что современный гражданин России должен обладать способностью системно, креативно и критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур, быть мобильным и устойчивым в условиях трансформации социокультурного пространства.
Цель – анализ ключевых понятий, выявление взаимосвязей их определений и определение содержания дефиниции «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды».
Материалы и методы. Материалом исследования послужили научные публикации, диссертации, авторефераты, раскрывающие сущность исследуемого процесса. В качестве основных методов использовались: контент-анализ научных источников, понятийный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, а также обобщение теоретических подходов, представленных в научной литературе.
Результаты. На основе теоретического анализа ключевых понятий «воспитание», «социальная креативность», «студент», «образовательная среда» и «поликультурность» и их сопоставления сформулировано системообразующее понятие - «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды вуза», построена понятийная модель, демонстрирующая логические связи между категориями.
EDN: RHCPLT
Скачивания
Литература
Артюхина, А. И. (2007). Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоград. 40 с. EDN: https://elibrary.ru/znfsqh
Боровинская, Д. Н. (2019). Философско-методологические основания научного знания о креативности в образовании: автореф. дис. … д-ра философ. наук. Томск. 35 с. EDN: https://elibrary.ru/elcdfp
Гукаленко, О. В., Борисенков, В. П. (2018). Поликультурное образование и вызовы современности. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2, 3-11. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: https://elibrary.ru/lbkijf
Гущина, Т. Н. (2011). Педагогическая сущность феномена “образовательная среда”: по материалам исследования. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 4, 187-190. EDN: https://elibrary.ru/owvnhh
Еремина, Л. И. (2011). Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск. 28 с. EDN: https://elibrary.ru/qhqcxp
Ермакова, Е. С. (2019). Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2, 87-99. EDN: https://elibrary.ru/mnldak
Железовская, Г. И., Недогреева, Н. Г. (2018). Развитие культурного потенциала обучаемого. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 12(6), 118-121. EDN: https://elibrary.ru/wcpjbz
Калинина, Н. В. (2023). Формирование социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Мир науки, культуры, образования, 5(102), 90-93. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-90-93 EDN: https://elibrary.ru/ovmeci
Карягина, Ю. А. (2006). Поликультурность как интегративное качество личности. Вестник ОГУ, 13(63), 11-12. EDN: https://elibrary.ru/msoihf
Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Москва. 608 с.
Качай, И. С. (2024). Культурфилософские основания соотношения феноменов “творчество” и “креативность”. Человек и культура, 3, 52-85. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2024.3.70918 EDN: https://elibrary.ru/jbxxlx
Колесова, О. В. (2022). Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации. Kant, 4(45), 115-122. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-45.20 EDN: https://elibrary.ru/lecyzo
Кондракова, Э. Д. (2012). Современные подходы к развитию социальной креативности студентов. Педагогическое образование в России, 5, 169-173. EDN: https://elibrary.ru/phybyd
Кононова, Е. В. (2012). Развитие социальной креативности будущих специалистов по работе с молодежью в образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула. 24 с.
Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
Коренева, В. В. (2023). Формирование позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/okmhkt
Корсакова, А. А. (2023). Педагогические условия формирования социальной креативности студентов в процессе проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома. 23 с.
Лактионова, Е. Б. (2010). Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 128, 40-54. EDN: https://elibrary.ru/mqpwjf
Латур, Б. (2014). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Москва. 384 с. ISBN: 978-5-7598-0819-0 EDN: https://elibrary.ru/syzvmj
Луман, Н. (2007). Социальные системы. Очерк общей теории. Санкт-Петербург. 643 с. ISBN: 978-5-02-026871-5 EDN: https://elibrary.ru/qohqnd
Матис, В. И. (1999). Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Барнаул. EDN: https://elibrary.ru/vmjikj
Мягкова, Н. А. (2012). Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург. 26 с.
Новиков, В. Н. (2012). Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор. Психологическая наука и образование, 1, 1-8.
Писарева, В. Ю. Социальная креативность студентов-психологов как условие их инновационной деятельности. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf
Попель, А. А. (2005). Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/lziqtx
Резникова, А. В., Внуковская, А. В., Шокиров, Ш. А. (2018). Поликультурность как основополагающий фактор современной образовательной системы. Современные наукоемкие технологии, 8, 214-217. EDN: https://elibrary.ru/xzbtnz
Ростовская, Т. К., Соколовская, С. А. (2017). Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 3, 100-108. EDN: https://elibrary.ru/zhzmrn
Рубцов, В. В. (2000). Оценка образовательной среды школы. В 2-я Российская конференция по экологической психологии (с. 176-177). Москва.
Сивиринов, Б. С. (2022). Социум как социальная реальность: категориальная версия. Теория и практика общественного развития, 11(177), 32-37. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.11.4 EDN: https://elibrary.ru/dundqc
Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com (дата обращения: 08.09.2025)
Сорокин, П. (2014). Моя философия - интегрализм. Партнерство цивилизаций, 1-2, 273-280.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
Усачев, А. В. (2020). Креативность в философском измерении. Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве, 53-56. EDN: https://elibrary.ru/ioddwz
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”: [с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023]: офиц. текст. Москва, 2023. 25 с.
Ходырева, Е. А. (2007). Поликультурность как педагогический принцип. Вестник ВятГУ, 16, 118-123. EDN: https://elibrary.ru/mvvzhn
Холодная, М. А. (2020). Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия. Психологический журнал, 41(3), 18-31. https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2 EDN: https://elibrary.ru/odsnuv
Шайденко, Н. А., Подзолков, В. Г., Сергеев, А. Н., Сергеева, А. В. (2008). Креативность как психолого-педагогическая категория и объективная реальность: Анализ существующих подходов к сущности, структуре, путям и методам формирования и развития. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого. 122 с. ISBN: 978-5-87954-438-1 EDN: https://elibrary.ru/uimysh
Шевцова, М. А. (2024). Поликультурность как профессионально важное качество личности будущего педагога. В кн.: Стратегические ориентиры высшего и общего образования в условиях социально-культурных трансформаций (Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Ценностные приоритеты образования в XXI веке: современные вызовы и стратегические направления", г. Луганск, 4–5 декабря 2024 г.), с. 218–222.
Шумпетер, Й. (1982). Теория экономического развития: (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) (Пер. с англ.). Москва. 455 с.
Florida, R., & Mellander, C. (2006). The creative class or human capital? Explaining regional development in Sweden. Toronto. 39 p.
Throsby, D. (2001). Economics and Culture. Cambridge. 228 p.
References
Artyukhina, A. I. (2007). Educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of the educational environment of a medical university): Dr. Ped. Sci. Thesis Abstract. Volgograd. 40 p. EDN: https://elibrary.ru/znfsqh
Borovinskaya, D. N. (2019). Philosophical and methodological foundations of scientific knowledge about creativity in education: Dr. Philos. Sci. Thesis Abstract. Tomsk. 35 p. EDN: https://elibrary.ru/elcdfp
Gukalenko, O. V., Borisenkov, V. P. (2018). Multicultural education and contemporary challenges. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical Education, 2, 3-11. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: https://elibrary.ru/lbkijf
Gushchina, T. N. (2011). Pedagogical essence of the phenomenon “educational environment”: based on research materials. Society. Environment. Development (Terra Humana), 4, 187-190. EDN: https://elibrary.ru/owvnhh
Eremina, L. I. (2011). Formation of students’ creativity in the process of social upbringing in a study group: Cand. Ped. Sci. Thesis Abstract. Ulyanovsk. 28 p. EDN: https://elibrary.ru/qhqcxp
Ermakova, E. S. (2019). Social creativity of students of various professional training directions. Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin, 2, 87-99. EDN: https://elibrary.ru/mnldak
Zhelezovskaya, G. I., Nedogreeva, N. G. (2018). Development of the student’s cultural potential. Current Issues of Humanities and Social Sciences, 12(6), 118-121. EDN: https://elibrary.ru/wcpjbz
Kalinina, N. V. (2023). Formation of social creativity of students in leisure activities. World of Science, Culture, Education, 5(102), 90-93. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-90-93 EDN: https://elibrary.ru/ovmeci
Karyagina, Yu. A. (2006). Multiculturalism as an integrative quality of personality. Bulletin of OSU, 13(63), 11-12. EDN: https://elibrary.ru/msoihf
Castells, M. (2000). The Information Age: Economy, Society, Culture. Moscow. 608 p.
Kakhai, I. S. (2024). Cultural-philosophical foundations of the correlation of the phenomena “creativity” and “creativity”. Man and Culture, 3, 52-85. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8744.2024.3.70918 EDN: https://elibrary.ru/jbxxlx
Kolesova, O. V. (2022). Philosophical understanding of the concept of creativity, its elements, tools and their optimal implementation. Kant, 4(45), 115-122. DOI: https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-45.20 EDN: https://elibrary.ru/lecyzo
Kondrakova, E. D. (2012). Modern approaches to the development of social creativity of students. Pedagogical Education in Russia, 5, 169-173. EDN: https://elibrary.ru/phybyd
Kononova, E. V. (2012). Development of social creativity of future specialists in youth work in the educational environment of the university: Cand. Ped. Sci. Thesis Abstract. Tula. 24 p.
Concept of education and development of the personality of a Russian citizen in the education system. Available at: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (Accessed: 08.09.2025)
Koreneva, V. V. (2023). Formation of positive ethnic identity of students in a multicultural educational environment: Cand. Ped. Sci. Thesis Abstract. Yakutsk. 23 p. EDN: https://elibrary.ru/okmhkt
Korsakova, A. A. (2023). Pedagogical conditions for the formation of social creativity of students in the process of project activities: Cand. Ped. Sci. Thesis Abstract. Kostroma. 23 p.
Laktionova, E. B. (2010). Educational environment as a condition for the development of the personality of its subjects. Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 128, 40-54. EDN: https://elibrary.ru/mqpwjf
Latour, B. (2014). Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network Theory. Moscow. 384 p. ISBN: 978-5-7598-0819-0 EDN: https://elibrary.ru/syzvmj
Luhmann, N. (2007). Social Systems. An Essay on General Theory. Saint Petersburg. 643 p. ISBN: 978-5-02-026871-5 EDN: https://elibrary.ru/qohqnd
Matis, V. I. (1999). Theory and practice of development of national school in a multicultural society: Dr. Ped. Sci. Thesis Abstract. Barnaul. EDN: https://elibrary.ru/vmjikj
Myagkova, N. A. (2012). Formation of social creativity of a student in a culturally appropriate university environment: Cand. Ped. Sci. Thesis Abstract. Orenburg. 26 p.
Novikov, V. N. (2012). Educational environment of the university as a professionally and personally stimulating factor. Psychological Science and Education, 1, 1-8.
Pisareva, V. Yu. Social creativity of psychology students as a condition for their innovative activity. Available at: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf
Popel, A. A. (2005). Psychological conditions for the development of social creativity of students in the process of professional training: Cand. Psychol. Sci. Thesis Abstract. Nizhny Novgorod. 23 p. EDN: https://elibrary.ru/lziqtx
Reznikova, A. V., Vnukovskaya, A. V., Shokirov, Sh. A. (2018). Multiculturalism as a fundamental factor of the modern educational system. Modern Science-Intensive Technologies, 8, 214-217. EDN: https://elibrary.ru/xzbtnz
Rostovskaya, T. K., Sokolovskaya, S. A. (2017). The role of the principle of multiculturalism in managing the process of patriotic education of youth. Locus: People, Society, Cultures, Meanings, 3, 100-108. EDN: https://elibrary.ru/zhzmrn
Rubtsov, V. V. (2000). Assessment of the educational environment of the school. In 2nd Russian Conference on Environmental Psychology (pp. 176-177). Moscow.
Sivirinov, B. S. (2022). Society as social reality: categorical version. Theory and Practice of Social Development, 11(177), 32-37. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2022.11.4 EDN: https://elibrary.ru/dundqc
Dictionary of General and Social Pedagogical Terms. Available at: https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com (Accessed: 08.09.2025)
Sorokin, P. (2014). My philosophy - integralism. Partnership of Civilizations, 1-2, 273-280.
Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 N 996-r. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Accessed: 08.09.2025)
Usachev, A. V. (2020). Creativity in philosophical dimension. Development of Personal Creativity in Modern Multicultural Space, 53-56. EDN: https://elibrary.ru/ioddwz
Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ “On Education in the Russian Federation”: [with amendments and additions, effective from February 28, 2023]: Official Text. Moscow, 2023. 25 p.
Khodyreva, E. A. (2007). Multiculturalism as a pedagogical principle. Bulletin of Vyatka State University, 16, 118-123. EDN: https://elibrary.ru/mvvzhn
Kholodnaya, M. A. (2020). Multidimensional nature of intelligence and creativity indicators: methodological and theoretical implications. Psychological Journal, 41(3), 18-31. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2 EDN: https://elibrary.ru/odsnuv
Shaidenko, N. A., Podzolkov, V. G., Sergeev, A. N., Sergeeva, A. V. (2008). Creativity as a psychological and pedagogical category and objective reality: Analysis of existing approaches to the essence, structure, ways and methods of formation and development. Tula: Publishing House of Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy. 122 p. ISBN: 978-5-87954-438-1 EDN: https://elibrary.ru/uimysh
Shevtsova, M. A. (2024). Multiculturalism as a professionally important quality of the future teacher’s personality. In Strategic Guidelines of Higher and General Education in the Conditions of Socio-Cultural Transformations (Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Value Priorities of Education in the 21st Century: Modern Challenges and Strategic Directions", Lugansk, December 4–5, 2024), pp. 218–222.
Schumpeter, J. (1982). The Theory of Economic Development: Research on Business Profit, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Moscow. 455 p.
Florida, R., & Mellander, C. (2006). The creative class or human capital? Explaining regional development in Sweden. Toronto. 39 p.
Throsby, D. (2001). Economics and Culture. Cambridge. 228 p.
Copyright (c) 2025 Yulia A. Kramarenko

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.