Изучение нематериального этнокультурного наследия в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозных организаций

Ключевые слова: нематериальное этнокультурное наследие, традиции, традиционные русские праздники, религиозная организация, религиозные праздники, школа, школьники, внеучебная работа, сетевое взаимодействие

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена проблеме изучения школьниками нематериального этнокультурного достояния народов России, а именно традиционных русских праздников, в том числе религиозных. Традиции как часть нематериального этнокультурного наследия сопровождают человека на протяжении всей жизни, но часто взрослые перестают объяснять детям подросткового возраста их важность, передавая эту обязанность школе. В свою очередь школа, безусловно, решает эту проблему посредством внеучебной деятельности, но не всегда ей хватает собственных ресурсов, чтобы охватить весь пласт русских традиционных праздников. Понимая важность передачи традиций подрастающему поколению, автором статьи предлагается расширить возможности школы посредством организации сетевого взаимодействия в рамках внеучебной деятельности с религиозными организациями, располагающими соответствующей инфраструктурой и опытом работы. В предлагаемой автором конфигурации религиозная организация будет выступать в качестве площадки и соорганизатора внеучебных мероприятий, проводимых школой по тематике традиционных праздников, включая религиозные.

Цель – анализ сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозной организаций, направленного на изучение школьниками традиционных русских праздников, в том числе религиозных.

Материалы и методы. Основными методами настоящего исследования являются теоретический анализ научной литературы; описательный метод; проведение опроса участников сетевого взаимодействия; качественный анализ результатов опроса респондентов.

Результаты. В ходе исследования проведен анализ особенностей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций Московской области с Религиозной организацией «Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», в рамках которого выстроена и апробирована ежегодная авторская программа организации и проведения праздничных мероприятий для школьников. В статье рассматривается период с 2014 по 2023 годы, в которые автор статьи занимал должность настоятеля Патриаршего Подворья и руководителя представленной культурно-просветительской программы, включающей такие традиционные русские праздники, в том числе религиозные, как: Масленица, Пасха, День семьи, любви и верности, Рождество святителя Николая Чудотворца, День памяти великомученика Димитрия Солунского, Рождество Христово. В статье представлены особенности реализации, а также определены педагогические условия эффективного осуществления сетевого взаимодействия общеобразовательной и религиозной организации, направленного на изучение школьниками в рамках внеучебной деятельности традиционных праздников, в том числе религиозных.

EDN: GSAPNX

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ruslan N. Eremeev, Институт кино и телевидения (ГИТР)

кандидат богословия, доктор теологии (PhD)

Литература

Амель, К. С. (2024). Сетевое взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования в развитии социально-образовательной активности подростков. Человек и образование, 2(79), 135-143. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2024-79-2-135-143 EDN: https://elibrary.ru/dhnpcu

Бакашева, Р. М., & Магомадова, З. С. (2021). Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций. В Современная математика и ее приложения: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (с. 322-327). Грозный: Чеченский государственный педагогический университет. EDN: https://elibrary.ru/qwlmpo

Богданова, Ю. В. (2021). Школа и вуз: сотрудничество и сетевое взаимодействие. В Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции (с. 228-231). Симферополь: ООО "Издательство Типография “Ариал”. EDN: https://elibrary.ru/owcegg

Верейкина, О. В. (2005). Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков (кандидатская диссертация). Москва. EDN: https://elibrary.ru/nidakf

Воронина, М. В. (2019). Взаимодействие школы и религиозных организаций в вопросе духовно-нравственного воспитания современных школьников. В Актуальные вопросы преподавания курсов “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России” (с. 29-37). Екатеринбург: РГППУ. EDN: https://elibrary.ru/fjpyaw

Гуськова, А. Г. (2024). Организация сетевого взаимодействия “школа - вуз” как условие эффективной реализации технологического профиля обучения в код-классах. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 1(88), 22-25. EDN: https://elibrary.ru/lmvkcu

Доного, З. М. (2016). Взаимодействие школы и традиционных религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании учащихся. Педагогический журнал, 6(5А), 32-39. EDN: https://elibrary.ru/xvidgn

Егорова, М. В., & Пономарева, О. В. (2020). Пути взаимодействия монастыря и школы в едином культурном поле. В Девятые Пюхтицкие чтения. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры (с. 106-112). Куремяэ, Эстония: ЛГУ им. А. С. Пушкина. EDN: https://elibrary.ru/wwlbjm

Зайцева, И. А. (2020). Нематериальное культурное наследие как объект и ресурс этнокультурного проектирования. В Национальное культурное наследие России: региональный аспект (с. 134-138). Самара: СГИК.

Ипполитова, Н. В., & Стерхова, Н. С. (2012). Анализ понятия “педагогические условия”: сущность, классификация. General and Professional Education, 1, 8-14. EDN: https://elibrary.ru/ypeagd

Конвенция об охране нематериального культурного наследия. (н.д.). Организация Объединенных Наций. Получено из https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml

Кондрашова, Н. В. (2020). Использование этнокультурного наследия в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Детский сад от А до Я, 1(103), 70-76. EDN: https://elibrary.ru/tunawa

Коренная, В. С. (2022). Культурное наследие как фактор школьного образования в информационном обществе. Москва: Институт Наследия. https://doi.org/10.34685/HI.2022.11.34.001 ISBN: 978-5-86443-384-3 EDN: https://elibrary.ru/ggsznh

Кошелькова, А. С., & Кислякова, Л. П. (2024). Сетевое взаимодействие художественной школы и музея народного творчества: новые горизонты для образования и искусства. В Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XVII Международной научной конференции (с. 226-228). Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/gwuatb

Люля, Н. В., & Грибанова, Н. С. (2024). Включение этнокультурного наследия народов России в образовательный процесс современной школы для формирования гражданственности обучающихся. Педагогика. Вопросы теории и практики, 9(12), 1288-1294. https://doi.org/10.30853/ped20240164 EDN: https://elibrary.ru/dmimmt

Лютикова, Т. А. (2015). Дефиниция понятия “сетевое взаимодействие” в современной действительности и научной литературе. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 11, 58-60. EDN: https://elibrary.ru/vhlygp

Овченкова, О. Ю. (2019). Проект “Организация работы с одарёнными детьми на основе сетевого взаимодействия школы и вуза”. Вестник педагогического опыта, 46, 27-35. EDN: https://elibrary.ru/ovfaao

Ребикова, Ю. В. (2020). Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования. Вопросы педагогики, 9-1, 119-122. EDN: https://elibrary.ru/ijqhfo

Резунков, А. Г., & Резункова, О. П. (2023). Нематериальное этнокультурное достояние: политическая, культурологическая или социальная проблема. Когнитивные науки в информационном обществе, 3(3). EDN: https://elibrary.ru/ycahtj

Рудакова, Е. В. (2022). Принципы и ресурсы сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 3(45), 41-47. EDN: https://elibrary.ru/rgpwbe

Сарканбаева, Г. К., Калдыбаева, А. Т., & Рысбекова, Р. М. (2024). Этнопедагогическая подготовка как фактор сохранения и развития этнокультурного наследия в образовательной среде. Бюллетень науки и практики, 10(6), 644-649. https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/75 EDN: https://elibrary.ru/pmyuas

Слинкина, И. Н., & Устинова, Н. Н. (2021). Дефиниция сетевого взаимодействия в сфере образования. Проблемы современного педагогического образования, 71-2, 333-335. EDN: https://elibrary.ru/rjgupc

Условие. Грамота. Получено из: https://gramota.ru/poisk?query=%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5&mode=slovari&dicts[]=42 (дата обращения: 26.03.2025)

Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ “О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации”. (2022). Официальный интернет-портал правовой информации. Получено из: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200005 (дата обращения: 26.03.2025)

Фриауф, В. В. (2019). Анализ понятия “педагогические условия” в процессе подготовки лидеров в молодежной среде. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 2, 234-239. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-28 EDN: https://elibrary.ru/uoxkau

Чергизова, Х. С. (2020). Модель управления организацией внеурочной деятельности через сетевое взаимодействие в общеобразовательной школе. Вопросы педагогики, 6-1, 329-332. EDN: https://elibrary.ru/animnz

Шилова, И. В., & Задворнов, С. А. (2019). Определение содержания понятия “педагогические условия” методом контент-анализа. Современные наукоемкие технологии, 12-2, 401-405. EDN: https://elibrary.ru/jcctnf

Ярощук, А. Ю. (2023). Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию у обучающихся дополнительного образования с помощью традиционной обрядовой куклы. В Проблемы этнохудожественной культуры и её потенциал в образовательной среде (с. 598-606). Курск: Курский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/rgxuqb

References

Amel, K. S. (2024). Network interaction between school and additional education institution in the development of socio-educational activity of adolescents. Man and Education, 2(79), 135-143. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2024-79-2-135-143 EDN: https://elibrary.ru/dhnpcu

Bakasheva, R. M., & Magomadova, Z. S. (2021). Concept of network interaction of educational organizations. In Modern Mathematics and Its Applications: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference (pp. 322-327). Grozny: Chechen State Pedagogical University. EDN: https://elibrary.ru/qwlmpo

Bogdanova, Yu. V. (2021). School and university: cooperation and network interaction. In Psychological and Pedagogical Support of the Educational Process: Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 228-231). Simferopol: Publishing House "Arial". EDN: https://elibrary.ru/owcegg

Vereikina, O. V. (2005). Interaction between school and religious organizations in the formation of a healthy lifestyle among adolescents (Doctoral dissertation). Moscow. EDN: https://elibrary.ru/nidakf

Voronina, M. V. (2019). Interaction between school and religious organizations in the issue of spiritual and moral education of modern schoolchildren. In Current Issues of Teaching Courses "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" and "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia" (pp. 29-37). Yekaterinburg: RSPPU. EDN: https://elibrary.ru/fjpyaw

Gus'kova, A. G. (2024). Organization of network interaction "school - university" as a condition for effective implementation of the technological profile of training in code classes. Information and Communication Technologies in Pedagogical Education, 1(88), 22-25. EDN: https://elibrary.ru/lmvkcu

Donogo, Z. M. (2016). Interaction between school and traditional religious organizations in the spiritual and moral education of students. Pedagogical Journal, 6(5A), 32-39. EDN: https://elibrary.ru/xvidgn

Egorova, M. V., & Ponomareva, O. V. (2020). Ways of interaction between the monastery and the school in a single cultural field. In Ninth Pyukhtitsky Readings. Axiological Approach to the Improvement of Personality Based on the Complementarity of Orthodox and Secular Culture (pp. 106-112). Kuressaare, Estonia: LGU named after A. S. Pushkin. EDN: https://elibrary.ru/wwlbjm

Zaitseva, I. A. (2020). Intangible cultural heritage as an object and resource of ethno-cultural design. In National Cultural Heritage of Russia: Regional Aspect (pp. 134-138). Samara: SGIK.

Ippolitova, N. V., & Sterkhova, N. S. (2012). Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification. General and Professional Education, 1, 8-14. EDN: https://elibrary.ru/ypeagd

Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. (n.d.). United Nations. Retrieved from https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml

Kondrashova, N. V. (2020). Use of ethno-cultural heritage in the pedagogical process of preschool educational organization. Kindergarten from A to Z, 1(103), 70-76. EDN: https://elibrary.ru/tunawa

Korennaya, V. S. (2022). Cultural heritage as a factor of school education in the information society. Moscow: Institute of Heritage. https://doi.org/10.34685/HI.2022.11.34.001 ISBN: 978-5-86443-384-3 EDN: https://elibrary.ru/ggsznh

Koshelkova, A. S., & Kislyakova, L. P. (2024). Network interaction between art school and folk art museum: new horizons for education and art. In Shuiskaya Session of Students, Postgraduates, Teachers, and Young Scientists: Proceedings of the XVII International Scientific Conference (pp. 226-228). Moscow-Ivanovo-Shuya: Ivanovo State University. EDN: https://elibrary.ru/gwuatb

Lyulya, N. V., & Gribanova, N. S. (2024). Inclusion of ethno-cultural heritage of the peoples of Russia in the educational process of modern school for the formation of citizenship of students. Pedagogy. Issues of Theory and Practice, 9(12), 1288-1294. https://doi.org/10.30853/ped20240164 EDN: https://elibrary.ru/dmimmt

Lyutikova, T. A. (2015). Definition of the concept of "network interaction" in modern reality and scientific literature. Bulletin of Khakass State University named after N. F. Katanov, 11, 58-60. EDN: https://elibrary.ru/vhlygp

Ovchenkova, O. Yu. (2019). Project "Organization of work with gifted children based on network interaction between school and university". Bulletin of Pedagogical Experience, 46, 27-35. EDN: https://elibrary.ru/ovfaao

Rebikova, Yu. V. (2020). Network interaction between school and additional education institutions. Pedagogical Issues, 9-1, 119-122. EDN: https://elibrary.ru/ijqhfo

Rezunkov, A. G., & Rezunkova, O. P. (2023). Intangible ethno-cultural heritage: a political, cultural, or social problem. Cognitive Sciences in the Information Society, 3(3). EDN: https://elibrary.ru/ycahtj

Rudakova, E. V. (2022). Principles and resources of network interaction of professional educational organizations. Russian Science and Education Today: Problems and Prospects, 3(45), 41-47. EDN: https://elibrary.ru/rgpwbe

Sarkanbaeva, G. K., Kaldybayeva, A. T., & Rysbekova, R. M. (2024). Ethno-pedagogical training as a factor in the preservation and development of ethno-cultural heritage in the educational environment. Bulletin of Science and Practice, 10(6), 644-649. https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/75 EDN: https://elibrary.ru/pmyuas

Slinkina, I. N., & Ustinova, N. N. (2021). Definition of network interaction in the field of education. Problems of Modern Pedagogical Education, 71-2, 333-335. EDN: https://elibrary.ru/rjgupc

Condition. Gramota. Retrieved from: https://gramota.ru/poisk?query=%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5&mode=slovari&dicts[]=42 (Accessed: March 26, 2025)

Federal Law No. 402-FZ of October 20, 2022 "On the Intangible Ethno-Cultural Heritage of the Russian Federation". (2022). Official Internet Portal of Legal Information. Retrieved from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200005 (Accessed: March 26, 2025)

Friauf, V. V. (2019). Analysis of the concept of "pedagogical conditions" in the process of preparing leaders in the youth environment. Herzen Readings: Psychological Research in Education, 2, 234-239. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-28 EDN: https://elibrary.ru/uoxkau

Chergizova, Kh. S. (2020). Model of managing extracurricular activities through network interaction in a general education school. Pedagogical Issues, 6-1, 329-332. EDN: https://elibrary.ru/animnz

Shilova, I. V., & Zadvornov, S. A. (2019). Determination of the content of the concept of "pedagogical conditions" by the method of content analysis. Modern High-Tech Technologies, 12-2, 401-405. EDN: https://elibrary.ru/jcctnf

Yaroshchuk, A. Yu. (2023). Formation of a value-based attitude to ethno-cultural heritage among students of additional education using traditional ritual dolls. In Problems of Ethno-Artistic Culture and Its Potential in the Educational Environment (pp. 598-606). Kursk: Kursk State University. EDN: https://elibrary.ru/rgxuqb


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Eremeev, R. (2025). Изучение нематериального этнокультурного наследия в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозных организаций. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-859
Раздел
Педагогические исследования