Применение тренинга в ситуации профессиональных изменений в промышленной организации

  • Anastasia S. Timoshchenko Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) https://orcid.org/0000-0001-7033-8021
Ключевые слова: изменения в профессиональной деятельности, критическая ситуация, стресс, кризис, фрустрация, конфликт

Аннотация

В современном мире, который характеризуется нестабильностью, неоднозначностью и сложностью, происходят изменения не только в повседневной жизни субъектов, но и в их профессиональной деятельности. Ситуация профессиональных изменений может восприниматься, как критическая, когда субъекты реагирую на изменения, как на угрозу, препятствие, нарушение стабильности. В результате ухудшается психологическое состояние субъектов, нарушаются коммуникации, увеличивается количество конфликтов с клиентами и внутри организации. Руководству организаций для успешного проведения профессиональных изменений необходимо проводить работу по психологической поддержке сотрудников. Одним из таких инструментов является тренинг.

В современном мире тренинг применяется в организациях для решения различных вопросов. Тренинги могут быть направлены на снижение уровня стресса сотрудников организации, на разрешение конфликтов, на адаптацию в ситуации изменений, на развитие коммуникативных компетенций по взаимодействию с клиентами и др. В статье приведены результаты исследования фрустрационных реакций субъектов в ситуации профессиональных изменений в промышленной организации после применения тренинга с использованием коммуникативных техник.

Материалы и методы. Было проведено исследование, в котором приняли участие 101 сотрудник крупной промышленной организации города Челябинска (53 женщины и 48 мужчин) в возрасте от 21 до 62 лет. Все участники выборки работали с клиентами, сталкивались с критическими ситуациями и на момент исследования переживали период значительных изменений в своей профессиональной деятельности. В рамках тренинга основное внимание уделялось развитию навыков эффективного общения с различными людьми как в профессиональной сфере, так и за ее пределами, а также умению конструктивно разрешать конфликты и контролировать эмоциональное состояние. В процессе обучения участники осваивали коммуникативные техники, необходимые для успешного ведения деловых переговоров. Участникам были представлены специальные коммуникативные инструменты, так называемые «энкоды» – универсальные, многозначные фразы, которые могут быть использованы в качестве ответа практически на любое высказывание собеседника. В группах проводилась диагностика участников с помощью «Методики изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга (Rosеnzwеig Piсturе-Frustration Study) до и после тренинга.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что после проведения тренинга с использованием коммуникативных техник у субъектов значимо уменьшились экстрапунитивные реакции, направленные на обвинение окружающих в сложившейся ситуации, уменьшились показатели стандартности поведения, что свидетельствует о появлении разнообразных реакций субъектов, а также увеличились интропунитивные и импунитивные реакции, что свидетельствует о взятии на себя ответственности в сложившейся ситуации и уменьшении обвинения в случившемся кого-либо.

EDN: JGBZXD

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Anastasia S. Timoshchenko, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

соискатель кафедры «Психология управления и служебной деятельности» Высшей медико-биологической школы

Литература

Большая Российская энциклопедия. https://bigenc.ru/

Бельчиков, Я. М., & Бирштейн, М. М. (1989). Деловые игры. Рига: Аватс.

Василюк, Ф. Е. (2024). Психология переживания. Санкт-Петербург: Питер.

Вачков, И. В. (1999). Основы технологии группового тренинга. Москва: Ось-89.

Водопьянова, Н. Е. (2025). Стресс-менеджмент: учебник для вузов (2-е изд., испр. и доп.). Москва: Юрайт.

Грязева-Добшинская, В. Г. (2010). Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства. В А. Л. Журавлев (Ред.), Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации (pp. 298-309). Москва: ИПРАН. https://elibrary.ru/xqpdvl

Захарова, Г. И. (2008). Теория и методика психологического тренинга. Челябинск: ЮУрГУ. https://elibrary.ru/qybneb

Леванова, Е. А., Соболева, А. Н., & др. (2011). Игра в тренинге. Личный помощник тренера. Санкт-Петербург: Питер. ISBN: 978-5-498-07293-7 https://elibrary.ru/sdpyvn

Петровский, В. А., & Ходорыч, А. В. (2018). Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов. Москва: Бомбора.

Carnegie, D. Dale Carnegie Training. Retrieved from https://www.dalecarnegie.com/

Thornhill-Miller, B., Camarda, A., Mercier, M., Burkhardt, J.-M., et al. (2023). Creativity, critical thinking, communication, and collaboration: Assessment, certification, and promotion of 21st century skills for the future of work and education. J. Intell., 11(3). https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 https://elibrary.ru/lqyocd

Wilson, J. P. (Ed.). (1999). Human Resource Development. Kogan Page.

Lippman, L. H., Ryberg, R., Carney, R., & Moore, K. A. (2015). Key “soft skills” that foster youth work force success: Toward a consensus across fields. Child Trends Publication.

Souchkov, V. (2008). A Brief History of TRIZ. Retrieved from http://xtriz.com/BriefHistoryOfTRIZ.pdf

Sutcliffe, J. P. (2011). An appraisal of the Rosenzweig picture-frustration study. Australian Journal of Psychology, 7(2), 97-107.

Hodge, A. (Ed.). (2001). Twentieth Century Actor Training. New York: Taylor & Francis e-Library.

References

Big Russian Encyclopedia. URL: https://bigenc.ru

Belchikov, Ya. M., & Birshtein, M. M. (1989). Business games. Riga: Avats.

Vasilyuk, F. E. (2024). Psychology of experience. Saint Petersburg: Piter.

Vachkov, I. V. (1999). Fundamentals of group training technology. Moscow: Os'-89.

Vodopyanova, N. E. (2025). Stress management: textbook for universities (2nd ed., revised and expanded). Moscow: Yurayt.

Gryazeva-Dobshinskaya, V. G. (2010). Synergy of interaction of subjects in joint creative activity as a mechanism of creative leadership. In A. L. Zhuravlev (Ed.), Psychology of intelligence and creativity. Traditions and innovations (pp. 298-309). Moscow: IPRAN. https://elibrary.ru/xqpdvl

Zakharova, G. I. (2008). Theory and methodology of psychological training. Chelyabinsk: SUSU. https://elibrary.ru/qybneb

Levанова, E. A., Soboleva, A. N., et al. (2011). Game in training. Personal assistant of the trainer. Saint Petersburg: Piter. ISBN: 978-5-498-07293-7 https://elibrary.ru/sdpyvn

Petrovsky, V. A., & Khodorych, A. V. (2018). The ideal argument. 1500 ways to win an argument with universal phrase-encoders. Moscow: Bombora.

Carnegie, D. Dale Carnegie Training. Retrieved from https://www.dalecarnegie.com

Thornhill-Miller, B., Camarda, A., Mercier, M., Burkhardt, J.-M., et al. (2023). Creativity, critical thinking, communication, and collaboration: Assessment, certification, and promotion of 21st century skills for the future of work and education. J. Intell., 11(3). https://doi.org/10.3390/jintelligence11030054 https://elibrary.ru/lqyocd

Wilson, J. P. (Ed.). (1999). Human Resource Development. Kogan Page.

Lippman, L. H., Ryberg, R., Carney, R., & Moore, K. A. (2015). Key “soft skills” that foster youth work force success: Toward a consensus across fields. Child Trends Publication.

Souchkov, V. (2008). A Brief History of TRIZ. Retrieved from http://xtriz.com/BriefHistoryOfTRIZ.pdf

Sutcliffe, J. P. (2011). An appraisal of the Rosenzweig picture-frustration study. Australian Journal of Psychology, 7(2), 97-107.

Hodge, A. (Ed.). (2001). Twentieth Century Actor Training. New York: Taylor & Francis e-Library.


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Timoshchenko, A. (2025). Применение тренинга в ситуации профессиональных изменений в промышленной организации. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-858
Раздел
Психологические исследования