Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт
Аннотация
Обоснование. Современное высшее образование находится в стадии интенсивных преобразований, продиктованных необходимостью подготовки специалистов, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но и сформированной профессиональной компетентностью, в том числе навыками эффективной коммуникации на иностранном языке. Усиление процессов глобализации, цифровизация образовательной среды и возрастающая значимость межкультурной коммуникации обусловливают потребность в совершенствовании методических подходов к обучению иностранным языкам.
Цель – разработка методического сопровождения процесса развития способности студентов к иноязычной профессиональной коммуникации средствами интеллект-карт.
Методы исследования: методы теоретического анализа научной и учебно-методической литературы, контент-анализ и сравнительный анализ.
Результаты. Предложен вариант методического сопровождения развития универсальной компетенции (УК-4) у студентов экономических специальностей. Рассмотрены типология и принципы использования интеллект-карт, разработан образец интеллект-карты для ведения дискуссии, а также комплекс заданий, обеспечивающий развитие умений и навыков, входящих в иноязычную профессиональную коммуникацию.
Заключение. Использование интеллект-карт выступает эффективным средством развития у студентов специалитета навыков применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном контексте. Данный инструмент способствует систематизации знаний, активизации познавательной деятельности, развитию аналитического и критического мышления, а также формированию умений аргументированного высказывания и ведения профессионального диалога.
EDN: IVLUOA
Скачивания
Литература
Алмазова, Н. И. (2015). Иноязычная профессиональная компетенция: теоретические основы. Москва: Изд-во МГУ.
Артемьева, Т. В. (2020). Современные тенденции в обучении иностранным языкам. Москва: Академия.
Бим, И. Л. (2018). Иноязычное общение и культурное восприятие. Журнал иностранных языков, (1), 37-44.
Галкина, Т. И. (2017). Методические рекомендации по использованию интеллект-карт в образовательном процессе. Москва: Изд-во МПГУ.
Дьячков, А. С. (2018). Эффективность применения инновационных методов в обучении иностранным языкам. Педагогика, (4), 36-42.
Иванов, П. П. (2017). Методика использования интеллект-карт в учебном процессе. Москва: Просвещение.
Иванова, Е. О. (2016). Компетенция и компетентность: различия и взаимосвязь. Журнал педагогических исследований, (3), 45-52.
Buzan, T. (2019). Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Maps: The Complete Guide to a Powerful Thinking Tool (Ю. Константинова, Пер.). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
Зиновьева, Н. С. (2018). Интеллект-карты как средство повышения мотивации студентов. Образовательные технологии, (1), 15-22.
Кочергина, О. А. (2013). Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика (Е. А. Михайлычев, Ред.). Таганрог: ТГПИ им. А. П. Чехова. Получено из https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq
Леонтьев, А. А. (2017). Методологические подходы к использованию интеллект-карт. Журнал инновационных технологий, (2), 48-56.
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Специальность 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf
Танцура, Т. А. (2019). Применение диалогов для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов вуза. Мир науки, культуры, образования, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/
Щукин, А. Н. (2017). Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие и структура. Вестник МГУ, (2), 58-64.
References
Almazova, N. I. (2015). Foreign language professional competence: theoretical foundations. Moscow: MSU Publ.
Artemyeva, T. V. (2020). Current trends in foreign language teaching. Moscow: Academy.
Bim, I. L. (2018). Foreign language communication and cultural perception. Foreign Languages Journal, (1), 37-44.
Galkina, T. I. (2017). Methodological recommendations for the use of mind maps in the educational process. Moscow: MPGU Publ.
Dyachkov, A. S. (2018). Effectiveness of innovative methods in foreign language teaching. Pedagogy, (4), 36-42.
Ivanov, P. P. (2017). Methodology of using mind maps in the educational process. Moscow: Enlightenment.
Ivanova, E. O. (2016). Competence and competence: differences and interrelation. Journal of Pedagogical Research, (3), 45-52.
Buzan, T. (2019). Mind maps: the complete guide to a powerful thinking tool (Yu. Konstantinova, Trans.). Moscow: Mann, Ivanov and Ferber.
Zinovieva, N. S. (2018). Mind maps as a means of increasing student motivation. Educational Technologies, (1), 15-22.
Kochergina, O. A. (2013). Communicative pedagogical technologies: theory and practice (E. A. Mikhailichev, Ed.). Taganrog: TSPU named after A. P. Chekhov. Retrieved from https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq
Leontiev, A. A. (2017). Methodological approaches to the use of mind maps. Journal of Innovative Technologies, (2), 48-56.
Basic professional educational program of higher education. Specialty 38.05.01 "Economic Security". Retrieved from https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf
Tantsura, T. A. (2019). Use of dialogues for the development of professional foreign language competence of university students. World of Science, Culture, Education, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi
Federal state educational standard of higher education (FGOS VO) in the field of training 38.05.01 "Economic Security". Retrieved from https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20
Shchukin, A. N. (2017). Foreign language communicative competence: concept and structure. Moscow State University Bulletin, (2), 58-64.
Copyright (c) 2025 Lionella N. Lubozheva, Tatiana S. Samokhvalova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.