Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт

  • Lionella N. Lubozheva Челябинский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6029-0068
  • Tatiana S. Samokhvalova Челябинский государственный университет
Ключевые слова: иноязычная профессиональная коммуникация, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные технологии, интеллект-карты, методическое сопровождение, универсальная компетенция

Аннотация

Обоснование. Современное высшее образование находится в стадии интенсивных преобразований, продиктованных необходимостью подготовки специалистов, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но и сформированной профессиональной компетентностью, в том числе навыками эффективной коммуникации на иностранном языке. Усиление процессов глобализации, цифровизация образовательной среды и возрастающая значимость межкультурной коммуникации обусловливают потребность в совершенствовании методических подходов к обучению иностранным языкам.

Цель – разработка методического сопровождения процесса развития способности студентов к иноязычной профессиональной коммуникации средствами интеллект-карт.

Методы исследования: методы теоретического анализа научной и учебно-методической литературы, контент-анализ и сравнительный анализ.

Результаты. Предложен вариант методического сопровождения развития универсальной компетенции (УК-4) у студентов экономических специальностей. Рассмотрены типология и принципы использования интеллект-карт, разработан образец интеллект-карты для ведения дискуссии, а также комплекс заданий, обеспечивающий развитие умений и навыков, входящих в иноязычную профессиональную коммуникацию.

Заключение. Использование интеллект-карт выступает эффективным средством развития у студентов специалитета навыков применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном контексте. Данный инструмент способствует систематизации знаний, активизации познавательной деятельности, развитию аналитического и критического мышления, а также формированию умений аргументированного высказывания и ведения профессионального диалога.

EDN: IVLUOA

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Lionella N. Lubozheva, Челябинский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка

Tatiana S. Samokhvalova, Челябинский государственный университет

магистрант, кафедра делового иностранного языка, направление «Педагогическое образование»

Литература

Алмазова, Н. И. (2015). Иноязычная профессиональная компетенция: теоретические основы. Москва: Изд-во МГУ.

Артемьева, Т. В. (2020). Современные тенденции в обучении иностранным языкам. Москва: Академия.

Бим, И. Л. (2018). Иноязычное общение и культурное восприятие. Журнал иностранных языков, (1), 37-44.

Галкина, Т. И. (2017). Методические рекомендации по использованию интеллект-карт в образовательном процессе. Москва: Изд-во МПГУ.

Дьячков, А. С. (2018). Эффективность применения инновационных методов в обучении иностранным языкам. Педагогика, (4), 36-42.

Иванов, П. П. (2017). Методика использования интеллект-карт в учебном процессе. Москва: Просвещение.

Иванова, Е. О. (2016). Компетенция и компетентность: различия и взаимосвязь. Журнал педагогических исследований, (3), 45-52.

Buzan, T. (2019). Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Maps: The Complete Guide to a Powerful Thinking Tool (Ю. Константинова, Пер.). Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Зиновьева, Н. С. (2018). Интеллект-карты как средство повышения мотивации студентов. Образовательные технологии, (1), 15-22.

Кочергина, О. А. (2013). Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика (Е. А. Михайлычев, Ред.). Таганрог: ТГПИ им. А. П. Чехова. Получено из https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq

Леонтьев, А. А. (2017). Методологические подходы к использованию интеллект-карт. Журнал инновационных технологий, (2), 48-56.

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Специальность 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf

Танцура, Т. А. (2019). Применение диалогов для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов вуза. Мир науки, культуры, образования, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/

Щукин, А. Н. (2017). Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие и структура. Вестник МГУ, (2), 58-64.

References

Almazova, N. I. (2015). Foreign language professional competence: theoretical foundations. Moscow: MSU Publ.

Artemyeva, T. V. (2020). Current trends in foreign language teaching. Moscow: Academy.

Bim, I. L. (2018). Foreign language communication and cultural perception. Foreign Languages Journal, (1), 37-44.

Galkina, T. I. (2017). Methodological recommendations for the use of mind maps in the educational process. Moscow: MPGU Publ.

Dyachkov, A. S. (2018). Effectiveness of innovative methods in foreign language teaching. Pedagogy, (4), 36-42.

Ivanov, P. P. (2017). Methodology of using mind maps in the educational process. Moscow: Enlightenment.

Ivanova, E. O. (2016). Competence and competence: differences and interrelation. Journal of Pedagogical Research, (3), 45-52.

Buzan, T. (2019). Mind maps: the complete guide to a powerful thinking tool (Yu. Konstantinova, Trans.). Moscow: Mann, Ivanov and Ferber.

Zinovieva, N. S. (2018). Mind maps as a means of increasing student motivation. Educational Technologies, (1), 15-22.

Kochergina, O. A. (2013). Communicative pedagogical technologies: theory and practice (E. A. Mikhailichev, Ed.). Taganrog: TSPU named after A. P. Chekhov. Retrieved from https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq

Leontiev, A. A. (2017). Methodological approaches to the use of mind maps. Journal of Innovative Technologies, (2), 48-56.

Basic professional educational program of higher education. Specialty 38.05.01 "Economic Security". Retrieved from https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf

Tantsura, T. A. (2019). Use of dialogues for the development of professional foreign language competence of university students. World of Science, Culture, Education, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi

Federal state educational standard of higher education (FGOS VO) in the field of training 38.05.01 "Economic Security". Retrieved from https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20

Shchukin, A. N. (2017). Foreign language communicative competence: concept and structure. Moscow State University Bulletin, (2), 58-64.


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Lubozheva, L., & Samokhvalova, T. (2025). Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-855
Раздел
Педагогические исследования