Реализация активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального общего образования

  • Anastasia V. Vedyashkina Тихоокеанский государственный университет
Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, высшая школа, активные методы обучения, интерактивные методы обучения

Аннотация

Обоснование. Современные тенденции во всех сферах общества, а в частности – в духовной – в образовании, ставят перед профессорско-преподавательским составом высших школ задачу использования таких подходов, форм, методов и приемов работы, при которых обучающиеся способны осваивать, реализовывать в учебных ситуациях и профессиональной деятельности компетенции, заложенные Профессиональным стандартом и учебным планом. Будущие педагоги начального образования на этапе получения высшего образования должны прожить собственный опыт обучения в условиях системно-деятельностного подхода, чтобы иметь о нем представление, а в перспективе – профессиональные и общепрофессиональные компетенции для его реализации в собственной профессиональной деятельности. Будущие учителя начальных классов должны уметь выстраивать индивидуальную и совместную работу обучающихся в процессе обучения, воспитания, используя актуальные (современные) методы работы.  Автор описывает  практику реализации современных методов обучения в рамках профессионального образования таких, как активные и интерактивные методы, способствующие эффективному взаимодействию и взаимообогащению студентов и преподавателей, а значит более качественному формированию компетенций будущего специалиста.

Цель – описание практики реализации активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования.

Методология. Основными методами работы являются: изучение нормативных документов, анализ и синтез психолого-педагогической литературы,  опытная работа в вузе.

Результаты. Результаты исследования представлены в виде организации обучения студентов высшей школы в аспекте нескольких дисциплин, реализуя активные и интерактивные методы обучения. Описана современная образовательная практика формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в деятельностном подходе, заключающаяся в содействии становлению профессионала педагогического профиля подготовки, способного во время подготовки в вузе занимать проактивную образовательную стратегию, а в собственной профессиональной деятельности позже – уметь организовать такой же процесс внутри классного (школьного) коллектива.

EDN: YCIMEN

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Anastasia V. Vedyashkina, Тихоокеанский государственный университет

ассистент высшей школы теории и методики педагогического и дефектологического образования

Литература

Абдуллина, O. A. (1990). Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 141 с.

Балданова, А. Ю., & Дугаржапова, М. А. (2023). Современные тренды в сфере образования. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 3, 22-29. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2023-3-22-29 EDN: https://elibrary.ru/kxvivz

Вендина, А. А., Киричек, К. А., & Малиатаки, В. В. (2016). Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС. Интернет-журнал “Мир науки”, 4(2). URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (дата обращения: 06.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/wcizsj

Ильиных, Е. А. (2016). Метод кейс-стади как инструмент формирования психологической компетентности будущего учителя начальных классов. Вестник магистратуры, 5-1(56), 62-64. EDN: https://elibrary.ru/wcywdb

Катаев, К. С., Катаев, С. Г., & Каменская, И. В. (2023). О принципах построения модели специалиста - выпускника педагогического вуза. Образование и наука, 25(3), 35-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-35-66 EDN: https://elibrary.ru/ygvpoo

Коротаева, Е. В., & Андрюнина, А. С. (2021). Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики. Педагогическое образование в России, 4, 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03 EDN: https://elibrary.ru/dyoean

Митина, Г. В. (2024). Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/glhpgm

Никитина, Л. А., & Кузеванова, А. А. (2022). Содержание и формы подготовки будущего учителя начальных классов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Педагогика сельской школы, 4(14), 142-158. https://doi.org/10.20323/2686-8652-2022-4-14-142-158 EDN: https://elibrary.ru/ljyztp

Профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 16.02.2025)

Родионова, С. Е., & Григорьева, Т. В. (2012). Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления “Филология”). Вестник Башкирского университета, 17(3-1), 1594-1599. EDN: https://elibrary.ru/puuntr

Самодерженков, А. Н., Карданова, Е. Ю., Сатова, А. К. и др. (2021). Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Вопросы образования, (3), 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 EDN: https://elibrary.ru/wcmuqy

Сергеева, Б. В. (2013). Интерактивные методы обучения как средство развития профессионально-познавательной активности будущих учителей начального образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 11-2, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/rrzvtz

Сластенин, В. А. (1977). Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 29 с.

Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации от 18.10.2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373/ (дата обращения: 16.02.2025)

Тумашева, О. В., Кириллова, Н. А., Михалкина, Е. А. (2019). Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен. Образование и наука, 21(5), 42-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61 EDN: https://elibrary.ru/dlmckv

ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 16.02.2025)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 05.07.2021 / М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 16.02.2025)

Хайновский, С. Е. (2022). Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день. Педагогический журнал, 12(4-1), 296-304. https://doi.org/10.34670/AR.2022.36.62.037 EDN: https://elibrary.ru/yfqimn

Шамис, В. А. (2011). Активные методы обучения в вузе. Сибирский торгово-экономический журнал, 14, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/owahor

Юн-Хай, С. А. (2015). Деловая игра как метод активного обучения будущих педагогов. Вестник Бурятского государственного университета, 15, 190-195. EDN: https://elibrary.ru/uxatkh

Яковлева, Н. М. (1991). Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ “Факел”, 128 с. EDN: https://elibrary.ru/sddkwx

References

Abdullina, O. A. (1990). General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education. Moscow: Prosveshchenie. 141 p.

Baldnova, A. Yu., & Dugarzhapova, M. A. (2023). Current trends in education. Bulletin of Buryat State University. Economics and Management, 3, 22-29. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2023-3-22-29 EDN: https://elibrary.ru/kxvivz

Vendina, A. A., Kirichek, K. A., & Maliyataki, V. V. (2016). Active and interactive teaching methods as a means of preparing bachelors of pedagogical education to implement the requirements of the Federal State Educational Standard. Internet Journal "World of Science", 4(2). URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (Accessed: May 6, 2025). EDN: https://elibrary.ru/wcizsj

Il'inykh, E. A. (2016). Case study method as a tool for developing the psychological competence of future primary school teachers. Bulletin of the Magistracy, 5-1(56), 62-64. EDN: https://elibrary.ru/wcywdb

Kataev, K. S., Kataev, S. G., & Kamenskaya, I. V. (2023). On the principles of building a model of a specialist - graduate of a pedagogical university. Education and Science, 25(3), 35-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-35-66 EDN: https://elibrary.ru/ygvpoo

Korotaeva, E. V., & Andryunina, A. S. (2021). Interactive learning: aspects of theory, methodology, and practice. Pedagogical Education in Russia, 4, 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03 EDN: https://elibrary.ru/dyoean

Mitina, G. V. (2024). Technology for developing professional competencies in future primary school teachers. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/glhpgm

Nikitina, L. A., & Kuzevanova, A. A. (2022). Content and forms of training future primary school teachers to support children with disabilities in small rural schools. Pedagogy of Rural Schools, 4(14), 142-158. https://doi.org/10.20323/2686-8652-2022-4-14-142-158 EDN: https://elibrary.ru/ljyztp

Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". URL: https://base.garant.ru/70535556 (Accessed: February 16, 2025)

Rodionova, S. E., & Grigorieva, T. V. (2012). Use of active and interactive teaching methods in the implementation of basic educational programs in humanitarian areas of higher education (on the example of the "Philology" direction). Bulletin of Bashkir University, 17(3-1), 1594-1599. EDN: https://elibrary.ru/puuntr

Samoderzhkin, A. N., Kardanova, E. Yu., Sotova, A. K., et al. (2021). Assessment of the psychological readiness of students of pedagogical universities for professional activity. Educational Issues, (3), 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 EDN: https://elibrary.ru/wcmuqy

Sergeeva, B. V. (2013). Interactive teaching methods as a means of developing professionally-cognitive activity of future primary school teachers. Actual Problems of Humanitarian and Natural Sciences, 11-2, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/rrzvtz

Slastenin, V. A. (1977). Formation of the personality of a teacher of the Soviet school in the process of his professional training: author's abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow. 29 p.

Strategic direction in the field of digital transformation of education related to the activities of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 10.18.2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373 (Accessed: February 16, 2025)

Tumasheva, O. V., Kirillova, N. A., & Mikhalkina, E. A. (2019). Readiness of future teachers to implement a systemic-activity approach as a pedagogical phenomenon. Education and Science, 21(5), 42-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61 EDN: https://elibrary.ru/dlmckv

Federal State Educational Standard 44.03.01 Pedagogical Education Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02.22.2018 No. 121 (as amended on 02.08.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (Accessed: February 16, 2025)

Federal State Educational Standard of Primary General Education of a new generation dated 07.05.2021 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (Accessed: February 16, 2025)

Khainovsky, S. E. (2022). Interactive teaching methods and their relevance today. Pedagogical Journal, 12(4-1), 296-304. https://doi.org/10.34670/AR.2022.36.62.037 EDN: https://elibrary.ru/yfqimn

Shamis, V. A. (2011). Active teaching methods in higher education. Siberian Trade and Economic Journal, 14, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/owahor

Yun-Hai, S. A. (2015). Business game as a method of active learning of future teachers. Bulletin of Buryat State University, 15, 190-195. EDN: https://elibrary.ru/uxatkh

Yakovleva, N. M. (1991). Preparation of students for creative educational activities. Chelyabinsk: ChGPI "Fakel". 128 p. EDN: https://elibrary.ru/sddkwx


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Vedyashkina, A. (2025). Реализация активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-851
Раздел
Педагогические исследования