Формирование системы гуманитарных ценностей у обучающихся: исторический аспект

Ключевые слова: историческое развитие, Россия, СССР, педагогика, гуманизм, система гуманитарных ценностей, мультимодальный подход, обучающиеся

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания динамики развития ценностных ориентиров обучающихся в контексте исторических изменений. В условиях современного общества, характеризующегося быстрыми социальными и культурными трансформациями, важно выявить особенности формирования гуманитарных ценностей у молодежи в различные исторические эпохи, так как плодотворный исторический опыт позволит разработать более эффективные педагогические стратегии, способствующие воспитанию граждан, обладающих устойчивыми ценностными ориентирами, и обеспечить преемственность культурных традиций.

Цель исследования – проанализировать работы, посвященные проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов, преимущественно в России с конца XIX века по настоящее время и выделить ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды.

Материалы и методы. Теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов.

Результаты. Выделены ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды. Выявлены позитивные и негативные факторы, определяющие ориентиры на пути развития системы нравственных ценностей в настоящее время, и алгоритмы по нейтрализации влияния неблагоприятных факторов. Затронута проблема использования мультимодального подхода как современного средства, способствующего более качественному формированию ценностных систем у обучающихся, однако количество исследований, посвященных этой проблеме, пока невелико.

EDN: QAAIOS

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vita A. Kirillova, ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

преподаватель кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин, аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин, директор библиотеки

Irina E. Plotnikova, ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин

Литература

Алексеева, К. О. (2017). Инфантилизм – бич современных студентов. В Студенческий научный форум – 2017: материалы IX Международной студенческой научной конференции. Саратов: Академия Естествознания. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030293 (дата обращения: 02.05.2025)

Андреева, С. Л. (2020). Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года. Гуманитарно-педагогические исследования, 4(1), 72-82. EDN: https://elibrary.ru/yvmepq

Анисимов, С. Ф. (2001). Теория ценностей в отечественной философии XX века. В Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию (Глава II, § 5, с. 40-46). Москва: Современные тетради.

Анисимов, С. Ф., Смоленцев, Ю. М., Разин, А. В. (1994). Моральные ценности и личность. Москва: МГУ. 175 с. ISBN: 5-211-02132-0

Антопольский, А. Б., Бонч-Осмоловская, А. А., Бородкин, Л. И. и др. (2023). Цифровые гуманитарные исследования. Красноярск: СФУ. 272 с. ISBN: 978-5-7638-4876-2 EDN: https://elibrary.ru/jeiada

Белоконева, Е. В. (2009). Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского образования. Гуманизация образования, 6, 44-50. EDN: https://elibrary.ru/kyralr

Бердяев, Н. А. (2025). Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Москва: Юрайт. 256 с. ISBN: 978-5-534-05321-0

Брагина, Л. М. (2025). Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Москва: Юрайт. 390 с. ISBN: 978-5-534-05620-4

Буравлева, Н. А. (2011). Ценностные ориентации студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета, 6(108), 124-129. EDN: https://elibrary.ru/nwdzth

Буравлева, Н. А. (2014). Роль духовно-нравственного развития личности в современном образовательном процессе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 1(16), 30-33. EDN: https://elibrary.ru/sedobt

Буравлева, Н. А. (2019). Ценностные основания в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Научно-педагогическое обозрение, 6(28), 234-239. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-234-239 EDN: https://elibrary.ru/nnobeq

Буравлева, Н. А., Атаманова, И. В. (2022). Психологические характеристики деятельности, традиционные ценности и ценности безопасности вузовской молодежи в контексте инновативности. Сибирский психологический журнал, 84, 48-69. https://doi.org/10.17223/17267080/84/3 EDN: https://elibrary.ru/hsderc

Буравлева, Н. А., Богомаз, С. А. (2019). Ценности, готовность к деятельности и учебная мотивация студентов технических специальностей в контексте инновативности. В Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины (с. 483-489). Иркутск: Иркутский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/kpxydm

Буравлева, Н. А., Прохоренко, Д. А. (2020). Ценности студентов и их готовность к инновационной деятельности. В Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен (с. 870-876). Москва: Институт психологии РАН. EDN: https://elibrary.ru/ufamtp

Быков, И. А., Курушкин, С. В. (2022). Ценности гуманизма в цифровом обществе: антропоцентрический поворот. Гуманитарный вектор, 4, 8-15. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-8-15 EDN: https://elibrary.ru/qulorr

Гадзаова, Л. П. (2007). Формирование ценностной картины мира у студентов. Высшее образование сегодня, 10, 40-42. EDN: https://elibrary.ru/mtgkll

Гадзаова, Л. П. (2014). Гуманистическая ценность образования и консолидирующая роль образованности в обществе. Европейский журнал социальных наук, 5-2(44), 65-70. EDN: https://elibrary.ru/spdcgz

Гадзаова, Л. П. (2018). Необходимость активизации процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, как решающего фактора обновления и развития общества. В Сборник научных трудов Академии наук Чеченской Республики, т. 6 (с. 368-373). Грозный: Алеф. EDN: https://elibrary.ru/ypkafs

Гадзаова, Л. П., Каргиева, З. К. (2018). Гуманистическое предназначение ценностных ориентаций студентов вуза. Экономические и гуманитарные исследования регионов, 5, 49-53. EDN: https://elibrary.ru/yszpgh

Гадзаова, Л. П., Каргиева, З. К. (2018). Формирование у студентов вуза поведенческой мотивации, обеспечивающей реализацию знаний, нравственных ценностей и норм в практических действиях и поступках. Европейский журнал социальных наук, 9, 228-233. EDN: https://elibrary.ru/dszquk

Галкина, Г. А., Грибкова, Е. И. (2013). Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. Современные проблемы науки и образования, 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8779 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/rxusmt

Горфункель, А. Х. (1980). Философия эпохи Возрождения. Москва: Высшая школа. 368 с. EDN: https://elibrary.ru/xaphnl

Грибкова, Е. И., Галкина, Г. А. (2013). Оценка восприятия студентами основных методов обучения в ВУЗе. Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие, 8(4), 100-103. EDN: https://elibrary.ru/rwcpsf

Долгушина, Н. А., Чижакова, Г. И. (2011). Аксиологическая направленность профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения: теория и практика. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 8(4), 24-29. EDN: https://elibrary.ru/onzcir

Долгушина, Н. А., Чижакова, Г. И. (2011). Организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 8(3), 99-103. EDN: https://elibrary.ru/rekpwv

Дуда, И. В., Попованова, Н. А., Чижакова, Г. И. (2019). Аксиологическая направленность модернизации российской образовательной системы. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 212 с. ISBN: 978-5-8173-0370-4 EDN: https://elibrary.ru/obzwtp

Духовный, А. В. (2010). Педагогические основы профилактики и преодоления пассивности студентов в учебно-познавательной деятельности. Вестник Московского университета МВД России, 2, 14-17. EDN: https://elibrary.ru/mtwtex

Духовный, А. В. (2010). Педагогическое сопровождение процесса преодоления познавательной пассивности студентов в вузах культуры и искусств и в учреждениях культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 3(35), 177-180. EDN: https://elibrary.ru/muwwif

Иванова, Г. П. (2014). Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодежи. Акмеология, S1-2, 87-88. EDN: https://elibrary.ru/tbgrth

Иванова, Г. П. (2015). Методологические основы процесса освоения учащимися нравственных ценностей. В Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы (с. 387-400). Москва: Российский университет дружбы народов. EDN: https://elibrary.ru/vyqdaf

Иванова, Г. П. (2015). Формирование нравственной культуры личности у обучающихся различных возрастных групп. Акмеология, 4(56), 243-248. EDN: https://elibrary.ru/vbhowj

Иванова, Г. П., Карпушина, И. (2014). Нравственные ценности и их освоение учащейся молодежью как педагогическая проблема. Акмеология, 1(49), 111-116. https://doi.org/10.15623/ijret.2014.0305023 EDN: https://elibrary.ru/rxkkqn

Иванова, Г. П., Стецевич, М. Ю. (2016). Реализация технологического подхода в процессе освоения обучающимися ценностей. Наука и школа, 4, 60-64. EDN: https://elibrary.ru/wkdznl

Иващенко, А. В. (2014). Морально-нравственная основа личности в современном российском обществе. Акмеология, 4(52), 108-111. EDN: https://elibrary.ru/syiyuz

Иващенко, А. В., Чхиквадзе, Т. В. (2012). Специфика проявления духовности у студентов с разной профессиональной направленностью. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 1, 50-57. EDN: https://elibrary.ru/ouhibt

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2020). Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций. Вестник РУДН. Серия: Социология, 20(1), 50-63. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-50-63 EDN: https://elibrary.ru/mkbwld

Калашникова, А. В., Чижакова, Г. И. (2012). Организация проблемного обучения как условие формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. Фундаментальные исследования, 3-2, 277-280. EDN: https://elibrary.ru/pbapej

Калашникова, А. В., Чижакова, Г. И. (2013). Модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. Современные проблемы науки и образования, 1, 230. EDN: https://elibrary.ru/pwazxt

Карабущенко, Н. Б., Иващенко, А. В., Чхиквадзе, Т. В., Пилишвили, Т. С. (2017). Духовность личности: особенности проявления у современной студенческой молодёжи. Акмеология, 2(62), 84-90. EDN: https://elibrary.ru/yuklsb

Каракулова, О. В., Степаненко, С. П., Буравлева, Н. А. (2024). Психология ценностей личности: учебно-методическое пособие. Томск: Томский государственный педагогический университет. 99 с. ISBN: 978-5-907791-07-7 EDN: https://elibrary.ru/qaadpb

Кочурова, Л. Г. (2007). Формирование гуманистических ценностей у студентов вуза в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. Киров. 199 с. EDN: https://elibrary.ru/notqnt

Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. (2007). Ценности культуры и развитие общества. Москва: ВШЭ. 527 с. ISBN: 978-5-7598-0498-7 EDN: https://elibrary.ru/qoictp

Лисовский, В. Т., Иконникова, С. Н., Ермошкина, М. А., Скородумов, А. А. (2000). Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 519 с. ISBN: 5-7621-0196-7 EDN: https://elibrary.ru/tpmjsv

Лосев, И. И. (2012). Пути преодоления и профилактики пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки. Образование и саморазвитие, 3(31), 147-152. EDN: https://elibrary.ru/pfcsib

Мартынова, М. А. (2009). Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы: дис. … канд. пед. наук. Москва. 202 с. EDN: https://elibrary.ru/nqrasp

Мартынова, М. А., Балова, И. С. (2012). Совершенствование гуманитарного образования в высшей медицинской школе. В Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин, вып. 13 (с. 84-87). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/werazv

Мартынова, М. А., Балова, И. С. (2013). Психологические условия формирования гуманистического потенциала при подготовке студентов-медиков. В Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин, вып. 14 (с. 93-96). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/txhzl

Мартынова, М. А., Царева, Л. М. (2011). Проблемный подход в развитии культуротворческих ценностей на уроках иностранного языка. В Итоги и перспективы учебно-методической работы университета в свете реализации основных образовательных программ ФГОС ВПО (с. 50-53). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/wlrbtj

Маслов, С. И., Маслова, Т. А. (2017). Формирование профессионально-нравственных ценностей будущих педагогов в поликультурной образовательной среде университета. Проблемы современного педагогического образования, 55-11, 73-83. EDN: https://elibrary.ru/zfittd

Мутушев, А. А. М. (2015). Понятие ценности в системе философского знания. Теория и практика общественного развития, 5, 113-117. EDN: https://elibrary.ru/toewuz

Покровская, С. Е., Тимофеева, О. А. (2023). Особенности ценностных представлений у студентов социономических профессий. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 23-3, 237-244. EDN: https://elibrary.ru/cmvxp

Попованова, Н. А. (2009). Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 154 с. ISBN: 978-5-85981-349-0 EDN: https://elibrary.ru/qyarcf

Попованова, Н. А., Бартновская, Л. А., Казакова, Г. Н., Кравченко, В. М. (2018). Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза. Ярославский педагогический вестник, 2, 32-38. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10004 EDN: https://elibrary.ru/xozakt

Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. (2014). Включение студентов — будущих учителей в проектную деятельность по формированию ценностных ориентиров поведения. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 3(29), 96-100. EDN: https://elibrary.ru/sniyrt

Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. (2015). К вопросу о формировании ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 1(31), 114-118. EDN: https://elibrary.ru/tlmjzd

Попованова, Н. А., Сидоренко, О. А. (2023). Формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов. Педагогика, 87(5), 87-94. EDN: https://elibrary.ru/ceupdi

Родионов, О. А. (2009). Моральные ценности: история, сущность и специфика. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 8(63), 42-49. EDN: https://elibrary.ru/ormcrh

Романюк, С. Н. (2021). Педагогическая профилактика социального инфантилизма обучающихся высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Майкоп. 232 с. EDN: https://elibrary.ru/wlgmre

Ромашова, Л. О. (2017). Воспитание как процесс формирования ценностных ориентаций молодежи. В Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (с. 187-189). Москва: Московский гуманитарный университет. EDN: https://elibrary.ru/yryfrg

Ромашова, Л. О. (2021). Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи. Горизонты гуманитарного знания, 3, 38-44. https://doi.org/10.17805/ggz.2021.3.5 EDN: https://elibrary.ru/doohqa

Рудакова, И. В., Гладченкова, С. В. (2022). Жизненные ценности советской интеллигенции 70-х годов. Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии), 2(20), 36-44. EDN: https://elibrary.ru/jxecio

Степанова, Н. В., Усынина, Т. П. (2016). Ценностные ориентации в жизненных сферах студентов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25949 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/xiblor

Сычева, Т. Ю. (2012). Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей. Интерэкспо Гео-Сибирь, 1(6), 51-55. EDN: https://elibrary.ru/pddixr

Тазов, П. Ю. (2024). Векторы динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи РФ. Гуманитарный вестник, 3(107), 103-117. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2024-3-913 EDN: https://elibrary.ru/xqxwdv

Тазов, П. Ю. (2019). Формирование духовно-нравственных ценностей студентов. Современные проблемы науки и образования, 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28944 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/fdembc

Талых, Т. Н. (2011). Педагогические условия формирования нравственно-профессиональной ориентации будущих учителей. Казанский педагогический журнал, 5-6(89-90), 82-90. EDN: https://elibrary.ru/pdenjp

Талых, Т. Н. (2012). Управление формированием нравственно-профессиональных ориентаций у будущих учителей. Вестник Череповецкого государственного университета, 3-1(40), 121-125. EDN: https://elibrary.ru/pcebql

Третьяк, С. В. (2002). Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе): дис. … канд. пед. наук. Волгоград. 153 с. EDN: https://elibrary.ru/nmcijp

Третьяк, С. В. (2007). Ценностно-смысловой аспект изучения гуманитарных наук в медицинском вузе: монография. Волгоград. 161 с. ISBN: 978-5-9900630-8-2 EDN: https://elibrary.ru/qtnqeb

Тугаринов, В. П. (1968). Теория ценностей в марксизме. Ленинград: Ленинградский университет. 124 с.

Федоров, В. А., Благова, А. С. (2016). Эволюция понятия “Ценность”. Вестник РУДН. Серия: Философия, 1, 128-140. EDN: https://elibrary.ru/vpezhr

Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдиной. (1968). Москва: Политиздат. 432 с.

Фомина, А. П. (2021). Подходы к пониманию сущности и содержания системы ценностей человека. В Поведенческие теории и практика российской науки (с. 90-93). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. EDN: https://elibrary.ru/ycakxr

Фомина, А. П. (2021). Тенденции изменения содержания ценностей личности в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования, 73-1, 293-296. EDN: https://elibrary.ru/xkykx

Фомина, А. П. (2022). Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук. Орехово-Зуево. 283 с. EDN: https://elibrary.ru/gecscj

Фурман, Ф. П. (2025). Пётр Кропоткин и его идеология. В Гуманитарные и естественные науки: фундаментальные и прикладные исследования (с. 34-37). Саратов: Академия Бизнеса. EDN: https://elibrary.ru/ecugrs

Чижакова, Г. И. (2014). Аксиологическая направленность современного образования. Психология обучения, 4, 4-21. EDN: https://elibrary.ru/ryrewz

Чижакова, Г. И. (2013). Аксиология профессионально-педагогического образования. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 2(24), 46-55. EDN: https://elibrary.ru/qcecgj

Чижакова, Г. И. (2024). Путешествие в педагогическую аксиологию — науку об образовательных ценностях. В Сибирский характер как ценность: коллективная монография (с. 18-59). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/zuykij

Чижакова, Г. И., Белопольская, А. А. (2018). Изучение ценностных ориентаций студентов первого курса факультета начальных классов: ретроспектива и перспектива. В Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития (с. 9-11). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/xwtern

Чижакова, Г. И., Коваль, С. А. (2011). Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 4, 90-95. EDN: https://elibrary.ru/onzcmx

Чижакова, Г. И., Попованова, Н. А. (2004). Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности. Сибирский педагогический журнал, 2, 82-87. EDN: https://elibrary.ru/pmfkfr

Чижакова, Г. И., Потапова, Н. А. (2014). Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике. В Развитие личности в условиях обновленного образования: коллективная монография (с. 232-272). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/dnhxxg

Чурекова, Т. М., Москаленко, И. В. (2013). Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики. Сибирский педагогический журнал, 3, 57-62. EDN: https://elibrary.ru/qcwepz

Шамис, Е., Никонов, Е. (2019). В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир. Москва: Synergy Book. 184 с.

Штекль, А. (2023). История средневековой философии. Москва: Вече. 304 с.

Юркина, Л. В., Фомина, А. П. (2021). Многоуровневый характер методологических подходов к формированию системы ценностей. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 3(840), 196-206. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_3_840_196 EDN: https://elibrary.ru/vpvswg

Яницкий, М. С. (2020). Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета, 22(1), 194-206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206 EDN: https://elibrary.ru/yxoarh

Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. и др. (2019). Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72, 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3 EDN: https://elibrary.ru/vhksyp

References

Alekseeva, K. O. (2017). Infantilism – the scourge of modern students. In Student Scientific Forum – 2017: Proceedings of the IX International Student Scientific Conference. Saratov: Academy of Natural Sciences. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030293 (Accessed: May 2, 2025)

Andreeva, S. L. (2020). Human values as values of science and education: review of monographs of 2019. Humanitarian and Pedagogical Research, 4(1), 72-82. EDN: https://elibrary.ru/yvmepq

Anisimov, S. F. (2001). Theory of values in Russian philosophy of the 20th century. In Introduction to Axiology: textbook for students of philosophy (Chapter II, § 5, pp. 40-46). Moscow: Modern Notebooks.

Anisimov, S. F., Smolentsev, Yu. M., & Razin, A. V. (1994). Moral values and personality. Moscow: MSU. 175 p. ISBN: 5-211-02132-0

Antopolsky, A. B., Bonch-Osmolovskaya, A. A., Borodkin, L. I., et al. (2023). Digital Humanities Research. Krasnoyarsk: SFU. 272 p. ISBN: 978-5-7638-4876-2 EDN: https://elibrary.ru/jeiada

Belokoneva, E. V. (2009). Humanistic value basis of higher medical education. Humanization of Education, 6, 44-50. EDN: https://elibrary.ru/kyralr

Berdyaev, N. A. (2025). The Meaning of Creativity. An Attempt to Justify Man. Moscow: Yurayt. 256 p. ISBN: 978-5-534-05321-0

Bragina, L. M. (2025). Italian Humanism of the Renaissance. Moscow: Yurayt. 390 p. ISBN: 978-5-534-05620-4

Buravleva, N. A. (2011). Value orientations of students. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 6(108), 124-129. EDN: https://elibrary.ru/nwdzth

Buravleva, N. A. (2014). The role of spiritual and moral development of personality in the modern educational process. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 1(16), 30-33. EDN: https://elibrary.ru/sedobt

Buravleva, N. A. (2019). Value foundations in the preparation of students for professional activities. Scientific and Pedagogical Review, 6(28), 234-239. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-234-239 EDN: https://elibrary.ru/nnobeq

Buravleva, N. A., & Atamanova, I. V. (2022). Psychological characteristics of activity, traditional values and security values of university youth in the context of innovativeness. Siberian Psychological Journal, 84, 48-69. https://doi.org/10.17223/17267080/84/3 EDN: https://elibrary.ru/hsderc

Buravleva, N. A., & Bogomaz, S. A. (2019). Values, readiness for activity and academic motivation of technical students in the context of innovativeness. In Interdisciplinary Resources of Economic Psychology in the Formation of Ethno-Regional Identity and Positive Image of the Native Land (pp. 483-489). Irkutsk: Irkutsk State University. EDN: https://elibrary.ru/kpxydm

Buravleva, N. A., & Prokhorenko, D. A. (2020). Values of students and their readiness for innovative activities. In Abilities and Mental Resources of a Person in the World of Global Changes (pp. 870-876). Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. EDN: https://elibrary.ru/ufamtp

Bykov, I. A., & Kurushkin, S. V. (2022). Humanistic values in the digital society: anthropocentric turn. Humanitarian Vector, 4, 8-15. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-8-15 EDN: https://elibrary.ru/qulorr

Gadzaova, L. P. (2007). Formation of the value worldview of students. Higher Education Today, 10, 40-42. EDN: https://elibrary.ru/mtgkll

Gadzaova, L. P. (2014). Humanistic value of education and the consolidating role of education in society. European Journal of Social Sciences, 5-2(44), 65-70. EDN: https://elibrary.ru/spdcgz

Gadzaova, L. P. (2018). The need to activate the process of developing moral and value orientations of students as a decisive factor in the renewal and development of society. In Proceedings of the Academy of Sciences of the Chechen Republic, Vol. 6 (pp. 368-373). Grozny: Alef. EDN: https://elibrary.ru/ypkafs

Gadzaova, L. P., & Kargieva, Z. K. (2018). Humanistic purpose of value orientations of university students. Economic and Humanitarian Studies of Regions, 5, 49-53. EDN: https://elibrary.ru/yszpgh

Gadzaova, L. P., & Kargieva, Z. K. (2018). Formation of behavioral motivation in university students that ensures the implementation of knowledge, moral values and norms in practical actions and deeds. European Journal of Social Sciences, 9, 228-233. EDN: https://elibrary.ru/dszquk

Galkina, G. A., & Gribkova, E. I. (2013). Analysis of value orientations of university students. Modern Problems of Science and Education, 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8779 (Accessed: May 2, 2025). EDN: https://elibrary.ru/rxusmt

Gorfunkel, A. Kh. (1980). Philosophy of the Renaissance. Moscow: Higher School. 368 p. EDN: https://elibrary.ru/xaphnl

Gribkova, E. I., & Galkina, G. A. (2013). Evaluation of students' perception of the main teaching methods in higher education. Life Without Danger. Health. Prevention. Longevity, 8(4), 100-103. EDN: https://elibrary.ru/rwcpsf

Dolgushina, N. A., & Chizhakova, G. I. (2011). Axiological orientation of professional training of future bachelors of vocational education: theory and practice. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 8(4), 24-29. EDN: https://elibrary.ru/onzcir

Dolgushina, N. A., & Chizhakova, G. I. (2011). Organizational and pedagogical conditions for the formation of professional and value orientations of future bachelors of vocational education. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, 8(3), 99-103. EDN: https://elibrary.ru/rekpwv

Duda, I. V., Popovanova, N. A., & Chizhakova, G. I. (2019). Axiological orientation of modernization of the Russian educational system. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 212 p. ISBN: 978-5-8173-0370-4 EDN: https://elibrary.ru/obzwtp

Dukhovny, A. V. (2010). Pedagogical foundations of prevention and overcoming of student passivity in educational and cognitive activities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2, 14-17. EDN: https://elibrary.ru/mtwtex

Dukhovny, A. V. (2010). Pedagogical support of the process of overcoming cognitive passivity of students in universities of culture and arts and cultural institutions. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 3(35), 177-180. EDN: https://elibrary.ru/muwwif

Ivanova, G. P. (2014). Acquisition of moral values in the personal and professional development of youth. Acmeology, S1-2, 87-88. EDN: https://elibrary.ru/tbgrth

Ivanova, G. P. (2015). Methodological foundations of the process of acquisition of moral values by students. In Psychology and Pedagogy of the 21st Century: Theory, Practice and Prospects (pp. 387-400). Moscow: Russian University of Friendship of Peoples. EDN: https://elibrary.ru/vyqdaf

Ivanova, G. P. (2015). Formation of moral culture of personality in students of different age groups. Acmeology, 4(56), 243-248. EDN: https://elibrary.ru/vbhowj

Ivanova, G. P., & Karpushina, I. (2014). Moral values and their acquisition by students as a pedagogical problem. Acmeology, 1(49), 111-116. https://doi.org/10.15623/ijret.2014.0305023 EDN: https://elibrary.ru/rxkkqn

Ivanova, G. P., & Stecevich, M. Yu. (2016). Implementation of the technological approach in the process of acquisition of values by students. Science and School, 4, 60-64. EDN: https://elibrary.ru/wkdznl

Ivashchenko, A. V. (2014). Moral and ethical basis of personality in modern Russian society. Acmeology, 4(52), 108-111. EDN: https://elibrary.ru/syiyuz

Ivashchenko, A. V., & Chkhikvadze, T. V. (2012). Specificity of manifestation of spirituality in students with different professional orientations. Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Psychology and Pedagogy, 1, 50-57. EDN: https://elibrary.ru/ouhibt

Ilyinsky, I. M., & Lukov, V. A. (2020). Moscow students: Transformations of value orientations. RUDN Journal of Sociology, 20(1), 50-63. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-50-63. EDN: https://elibrary.ru/mkbwld

Kalashnikova, A. V., & Chizhakova, G. I. (2012). Organization of problem-based learning as a condition for forming value-based motives of cognitive activity among future professional training bachelors. Fundamental Research, 3-2, 277-280. EDN: https://elibrary.ru/pbapej

Kalashnikova, A. V., & Chizhakova, G. I. (2013). Model of forming value-based motives of cognitive activity among future professional training bachelors. Modern Problems of Science and Education, 1, 230. EDN: https://elibrary.ru/pwazxt

Karabushchenko, N. B., Ivashchenko, A. V., Chkhikvadze, T. V., & Pilishvili, T. S. (2017). Spirituality of personality: Features of manifestation among modern student youth. Acmeology, 2(62), 84-90. EDN: https://elibrary.ru/yuklsb

Karakulova, O. V., Stepanenko, S. P., & Buravleva, N. A. (2024). Psychology of personal values: Educational-methodical manual. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University. 99 p. ISBN: 978-5-907791-07-7. EDN: https://elibrary.ru/qaadpb

Kochurova, L. G. (2007). Formation of humanistic values among university students in the learning process: PhD thesis in pedagogical sciences. Kirov. 199 p. EDN: https://elibrary.ru/notqnt

Lebedeva, N. M., & Tatarko, A. N. (2007). Values of culture and development of society. Moscow: HSE. 527 p. ISBN: 978-5-7598-0498-7. EDN: https://elibrary.ru/qoictp

Lisovsky, V. T., Ikonnikova, S. N., Ermoshkina, M. A., & Skorodumov, A. A. (2000). Spiritual world and value orientations of Russian youth: textbook. Saint Petersburg: Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions. 519 p. ISBN: 5-7621-0196-7. EDN: https://elibrary.ru/tpmjsv

Losev, I. I. (2012). Ways to overcome and prevent passivity of correspondence students in the process of professional training. Education and Self-Development, 3(31), 147-152. EDN: https://elibrary.ru/pfcsib

Martynova, M. A. (2009). Development of cultural-creative values in the educational training system of medical university students: PhD thesis in pedagogical sciences. Moscow. 202 p. EDN: https://elibrary.ru/nqrasp

Martynova, M. A., & Balova, I. S. (2012). Improvement of humanitarian education in higher medical school. In Collection of scientific works of humanities departments, 13, 84-87. Ryazan: Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov. EDN: https://elibrary.ru/werazv

Martynova, M. A., & Balova, I. S. (2013). Psychological conditions for forming humanistic potential in training medical students. In Collection of scientific works of humanities departments, 14, 93-96. Ryazan: Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov. EDN: https://elibrary.ru/txhzlg

Martynova, M. A., & Tsareva, L. M. (2011). Problem-based approach in developing cultural-creative values in foreign language classes. In Results and prospects of the university’s educational and methodological work in the implementation of the main educational programs of the Federal State Educational Standard for Higher Professional Education: materials of the II educational and methodological conference (pp. 50-53). Ryazan: Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov. EDN: https://elibrary.ru/wlrbtj

Maslov, S. I., & Maslova, T. A. (2017). Formation of professional and moral values of future teachers in a multicultural educational environment of the university. Problems of Modern Pedagogical Education, 55-11, 73-83. EDN: https://elibrary.ru/zfittd

Mutushev, A. A. M. (2015). The concept of value in the system of philosophical knowledge. Theory and Practice of Social Development, 5, 113-117. EDN: https://elibrary.ru/toewuz

Pokrovskaya, S. E., & Timofeeva, O. A. (2023). Features of value representations among students of social professions. Scientific Works of the Republican Institute of Higher Education. Historical, Psychological and Pedagogical Sciences, 23-3, 237-244. EDN: https://elibrary.ru/cmvxp

Popanovna, N. A. (2009). Formation of value orientations of pedagogical university students as the basis of their professional competence. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. 154 p. ISBN: 978-5-85981-349-0. EDN: https://elibrary.ru/qyarcf

Popanovna, N. A., Bartnovskaya, L. A., Kazakova, G. N., & Kravchenko, V. M. (2018). Conditions for forming value orientations of pedagogical university bachelors. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2, 32-38. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10004 EDN: https://elibrary.ru/xozakt

Popanovna, N. A., & Loginov, D. V. (2014). Inclusion of future teachers in project activities for forming value guidelines of behavior. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (KSPU Bulletin), 3(29), 96-100. EDN: https://elibrary.ru/sniyrt

Popanovna, N. A., & Loginov, D. V. (2015). On the formation of value orientations of pedagogical university students. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (KSPU Bulletin), 1(31), 114-118. EDN: https://elibrary.ru/tmljzd

Popanovna, N. A., & Sidorenko, O. A. (2023). Formation of value orientations among future teachers. Pedagogy, 87(5), 87-94. EDN: https://elibrary.ru/ceupdi

Rodionov, O. A. (2009). Moral values: history, essence and specifics. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 8(63), 42-49. EDN: https://elibrary.ru/ormcrh

Romanyuk, S. N. (2021). Pedagogical prevention of social infantilism among higher education students: PhD thesis in pedagogical sciences. Maykop. 232 p. EDN: https://elibrary.ru/wlgmre

Romashova, L. O. (2017). Education as a process of forming value orientations of youth. In Higher education for the XXI century: problems of education: materials of the XIV International Scientific Conference (pp. 187-189). Moscow: Moscow Humanitarian University. EDN: https://elibrary.ru/yrryfrg

Romashova, L. O. (2021). Factors influencing the formation of value orientations of youth. Horizons of Humanitarian Knowledge, 3, 38-44. https://doi.org/10.17805/ggz.2021.3.5 EDN: https://elibrary.ru/doohqa

Rudakova, I. V., & Gladchenkova, S. V. (2022). Life values of Soviet intelligentsia in the 70s. Abyss (Questions of Philosophy, Political Science and Social Anthropology), 2(20), 36-44. EDN: https://elibrary.ru/jxecio

Stepanova, N. V., & Usynina, T. P. (2016). Value orientations in life spheres of medical university students. Modern Problems of Science and Education. 6. Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=25949 (Accessed: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/xiblor

Sycheva, T. Yu. (2012). Research of value and semantic orientations of medical and pedagogical specialists. Interexpo Geo-Siberia, 1(6), 51-55. EDN: https://elibrary.ru/pddixr

Tazov, P. Yu. (2024). Vectors of dynamics of value orientations of student youth in the Russian Federation. Humanitarian Bulletin, 3(107), 103-117. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2024-3-913 EDN: https://elibrary.ru/xqxwdv

Tazov, P. Yu. (2019). Formation of spiritual and moral values of students. Modern Problems of Science and Education, 3. Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=28944 (Accessed: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/fdembc

Talykh, T. N. (2011). Pedagogical conditions for forming moral and professional orientation of future teachers. Kazan Pedagogical Journal, 5-6(89-90), 82-90. EDN: https://elibrary.ru/pdenjp

Talykh, T. N. (2012). Management of forming moral and professional orientations among future teachers. Bulletin of Cherepovets State University, 3-1(40), 121-125. EDN: https://elibrary.ru/pcebql

Tretyak, S. V. (2002). Formation of students’ value attitude to the humanitarian component of professional education (based on foreign language teaching in medical university): PhD thesis in pedagogical sciences. Volgograd. 153 p. EDN: https://elibrary.ru/nmcijp

Tretyak, S. V. (2007). Value-semantic aspect of studying humanities in medical university: monograph. Volgograd. 161 p. ISBN: 978-5-9900630-8-2. EDN: https://elibrary.ru/qtnqeb

Tugarinov, V. P. (1968). Theory of values in Marxism. Leningrad: Leningrad University. 124 p.

Fedorov, V. A., & Blagova, A. S. (2016). Evolution of the concept “Value”. RUDN Bulletin. Series: Philosophy, 1, 128-140. EDN: https://elibrary.ru/vpezhr

Philosophical Dictionary (1968) / Ed. by M. M. Rosental, P. F. Yudina. Moscow: Politizdat. 432 p.

Fomina, A. P. (2021). Approaches to understanding the essence and content of the human value system. In Behavioral theories and practice of Russian science: collection of scientific articles based on the results of the international scientific-practical conference (pp. 90-93). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics. EDN: https://elibrary.ru/ycakxr

Fomina, A. P. (2021). Trends in changing the content of personal values in modern conditions. Problems of Modern Pedagogical Education, 73-1, 293-296. EDN: https://elibrary.ru/xkykxd

Fomina, A. P. (2022). Formation of value orientations among adolescents in secondary school conditions: PhD thesis in pedagogical sciences. Orekhovo-Zuyevo. 283 p. EDN: https://elibrary.ru/gecscj

Furman, F. P. (2025). Pyotr Kropotkin and his ideology. In Humanitarian and natural sciences: fundamental and applied research: materials of the international scientific-practical conference (pp. 34-37). Saratov: Academy of Business. EDN: https://elibrary.ru/ecugrs

Chizhakova, G. I. (2014). Axiological orientation of modern education. Psychology of Learning, 4, 4-21. EDN: https://elibrary.ru/ryrewz

Chizhakova, G. I. (2013). Axiology of professional pedagogical education. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (KSPU Bulletin), 2(24), 46-55. EDN: https://elibrary.ru/qcecgj

Chizhakova, G. I. (2024). Journey into pedagogical axiology – the science of educational values. In Siberian character as a value: collective monograph (pp. 18-59). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. EDN: https://elibrary.ru/zuykij

Chizhakova, G. I., & Belopolskaya, A. A. (2018). Studying value orientations of first-year students of the primary education faculty: retrospective and perspective. In Modern primary education: problems and development prospects: materials of the regional scientific-practical conference of students, undergraduates and postgraduates (pp. 9-11). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. EDN: https://elibrary.ru/xwtern

Chizhakova, G. I., & Koval, S. A. (2011). The problem of forming professional value orientations of future social work specialists. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev (KSPU Bulletin), 4, 90-95. EDN: https://elibrary.ru/onzcmx

Chizhakova, G. I., & Popanovna, N. A. (2004). Formation of value orientations of pedagogical university students as the basis of their professional competence. Siberian Pedagogical Journal, 2, 82-87. EDN: https://elibrary.ru/pmfkfr

Chizhakova, G. I., & Potapova, N. A. (2014). Development of value concepts in domestic pedagogy. In Personality development in the conditions of updated education: collective monograph (pp. 232-272). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. EDN: https://elibrary.ru/dnhxxg

Churekova, T. M., & Moskalenko, I. V. (2013). Formation of moral values in the aspect of phenomenological pedagogy. Siberian Pedagogical Journal, 3, 57-62. EDN: https://elibrary.ru/qcwepz

Shamis, E., & Nikonov, E. (2019). In the family there is no Millennial. What to do with the generation (1985-2002) that is changing the world. Moscow: Synergy Book. 184 p.

Shtekl, A. (2023). History of medieval philosophy. Moscow: Veche. 304 p.

Yurkina, L. V., & Fomina, A. P. (2021). Multilevel nature of methodological approaches to forming the value system. Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Sciences, 3(840), 196-206. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_3_840_196 EDN: https://elibrary.ru/vppvwg

Yanitsky, M. S. (2020). System of value orientations of personality and social groups: structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. Bulletin of Kemerovo State University, 22(1 (81)), 194-206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206 EDN: https://elibrary.ru/yxoarh

Yanitsky, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A., et al. (2019). System of value orientations of “Generation Z”: social, cultural and demographic determinants. Siberian Journal of Psychology, 72, 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3 EDN: https://elibrary.ru/vhksy


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Kirillova, V., & Plotnikova, I. (2025). Формирование системы гуманитарных ценностей у обучающихся: исторический аспект. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-784
Раздел
Педагогические исследования