Психолого-педагогическая программа развития у спортсменов просоциальной направленности
Аннотация
Обоснование. В связи с возрастанием социальной и политической роли современного спорта, а также проявления всех очевидных проблем и противоречий негативной моральной окраски, многочисленных случаев неспортивного поведения и скандалов, назрела острая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на формирование систематизированных знаний о социально-психологических особенностях и закономерностях развития и поведения спортсменов.
Цель исследования – разработка и научно-методическое обоснование психолого-педагогической программы развития у спортсменов просоциальной направленности.
Методы исследования. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников; анализ и синтез, проектирование. Теоретико-методологическою основу исследования составили концепции просоциального поведения, концепция гуманизации современного спорта, философские, аксиологические, культурологические, социально-психологические аспекты спорта и спортивной деятельности.
Результаты. Разработанная программа направлена на личностное развитие спортсменов, способствующее формированию просоциального поведения и моральных норм в спорте. Содержание программы построено с позиций социально-психологических теорий, основано на принципах спортивной этики, включает в себя основы психологии социального развития и коммуникативной культуры, а также способствует профилактике агрессивного поведения спортсменов.
Информация о спонсорстве. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00190, https://rscf.ru/project/23-28-00190/, РГСУ
EDN: KXZWLV
Скачивания
Литература
Список литературы
Барчукова, Г. В., & Ивашин, А. А. (2021). Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Бадминтон» (этап начальной подготовки): Методическое пособие. Москва: РУС «ГЦОЛИФК». 164 с.
Белов, М. С., Кисляков, П. А., & Силаева, О. А. (2023). Исследование моральных и просоциальных норм в спорте. Теория и практика физической культуры, (7), 108–110.
Бочавер, К. А., Бондарев, Д. В., & Довжик, Л. М. (2023). Психологическая диагностика в спорте. Москва: Спорт. 232 с.
Бочавер, К. А., & Довжик, Л. М. (2021). Тренер как воспитатель и наставник: профессиональные позиции высококвалифицированных специалистов. В сборнике: Психология спорта: наука и практика (с. 23–32). Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».
Дебелова, Л. И., & Шульц, О. В. (2016). Честная игра – путь к победе. Наука и образование: новое время, (2), 329–333.
Кисляков, П. А., Белов, М. С., Шмелева, Е. А., & Корнев, А. В. (2020). Психологическая оценка социального поведения в спорте. Теория и практика физической культуры, (8), 82–85.
Ланцова, С. В., & Шмелева, Е. А. (2023). Предикторы оффлайн просоциального поведения подростков. Научный поиск: личность, образование, культура, (2), 33–39. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.2.7
Русада. Образовательные программы: официальный сайт российского антидопингового агентства. Получено с https://www.rusada.ru/education/educational-programs (дата обращения: 25.11.2024).
Кисляков, П. А., Белов, М. С., Силаева, О. А., & Савченко, Д. В. (2024). Социальная психология спорта: учебное пособие. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр». 180 с. https://doi.org/10.12731/978-5-907608-40-5
Camiré, M., Rathwell, S., Turgeon, S., & Kendellen, K. (2019). Coach-athlete relationships, basic psychological needs satisfaction and thwarting, and the teaching of life skills in Canadian high school sport. International Journal of Sports Science & Coaching, 14, 591–606. https://doi.org/10.1177/1747954119869542
Chen, Z., Wang, D., Wang, K., Ronkainen, N., & Huang, T. (2016). Effects of coaching style on prosocial and antisocial behavior among Chinese athletes. Social Behavior and Personality: An International Journal, 44(11), 1889–1900. https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1889
Hanna-Mari, T., Wright, P. M., Hassandra, M., Hagger, M. S., Hankonen, N., Hirvensalo, M., et al. (2019). Training Programme for Novice Physical Activity Instructors Using Teaching Personal and Social Responsibility (TPSR) Model: A Programme Development and Protocol. International Journal of Sport Exercise Psychology, 19(2), 159–178. https://doi.org/10.1080/1612197X.2019.1661268
Hellison, D. (2011). Teaching Personal and Social Responsibility Through Physical Activity (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 224 p. https://doi.org/10.5040/9781718208919
Hellison, D., & Walsh, D. (2002). Responsibility-based Youth Programs Evaluation: Investigating the Investigations. Quest, 54, 292–307. https://doi.org/10.1080/00336297.2002.10491780
Hodge, K., & Lonsdale, C. (2011). Prosocial and Antisocial Behavior in Sport: The Role of Coaching Style, Autonomous vs Controlled Motivation, and Moral Disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 33(4), 527–547. https://doi.org/10.1123/jsep.33.4.527
Kavussanu, M., & Boardley, I. D. (2009). The Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(1), 97–117. https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.97
Llopis-Goig, R., Escartí, A., Pascual, C., Gutiérrez, M., & Marín-Suelves, D. (2011). Strengths, Difficulties and Improvable Aspects in the Application of a Personal and Social Responsibility Programme in Physical Education: An Evaluation Based on the Perceptions of Its Implementers. Culture & Education, 23, 445–461. https://doi.org/10.1174/113564011797330324
Manesi, Z., van Doesum, N. J., & van Lange, P. A. M. (2017). Prosocial Behavior. В сборнике: Encyclopedia of Personality and Individual Differences (с. 1–4). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1894-1
Manzano-Sánchez, D., Valero-Valenzuela, A., Conde-Sánchez, A., & Ming-Yao, C. (2019). Applying the Personal and Social Responsibility Model-Based Program: Differences According to Gender Between Basic Psychological Needs, Motivation, Life and Intention to Be Physically Active. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(13), 2326. https://doi.org/10.3390/ijerph16132326
Petitpas, A. J., Cornelius, A. E., Van Raalte, J. L., & Jones, T. (2005). A Framework for Planning Youth Sport Programs That Foster Psychosocial Development. Sport Psychologist, 19, 63–80. https://doi.org/10.1123/tsp.19.1.63
Pozo, P., Grao-Cruces, A., & Pérez-Ordás, R. (2018). Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 24, 56–75. https://doi.org/10.1177/1356336X16664749
Referenсes
Barchukova, G. V., & Ivashin, A. A. (2021). Typical sports training program in badminton (initial training stage): Methodical manual. Moscow: Rus "GCLOLIKF". 164 p.
Belov, M. S., Kislyakov, P. A., & Silayeva, O. A. (2023). Investigation of moral and prosocial norms in sports. Theory and Practice of Physical Culture, (7), 108–110.
Bochaver, K. A., Bondarev, D. V., & Dovzhik, L. M. (2023). Psychological diagnosis in sports. Moscow: Sport. 232 p.
Bochaver, K. A., & Dovzhik, L. M. (2021). Coach as educator and mentor: professional positions of highly qualified specialists. In Sport Psychology: Science and Practice (pp. 23–32). Moscow: Non-state Educational Private Institution of Higher Education "Moscow Institute of Psychoanalysis".
Debielova, L. I., & Shults, O. V. (2016). Fair play is the road to victory. Science and Education: New Era, (2), 329–333.
Kislyakov, P. A., Belov, M. S., Shmeleva, E. A., & Kornev, A. V. (2020). Psychological assessment of social behavior in sports. Theory and Practice of Physical Culture, (8), 82–85.
Lan'tsova, S. V., & Shmeleva, E. A. (2023). Predictors of offline prosocial behavior among adolescents. Scientific Search: Personality, Education, Culture, (2), 33–39. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.2.7
Russada. Educational programs: official website of the Russian Anti-Doping Agency. Retrieved from https://www.rusada.ru/education/educational-programs (accessed: November 25, 2024).
Kislyakov, P. A., Belov, M. S., Silayeva, O. A., & Savchenko, D. V. (2024). Social psychology of sports: study guide. Krasnoyarsk: LLC "Scientific and Innovative Center". 180 p. https://doi.org/10.12731/978-5-907608-40-5
Camiré, M., Rathwell, S., Turgeon, S., & Kendellen, K. (2019). Coach-athlete relationships, basic psychological needs satisfaction and thwarting, and the teaching of life skills in Canadian high school sport. International Journal of Sports Science & Coaching, 14, 591–606. https://doi.org/10.1177/1747954119869542
Chen, Z., Wang, D., Wang, K., Ronkainen, N., & Huang, T. (2016). Effects of coaching style on prosocial and antisocial behavior among Chinese athletes. Social Behavior and Personality: An International Journal, 44(11), 1889–1900. https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1889
Hanna-Mari, T., Wright, P. M., Hassandra, M., Hagger, M. S., Hankonen, N., Hirvensalo, M., et al. (2019). Training Programme for Novice Physical Activity Instructors Using Teaching Personal and Social Responsibility (TPSR) Model: A Programme Development and Protocol. International Journal of Sport Exercise Psychology, 19(2), 159–178. https://doi.org/10.1080/1612197X.2019.1661268
Hellison, D. (2011). Teaching Personal and Social Responsibility Through Physical Activity (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 224 p. https://doi.org/10.5040/9781718208919
Hellison, D., & Walsh, D. (2002). Responsibility-based Youth Programs Evaluation: Investigating the Investigations. Quest, 54, 292–307. https://doi.org/10.1080/00336297.2002.10491780
Hodge, K., & Lonsdale, C. (2011). Prosocial and Antisocial Behavior in Sport: The Role of Coaching Style, Autonomous vs Controlled Motivation, and Moral Disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 33(4), 527–547. https://doi.org/10.1123/jsep.33.4.527
Kavussanu, M., & Boardley, I. D. (2009). The Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(1), 97–117. https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.97
Llopis-Goig, R., Escartí, A., Pascual, C., Gutiérrez, M., & Marín-Suelves, D. (2011). Strengths, difficulties and improvable aspects in the application of a personal and social responsibility program in physical education: An evaluation based on implementers' perceptions. Culture & Education, 23, 445–461. https://doi.org/10.1174/113564011797330324
Manesi, Z., van Doesum, N. J., & van Lange, P. A. M. (2017). Prosocial Behavior. In Encyclopedia of Personality and Individual Differences (pp. 1–4). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1894-1
Manzano-Sánchez, D., Valero-Valenzuela, A., Conde-Sánchez, A., & Ming-Yao, C. (2019). Applying the Personal and Social Responsibility Model-Based Program: Differences According to Gender Between Basic Psychological Needs, Motivation, Life and Intention to Be Physically Active. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(13), 2326. https://doi.org/10.3390/ijerph16132326
Petitpas, A. J., Cornelius, A. E., Van Raalte, J. L., & Jones, T. (2005). A Framework for Planning Youth Sport Programs that Foster Psychosocial Development. Sport Psychologist, 19, 63–80. https://doi.org/10.1123/tsp.19.1.63
Pozo, P., Grao-Cruces, A., & Pérez-Ordás, R. (2018). Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 24, 56–75. https://doi.org/10.1177/1356336X16664749
Просмотров аннотации: 69 Загрузок PDF: 34
Copyright (c) 2025 Miсhaеl S. Belov, Pavel A. Kislyakov, Nadezhda A. Tsvetkova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.