Психолого-педагогическая программа развития у спортсменов просоциальной направленности

  • Miсhaеl S. Belov Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина https://orcid.org/0000-0001-8729-0685
  • Pavel A. Kislyakov Российский государственный социальный университет; Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России) https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
  • Nadezhda A. Tsvetkova Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России) https://orcid.org/0000-0003-0967-205X
Ключевые слова: психолого-педагогическая программа, просоциальная направленность, ценности спорта, психология спорта, социально-психологический тренинг, спортивное поведение, честная игра

Аннотация

Обоснование. В связи с возрастанием социальной и политической роли современного спорта, а также проявления всех очевидных проблем и противоречий негативной моральной окраски, многочисленных случаев неспортивного поведения и скандалов, назрела острая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на формирование систематизированных знаний о социально-психологических особенностях и закономерностях развития и поведения спортсменов.

Цель исследования – разработка и научно-методическое обоснование психолого-педагогической программы развития у спортсменов просоциальной направленности.

Методы исследования. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников; анализ и синтез, проектирование. Теоретико-методологическою основу исследования составили концепции просоциального поведения, концепция гуманизации современного спорта, философские, аксиологические, культурологические, социально-психологические аспекты спорта и спортивной деятельности.

Результаты. Разработанная программа направлена на личностное развитие спортсменов, способствующее формированию просоциального поведения и моральных норм в спорте. Содержание программы построено с позиций социально-психологических теорий, основано на принципах спортивной этики, включает в себя основы психологии социального развития и коммуникативной культуры, а также способствует профилактике агрессивного поведения спортсменов.

Информация о спонсорстве. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00190, https://rscf.ru/project/23-28-00190/, РГСУ

EDN: KXZWLV

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Miсhaеl S. Belov, Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина

кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

Pavel A. Kislyakov, Российский государственный социальный университет; Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; главный научный сотрудник

Nadezhda A. Tsvetkova, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России)

доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник

Литература

Список литературы

Барчукова, Г. В., & Ивашин, А. А. (2021). Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Бадминтон» (этап начальной подготовки): Методическое пособие. Москва: РУС «ГЦОЛИФК». 164 с.

Белов, М. С., Кисляков, П. А., & Силаева, О. А. (2023). Исследование моральных и просоциальных норм в спорте. Теория и практика физической культуры, (7), 108–110.

Бочавер, К. А., Бондарев, Д. В., & Довжик, Л. М. (2023). Психологическая диагностика в спорте. Москва: Спорт. 232 с.

Бочавер, К. А., & Довжик, Л. М. (2021). Тренер как воспитатель и наставник: профессиональные позиции высококвалифицированных специалистов. В сборнике: Психология спорта: наука и практика (с. 23–32). Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».

Дебелова, Л. И., & Шульц, О. В. (2016). Честная игра – путь к победе. Наука и образование: новое время, (2), 329–333.

Кисляков, П. А., Белов, М. С., Шмелева, Е. А., & Корнев, А. В. (2020). Психологическая оценка социального поведения в спорте. Теория и практика физической культуры, (8), 82–85.

Ланцова, С. В., & Шмелева, Е. А. (2023). Предикторы оффлайн просоциального поведения подростков. Научный поиск: личность, образование, культура, (2), 33–39. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.2.7

Русада. Образовательные программы: официальный сайт российского антидопингового агентства. Получено с https://www.rusada.ru/education/educational-programs (дата обращения: 25.11.2024).

Кисляков, П. А., Белов, М. С., Силаева, О. А., & Савченко, Д. В. (2024). Социальная психология спорта: учебное пособие. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр». 180 с. https://doi.org/10.12731/978-5-907608-40-5

Camiré, M., Rathwell, S., Turgeon, S., & Kendellen, K. (2019). Coach-athlete relationships, basic psychological needs satisfaction and thwarting, and the teaching of life skills in Canadian high school sport. International Journal of Sports Science & Coaching, 14, 591–606. https://doi.org/10.1177/1747954119869542

Chen, Z., Wang, D., Wang, K., Ronkainen, N., & Huang, T. (2016). Effects of coaching style on prosocial and antisocial behavior among Chinese athletes. Social Behavior and Personality: An International Journal, 44(11), 1889–1900. https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1889

Hanna-Mari, T., Wright, P. M., Hassandra, M., Hagger, M. S., Hankonen, N., Hirvensalo, M., et al. (2019). Training Programme for Novice Physical Activity Instructors Using Teaching Personal and Social Responsibility (TPSR) Model: A Programme Development and Protocol. International Journal of Sport Exercise Psychology, 19(2), 159–178. https://doi.org/10.1080/1612197X.2019.1661268

Hellison, D. (2011). Teaching Personal and Social Responsibility Through Physical Activity (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 224 p. https://doi.org/10.5040/9781718208919

Hellison, D., & Walsh, D. (2002). Responsibility-based Youth Programs Evaluation: Investigating the Investigations. Quest, 54, 292–307. https://doi.org/10.1080/00336297.2002.10491780

Hodge, K., & Lonsdale, C. (2011). Prosocial and Antisocial Behavior in Sport: The Role of Coaching Style, Autonomous vs Controlled Motivation, and Moral Disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 33(4), 527–547. https://doi.org/10.1123/jsep.33.4.527

Kavussanu, M., & Boardley, I. D. (2009). The Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(1), 97–117. https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.97

Llopis-Goig, R., Escartí, A., Pascual, C., Gutiérrez, M., & Marín-Suelves, D. (2011). Strengths, Difficulties and Improvable Aspects in the Application of a Personal and Social Responsibility Programme in Physical Education: An Evaluation Based on the Perceptions of Its Implementers. Culture & Education, 23, 445–461. https://doi.org/10.1174/113564011797330324

Manesi, Z., van Doesum, N. J., & van Lange, P. A. M. (2017). Prosocial Behavior. В сборнике: Encyclopedia of Personality and Individual Differences (с. 1–4). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1894-1

Manzano-Sánchez, D., Valero-Valenzuela, A., Conde-Sánchez, A., & Ming-Yao, C. (2019). Applying the Personal and Social Responsibility Model-Based Program: Differences According to Gender Between Basic Psychological Needs, Motivation, Life and Intention to Be Physically Active. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(13), 2326. https://doi.org/10.3390/ijerph16132326

Petitpas, A. J., Cornelius, A. E., Van Raalte, J. L., & Jones, T. (2005). A Framework for Planning Youth Sport Programs That Foster Psychosocial Development. Sport Psychologist, 19, 63–80. https://doi.org/10.1123/tsp.19.1.63

Pozo, P., Grao-Cruces, A., & Pérez-Ordás, R. (2018). Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 24, 56–75. https://doi.org/10.1177/1356336X16664749

Referenсes

Barchukova, G. V., & Ivashin, A. A. (2021). Typical sports training program in badminton (initial training stage): Methodical manual. Moscow: Rus "GCLOLIKF". 164 p.

Belov, M. S., Kislyakov, P. A., & Silayeva, O. A. (2023). Investigation of moral and prosocial norms in sports. Theory and Practice of Physical Culture, (7), 108–110.

Bochaver, K. A., Bondarev, D. V., & Dovzhik, L. M. (2023). Psychological diagnosis in sports. Moscow: Sport. 232 p.

Bochaver, K. A., & Dovzhik, L. M. (2021). Coach as educator and mentor: professional positions of highly qualified specialists. In Sport Psychology: Science and Practice (pp. 23–32). Moscow: Non-state Educational Private Institution of Higher Education "Moscow Institute of Psychoanalysis".

Debielova, L. I., & Shults, O. V. (2016). Fair play is the road to victory. Science and Education: New Era, (2), 329–333.

Kislyakov, P. A., Belov, M. S., Shmeleva, E. A., & Kornev, A. V. (2020). Psychological assessment of social behavior in sports. Theory and Practice of Physical Culture, (8), 82–85.

Lan'tsova, S. V., & Shmeleva, E. A. (2023). Predictors of offline prosocial behavior among adolescents. Scientific Search: Personality, Education, Culture, (2), 33–39. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.2.7

Russada. Educational programs: official website of the Russian Anti-Doping Agency. Retrieved from https://www.rusada.ru/education/educational-programs (accessed: November 25, 2024).

Kislyakov, P. A., Belov, M. S., Silayeva, O. A., & Savchenko, D. V. (2024). Social psychology of sports: study guide. Krasnoyarsk: LLC "Scientific and Innovative Center". 180 p. https://doi.org/10.12731/978-5-907608-40-5

Camiré, M., Rathwell, S., Turgeon, S., & Kendellen, K. (2019). Coach-athlete relationships, basic psychological needs satisfaction and thwarting, and the teaching of life skills in Canadian high school sport. International Journal of Sports Science & Coaching, 14, 591–606. https://doi.org/10.1177/1747954119869542

Chen, Z., Wang, D., Wang, K., Ronkainen, N., & Huang, T. (2016). Effects of coaching style on prosocial and antisocial behavior among Chinese athletes. Social Behavior and Personality: An International Journal, 44(11), 1889–1900. https://doi.org/10.2224/sbp.2016.44.11.1889

Hanna-Mari, T., Wright, P. M., Hassandra, M., Hagger, M. S., Hankonen, N., Hirvensalo, M., et al. (2019). Training Programme for Novice Physical Activity Instructors Using Teaching Personal and Social Responsibility (TPSR) Model: A Programme Development and Protocol. International Journal of Sport Exercise Psychology, 19(2), 159–178. https://doi.org/10.1080/1612197X.2019.1661268

Hellison, D. (2011). Teaching Personal and Social Responsibility Through Physical Activity (3rd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. 224 p. https://doi.org/10.5040/9781718208919

Hellison, D., & Walsh, D. (2002). Responsibility-based Youth Programs Evaluation: Investigating the Investigations. Quest, 54, 292–307. https://doi.org/10.1080/00336297.2002.10491780

Hodge, K., & Lonsdale, C. (2011). Prosocial and Antisocial Behavior in Sport: The Role of Coaching Style, Autonomous vs Controlled Motivation, and Moral Disengagement. Journal of Sport & Exercise Psychology, 33(4), 527–547. https://doi.org/10.1123/jsep.33.4.527

Kavussanu, M., & Boardley, I. D. (2009). The Prosocial and Antisocial Behavior in Sport Scale. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(1), 97–117. https://doi.org/10.1123/jsep.31.1.97

Llopis-Goig, R., Escartí, A., Pascual, C., Gutiérrez, M., & Marín-Suelves, D. (2011). Strengths, difficulties and improvable aspects in the application of a personal and social responsibility program in physical education: An evaluation based on implementers' perceptions. Culture & Education, 23, 445–461. https://doi.org/10.1174/113564011797330324

Manesi, Z., van Doesum, N. J., & van Lange, P. A. M. (2017). Prosocial Behavior. In Encyclopedia of Personality and Individual Differences (pp. 1–4). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_1894-1

Manzano-Sánchez, D., Valero-Valenzuela, A., Conde-Sánchez, A., & Ming-Yao, C. (2019). Applying the Personal and Social Responsibility Model-Based Program: Differences According to Gender Between Basic Psychological Needs, Motivation, Life and Intention to Be Physically Active. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(13), 2326. https://doi.org/10.3390/ijerph16132326

Petitpas, A. J., Cornelius, A. E., Van Raalte, J. L., & Jones, T. (2005). A Framework for Planning Youth Sport Programs that Foster Psychosocial Development. Sport Psychologist, 19, 63–80. https://doi.org/10.1123/tsp.19.1.63

Pozo, P., Grao-Cruces, A., & Pérez-Ordás, R. (2018). Teaching Personal and Social Responsibility Model-Based Programmes in Physical Education: A Systematic Review. European Physical Education Review, 24, 56–75. https://doi.org/10.1177/1356336X16664749


Просмотров аннотации: 69
Загрузок PDF: 34

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Belov, M., Kislyakov, P., & Tsvetkova, N. (2025). Психолого-педагогическая программа развития у спортсменов просоциальной направленности. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 493-510. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-777
Раздел
Психологические исследования