Социально-психологический климат как фактор профессиональной подготовки студентов технического вуза

  • Elena N. Sorokina Кубанский государственный технологический университет
  • Dmitry V. Gulyakin Кубанский государственный технологический университет https://orcid.org/0000-0001-6366-0688
  • Denis D. Grinev Кубанский государственный технологический университет
Ключевые слова: технический университет, профессиональное воспитание, инженер, студенческий коллектив, социально-психологический климат, формирование личности, образовательная среда

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию социально-психологического климата студенческих коллективов в техническом вузе, что обусловлено его значением для эффективности образовательного и воспитательного процессов. Авторы обосновывают актуальность темы, указывая на возрастающую роль социально-психологических факторов в условиях усложнения задач современного высшего образования, включая формирование благоприятной атмосферы, развитие сплоченности и творческого потенциала студентов.

Цель – анализ социально-психологического климата студенческого коллектива, выявление его особенностей и факторов, влияющих на образовательный процесс, а также в разработке рекомендаций по его оптимизации.

Материалы и методы. В рамках работы использовались методы анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения, тестирования и математической статистики. Исследование базировалось на эмпирических данных, собранных в Институте строительства и транспортной инфраструктуры КубГТУ.

Результаты. Социально-психологический климат определяется такими факторами, как взаимопонимание, защищенность, активность и готовность к сотрудничеству членов коллектива. Установлено, что успешное формирование психологического климата способствует развитию у студентов социально значимых качеств, самоактуализации и гражданской позиции. Кроме того, выявлены ключевые элементы, формирующие коллектив как устойчивую систему, включая механизмы самоуправления и структурные взаимодействия. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для управления коллективами в высшей школе и повышения квалификации преподавателей. Делается вывод о том, что оптимизация социально-психологического климата в студенческом коллективе способствует не только успешной реализации образовательных задач, но и раскрытию личностного и профессионального потенциала студентов.

EDN: MVSQSC

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena N. Sorokina, Кубанский государственный технологический университет

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Строительных конструкций»

Dmitry V. Gulyakin, Кубанский государственный технологический университет

доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра «Архитектуры гражданских и промышленных зданий»

Denis D. Grinev, Кубанский государственный технологический университет

студент специалитета

Литература

Список литературы

Карпанина, Е. Н., & Ронь, И. Н. (2016). Обоснование системного подхода к воспитанию будущих специалистов в вузе. European Social Science Journal, (12-2), 205–207.

Пономарев, А. В., & др. (2015). Воспитательная среда университета: традиции и инновации (монография). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 408 с.

Тимонин, А. И. (2012). Профессиональное воспитание как воспитание социальное. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 18(1), 55–58.

Краевский, В. В. (2011). Воспитание или образование? Педагогика, (3), 3–10.

Петровский, А. В. (2007). Психология и время. Санкт-Петербург: Питер. 448 с.

Сорокина, Е. Н., & Гулякин, Д. В. (2019). Воспитание студентов технического университета: предпосылки исследования проблемы. Мир науки, культуры, образования, (4), 256–258.

Сорокина, Е. Н. (2019). Теоретические и психолого-педагогические аспекты воспитания студентов технического университета (монография). Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ». 178 с.

Гулякин, Д. В. (2016). Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (1), 4–7.

Карпанина, Е. Н., & Ронь, И. Н. (2017). Структурно-функциональная характеристика вузовской системы воспитания. Перспективы науки, (5), 84–87.

Андреева, Г. М. (2020). Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс. 363 с.

Scheler, M. (1915). Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg. Leipzig: Der Neue Geist Verlag.

Kipper, D. A. (1986). Psichotherapy Through Clinical Role Playing. New York: Brunner/Mazel Publishers. 222 p.

Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gulyakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Russian Syndromes Impeding the Development of Innovation Processes in Education. Life Science Journal, 11(9s), 184–187.

Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gulyakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Transgression of Culturological Approach in the Practice of Russian Higher Education. Life Science Journal, 11(9s), 188–191.

Petrova, N. P., Mareev, V. I., Pivnenko, P. P., Kotov, S. V., Kotova, N. S., Kharchenko, L. N., & Gulyakin, D. V. (2016). The Higher School Teacher Matrix of Competences. The Social Sciences, 11(18), 4539–4543.

References

Karpanina, E. N., & Ron', I. N. (2016). Justification of a systematic approach to the education of future specialists in a university. European Social Science Journal, (12-2), 205–207.

Ponomarev, A. V., et al. (2015). Educational environment of the university: Traditions and innovations (monograph). Yekaterinburg: UrFU Publ. 408 p.

Timonin, A. I. (2012). Professional education as social education. Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociodynamics, 18(1), 55–58.

Kraevsky, V. V. (2011). Education or upbringing? Pedagogy, (3), 3–10.

Petrovsky, A. V. (2007). Psychology and time. Saint Petersburg: Piter. 448 p.

Sorokina, E. N., & Gul' yakin, D. V. (2019). Education of technical university students: Premises for researching the problem. World of Science, Culture, Education, (4), 256–258.

Sorokina, E. N. (2019). Theoretical and psychologically-pedagogical aspects of technical university students' education (monograph). Krasnodar: KubSTU Publ. 178 p.

Gul' yakin, D. V. (2016). Essential characteristics of socio-informational culture of technical university students. Izvestiya of Volgograd State Pedagogical University, (1), 4–7.

Karpanina, E. N., & Ron', I. N. (2017). Structural and functional characteristic of university education system. Prospects of Science, (5), 84–87.

Andreeva, G. M. (2020). Social psychology: Textbook for higher educational institutions. Moscow: Aspect Press. 363 p.

Scheler, M. (1915). Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg. Leipzig: Der Neue Geist Verlag.

Kipper, D. A. (1986). Psychotherapy Through Clinical Role Playing. New York: Brunner/Mazel Publishers. 222 p.

Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gul' yakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Russian syndromes impeding the development of innovation processes in education. Life Science Journal, 11(9s), 184–187.

Kharchenko, L., Panova, I., Babaeva, E., Magomedova, R., Gul' yakin, D., & Pashtaev, B. (2014). Transgression of culturological approach in the practice of Russian higher education. Life Science Journal, 11(9s), 188–191.

Petrova, N. P., Mareev, V. I., Pivnenko, P. P., Kotov, S. V., Kotova, N. S., Kharchenko, L. N., & Gul' yakin, D. V. (2016). The matrix of competences of higher school teachers. The Social Sciences, 11(18), 4539–4543.


Просмотров аннотации: 54
Загрузок PDF: 39

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Sorokina, E., Gulyakin, D., & Grinev, D. (2025). Социально-психологический климат как фактор профессиональной подготовки студентов технического вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 425-445. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-776
Раздел
Психологические исследования