Педагогические условия развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке студентов

  • Marina V. Khramova ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»
Ключевые слова: композиционная деятельность, развитие, педагогические условия, профессиональная подготовка

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальному вопросу темы развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке архитекторов. В статье исследуются педагогические условия процесса композиционно-художественной подготовки будущего профессионала базирующиеся на анализе целей и задач традиционных профессиональных дисциплин, связанных с архитектурной графикой, рисунком, макетированием и её взаимодействия с обучением цифровой графики.

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий развития композиционной деятельности в творческом потенциале специалиста.

Методология и результаты. В работе применяется комплексный метод в исследовании теоретического анализа данного вопроса, его изучение, наблюдение, обобщение педагогического опыта, практических наработок и экспериментов в области композиционной деятельности. Выполнение исследования методами экспериментальной работы поддерживаются практическими задачами на определённых этапах педагогического процесса, которые включены в междисциплинарные темы. Создание композиционно-ориентированных практических задач и результаты методической работы рассматриваются в контексте содержания нескольких визуальных дисциплин.

Заключение. В выводах отмечается, что архитектурное образование имеет недостаточную теоретическую и практическую проработанность тем, формирующих развитие композиционной деятельности, основанной на формах, методах, принципах и компонентах в рассматриваемых ею функциях. Педагогическая практика архитектурного образования отмечает большую востребованность в осуществлении обновления методики обучения композиционной деятельности будущего архитектора, определяющую единую и целостную структуру в теории художественного проектирования. Существующее методическое обеспечение призвано реализовать профессиональное развитие посредством композиционной деятельности, повысить уровень архитектурно-художественного мастерства.

EDN: GQBYLN

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Marina V. Khramova, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»

доцент кафедры архитектуры, член Союза дизайнеров России

Литература

Список литературы

Алиева, О. О., & Мамедов, М. А. (2021). Формирование архитектурно-графического образа на занятиях по рисунку. В сборнике: Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ (т. 3, с. 6–11).

Андреев, В. Н. (2020). Аспекты обновления содержания программы «Архитектурный рисунок» и её методического сопровождения. Мир науки, культуры, образования, (4), 13–16.

Антониади, Е. С. (2018). Роль архитектурного рисунка в работе архитектора. Наука и образование сегодня, (1), 94–95.

Вуль, О. А. (2017). Особенности педагогических подходов в современной архитектурной графике: соотношение условного и предметного. Научное мнение, (9), 88–94.

Ганзен, В. А. (1969). О гармонии в композиции. Техническая эстетика, (4), 9–15.

Капустин, П. В. (2017). Рисунок в архитектурно-проектном мышлении. Архитектурные исследования, (4), 43–57.

Кольстет, Л. А., & Кольстет, О. А. (2014). Традиционные подходы к обучению композиции для поступления в архитектурные вузы. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, (6), 171–175.

Кораблев, А. А. (2022). Баухаус и Вхутемас: отличия немецкой школы архитектуры и дизайна от советской. Инновационная наука, (105), 72–78.

Кравченко, М. И. (2017). Значение рисунка в проектной деятельности архитектора. Молодой ученый, (42), 16–18.

Ли, Н. Г. (2019). Роль рисунка в решении архитектурно-пространственных задач. Искусство и образование, (1), 96–104.

Лукин, А. Е. (2018). Обобщение опыта преподавания рисунка геометрических тел по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, (1), 168–170.

Образовательные программы. Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева (ФГОС ВО). Получено с https://asu.edu.ru/obrazovatelinaya-deyatelinost/9234-rabochie-programmy

Никитина, М. В., Карепов, Г. Е., & Кудряшова, Л. А. (2022). Архитектурный рисунок: от простого к сложному. Красноярск: СФУ. 180 с.

Пластова, Н. Е. (2019). Архитектурный рисунок как фактор развития профессионального мышления архитектора. Архитектон: известия вузов, (1), 22.

Прокудина, Р. Р., & Зыков, К. Н. (2015). Композиция в архитектурном рисунке. В сборнике: Актуальные проблемы архитектуры, строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции (т. II, с. 196–199). Тюмень: Тюменский государственный архитектурно-строительный университет.

Самойлов, В. В. (2020). Рисунок архитектурной композиции по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, (1), 124–128.

Токарев, А. Г. (2010). Метод А: Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование». Министерство образования и науки. 110 с. Получено с https://archi.ru/lib/book.html?id=2146110043

References

Alieva, O. O., & Mamedov, M. A. (2021). Formation of architectural graphic images in drawing classes. In Novye idei novogo veka: Materialy mezhdunarodnoy nauchnoi konferentsii FAD TOGU (Vol. 3, pp. 6–11).

Andreev, V. N. (2020). Aspects of updating the content of the "Architectural Drawing" program and its methodological support. World of Science, Culture, Education, (4), 13–16.

Antonidi, E. S. (2018). The role of architectural drawing in the work of an architect. Science and Education Today, (1), 94–95.

Vul', O. A. (2017). Features of pedagogical approaches in modern architectural graphics: correlation of conventional and objective. Scientific Opinion, (9), 88–94.

Ganzen, V. A. (1969). On harmony in composition. Technical Aesthetics, (4), 9–15.

Kapustin, P. V. (2017). Drawing in architectural-project thinking. Architectural Research, (4), 43–57.

Kolstet, L. A., & Kolstet, O. A. (2014). Traditional approaches to teaching composition for admission to architecture universities. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, (6), 171–175.

Korablev, A. A. (2022). Bauhaus and VKhUTEMAS: differences between German and Soviet schools of architecture and design. Innovative Science, (105), 72–78.

Kravchenko, M. I. (2017). The value of drawing in the project activities of an architect. Young Scientist, (42), 16–18.

Li, N. G. (2019). The role of drawing in solving architectural spatial problems. Art and Education, (1), 96–104.

Lukin, A. E. (2018). Summary of teaching experience in imaginative drawing of geometric shapes. Regional Architectural and Artistic Schools, (1), 168–170.

Educational programs. Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev (FGOS VO). Retrieved from https://asu.edu.ru/obrazovatelinaya-deyatelinost/9234-rabochie-programmy

Nikitina, M. V., Karepov, G. E., & Kudryashova, L. A. (2022). Architectural drawing: from simple to complex. Krasnoyarsk: SFU. 180 p.

Plastova, N. E. (2019). Architectural drawing as a factor in the development of professional thinking of an architect. Architecture: University News, (1), 22.

Prokudina, R. R., & Zykov, K. N. (2015). Composition in architectural drawing. In Aktualnye problemy arkhitektury, stroitel'stva, ekologii i energosberezheniya v usloviyakh Zapadnoy Sibiri: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Vol. II, pp. 196–199). Tyumen: Tyumen State Architecture and Construction University.

Samoilov, V. V. (2020). Imaginative drawing of architectural composition. Regional Architectural and Artistic Schools, (1), 124–128.

Tokarev, A. G. (2010). Method A: Innovative methodology for mastering the discipline "Architectural Design". Ministry of Education and Science. 110 p. Retrieved from https://archi.ru/lib/book.html?id=2146110043


Просмотров аннотации: 53
Загрузок PDF: 42

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Khramova, M. (2025). Педагогические условия развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке студентов. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 154-174. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-773
Раздел
Педагогические исследования