Концептуальные идеи воспитания «нового человека» в истории педагогики: философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные подходы

  • Ramziya S. Mardashova Набережночелнинский государственный педагогический университет
Ключевые слова: концептуальные идеи, воспитание «нового человека», личность «нового типа», антропологические утверждения

Аннотация

Обоснование. Происходящие сегодня социальные изменения в обществе требуют решения многих проблем современного образования.  Наиболее актуальные из них – воспитание молодого поколения. В этой связи интерес представляют философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные идеи о воспитании личности «нового типа», выдвинутые мыслителями прошлого в разные исторические эпохи. В доказательство необходимости изучения и возможности применения наиболее продуктивных выдвинутых ими утверждений в практике современного образования, автор производит историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в контексте разных подходов: философско-политическом, психолого-педагогическом, естественно-научном.   

Цель – произвести историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в свете философско-политических, психолого-педагогических, естественно-научных утверждений.

Материалы и методы. В исследовании осуществлён системный подход, предполагающий учёт разных элементов педагогической системы и изменений этих элементов вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества. Статья базируется на комплексе источников, представленных первоисточниками, современными научными исследования в области философии, психологии, педагогики.

Результаты. По итогам проведённого исследования отмечено, что в педагогическую теорию и современную практику воспитания должны быть положены наиболее продуктивные историко-педагогические концептуальные идеи о воспитании личности человека на том основании, что эти идеи содержат в себе гуманистический потенциал в признании ценности человека и соответствуют антропо-ориентированной парадигме образования.

EDN: XMSLWI

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ramziya S. Mardashova, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, преподаватель Индустриально-педагогического колледжа

Литература

Список литературы

Блонский, П. П. (1922). Педагогика. Москва: Госиздат, Работник просвещения. 164 с.

Блонский, П. П. (2025). Педология. Москва: Юрайт. 315 с. Получено с сайта Образовательной платформы Юрайт: https://urait.ru/bcode/561994

Богданов, А. А. (1920). Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса: лекции, прочитанные в Московском пролеткульте весной 1919 года. Москва: Госиздат. 91 с.

Бухарин, Н. И. (1990). Речи и статьи о молодежи. Саратов: Издательство Саратовского университета. 284 с.

Гельвеций, К. А. (1938). О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Москва: Соцэкгиз. 486 с.

Гловери, К. А. (нет даты публикации). Марксизм. Большая российская энциклопедия. Получено с архива Интернета: https://web.archive.org/web/20230330144516/https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2187362/# (дата обращения: 10.10.2023).

Калинченко, С. Б. (1994). Проблема «нового» человека в трудах политических деятелей 20-х годов: А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий (дисс. канд. ист. наук). Ставрополь. 206 с.

Кольцов, Н. К. (1923). Улучшение человеческой породы. Петроград: Время. 62 с.

Литвин, Л. Н. (1992). Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917–1940 гг. Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт. 166 с.

Ленин, В. И. (1967). Полное собрание сочинений (5-е изд.). Получено с Библиотеки ВИВАЛДИ: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002887/view/?#page=441

Маркс, К., & Энгельс, Ф. (1-е изд.). Сочинения.

Маркс, К., & Энгельс, Ф. (2-е изд.). Сочинения.

Маркс, К., Энгельс, Ф., & Ленин, В. И. (1984). О коммунистическом воспитании. Москва: Политиздат. 288 с.

Руднева, Е. Н. (1968). Педагогическая система Н.К. Крупской. Москва: Издательство Московского университета. 307 с.

Сергеева, С. В., & Козлова, Е. В. (2015). Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы. Современные проблемы науки и образования, (1), часть 1. Получено с: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=121

Троцкий, Л. (2012). Проблемы культуры. Культура переходного периода. Москва: Книга по Требованию. 366 с.

Тумим-Альмединген, Н. А. (1940). История дошкольной педагогики: конец средних веков – первая половина XIX века: хрестоматия. Ленинград: Учпедгиз. 478 с.

Энгельс, Ф. (1845). Положение рабочего класса в Англии. Получено с: https://altkprf.ru/upload/iblock/e00/e003688f15c616416121ca8059fb95d1.pdf

Zilberman, D. (1977). Orthodox ethics and the matter of communism. Studies in Soviet Thought, 17(4), 341–419. https://doi.org/10.1007/bf00831416

References

Blonsky, P. P. (1922). Pedagogy. Moscow: Gosizdat, Rabotnik Prosveshcheniya. 164 p.

Blonsky, P. P. (2025). Pedology. Moscow: Yurayt. 315 p. Retrieved from Educational Platform Yurayt: https://urait.ru/bcode/561994

Bogdanov, A. A. (1920). Elements of proletarian culture in the development of the working class: lectures delivered in Moscow Proletkult in spring 1919. Moscow: Gosizdat. 91 p.

Bukharin, N. I. (1990). Speeches and articles on youth. Saratov: Saratov University Press. 284 p.

Helvétius, K. A. (1938). On man, his intellectual faculties, and his education. Moscow: Soczekgiz. 486 p.

Glovery, K. A. (n.d.). Marxism. Great Russian Encyclopedia. Retrieved from Internet Archive: https://web.archive.org/web/20230330144516/https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2187362/# (Accessed: October 10, 2023).

Kalinchenko, S. B. (1994). The problem of the "new" person in the works of political figures of the 1920s: A.A. Bogdanov, N.I. Bukharin, A.V. Lunacharsky, L.D. Trotsky (Candidate diss. in historical sciences). Stavropol. 206 p.

Koltsov, N. K. (1923). Improvement of the human race. Petrograd: Vremya. 62 p.

Litvin, L. N. (1992). Public preschool education in RSFSR, 1917–1940. Murmansk: Murmansk State Pedagogical Institute. 166 p.

Lenin, V. I. (1967). Complete collection of works (5th ed.). Retrieved from Vivaldi Library: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002887/view/?#page=441

Marx, K., & Engels, F. (1st ed.). Works.

Marx, K., & Engels, F. (2nd ed.). Works.

Marx, K., Engels, F., & Lenin, V. I. (1984). On communist education. Moscow: Politizdat. 288 p.

Rudneva, E. N. (1968). N.K. Krupskaya's pedagogical system. Moscow: Moscow University Press. 307 p.

Sergeeva, S. V., & Kozlova, E. V. (2015). Historical-pedagogical research: systematic approach, principles, methods. Modern Problems of Science and Education, (1), Part 1. Retrieved from: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=121

Trotsky, L. (2012). Problems of culture. Transitional period culture. Moscow: Po Trebovaniyu. 366 p.

Tumim-Almendingen, N. A. (1940). History of early childhood education: Late Middle Ages – first half of the 19th century: anthology. Leningrad: Uchpedgiz. 478 p.

Engels, F. (1845). Condition of the Working Class in England. Retrieved from: https://altkprf.ru/upload/iblock/e00/e003688f15c616416121ca8059fb95d1.pdf

Zilberman, D. (1977). Orthodox ethics and the matter of communism. Studies in Soviet Thought, 17(4), 341–419. https://doi.org/10.1007/bf00831416


Просмотров аннотации: 194
Загрузок PDF: 108

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Mardashova, R. (2025). Концептуальные идеи воспитания «нового человека» в истории педагогики: философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные подходы. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 350-370. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-769
Раздел
Педагогические исследования