Специфика формирования иноязычной медиа-компетентности студентов педагогических специальностей
Аннотация
Обоснование. Медиакомпетентность прочно закрепилась среди востребованных компетентностей в педагогической сфере. Уточнение понятия иноязычной медиакомпетентности педагога, рассмотрение подходов ее формирования представляет значительный интерес при рассмотрении компетенций студентов педагогических специальностей.
Цель работы состоит в рассмотрении понятия иноязычной медиакомпетентности и выявлении тенденций формирования иноязычной медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, который в значительной мере является практико-ориентированным, позволяет развивать личностные качества обучающихся и, в то же время, дает возможность соотносить обучение с гуманистическими ценностями образования. Достижение поставленной в работе цели осуществляется на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы по вопросам формирования иноязычной медиакомпетентности.
Результаты. Рассмотрение взглядов ученых на суть и структуру медиакомпетентности позволяют на их основе предложить определение иноязычной медиакомпетентности как способности в условиях иноязычной речевой среды изучаемого языка осуществлять медиапотребление, медиакритику и медиаконструирование на основе знаний о медиа, медиапедагогики, критического мышления и творческих навыков создания медиаконтента в соответствии с поставленными педагогом целями. Структура иноязычной медиакомпетентности видится в синтезе медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности, что при сходстве методов формирования обоих компетентностей подводит нас к формированию иноязычной медиакомпетентности на основе предметноязыкового подхода с опорой на активные методы обучения и применением пассивных методов в качестве вспомогательных.
EDN: XTBNIM
Скачивания
Литература
Список литературы
Возчиков, В. А. (2000). Медиаобразование в педагогическом вузе (методические рекомендации и учебная программа). Бийск: Изд-во Научно-исследовательского центра Бийск. гос. педагог. ин-та. 25 с.
Гендина, Н. И. (2005). Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований). Школьная библиотека, (3), 18–24.
Гендина, Н. И. (2013). Информационная культура и медиаграмотность в России. Знание. Понимание. Умение, (4), 77–83. Получено с https://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/4/Gendina-Media-Literacy/ (дата обращения: 12.03.2024).
Мясникова, Т. И. (2011). Развитие медийной компетентности студентов университета. (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). Оренбург. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Получено с https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005389597.pdf?ysclid=ltt8ic27cd237482333 (дата обращения: 17.12.2024).
Новикова, А. А. (2001). Медиаобразование в США. Программа спецсеминара для студентов педагогических вузов. Таганрог: Изд-во Кучма. 24 с.
Пензин, С. Н. (1995). Кино как средство обучения и воспитания. Программа спецкурса для исторического факультета. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та.
Президент Российской Федерации. (2017). Указ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Получено с http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.09.2024).
Фёдоров, А. В. (2007). Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». 616 с.
Фёдоров, А. В. (2014). Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех». 64 с.
Хлызова, Н. Ю. (2016). Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, (2), 130–147. Получено с http://if-mstuca.ru/CE/index.php/130000/mediacompetence-formation (дата обращения: 16.03.2024).
Potter, W. J. (2001). Media literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publications. 423 p. Получено с https://books.google.ru/books?id=TtMwJ85nK2UC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA19#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 16.06.2024).
Schorb, B., & Bigl, B. (2010). Die neuen Medien in der Weimarer Zeit. В сборнике: Die Kinder- und Jugendliteratur in der Zeit der Weimarer Republik. Teil 2 (Norbert Hopster, Ed.). Frankfurt am Main: Peter Lang, стр. 833–850. Получено с https://www.researchgate.net/publication/339127744_Ubersetzte_Kinder_und_Jugendliteratur_wahrend_der_Zeit_der_Weimarer_Republik (дата обращения: 16.06.2024).
References
Vozhchykov, V. A. (2000). Media education in a pedagogical university (methodological recommendations and curriculum). Biysk: Publishing House of the Scientific Research Center of Biysk State Pedagogical Institute. 25 p.
Gendina, N. I. (2005). Information literacy or information culture: Alternative or unity (results of Russian studies). School Library, (3), 18–24.
Gendina, N. I. (2013). Information culture and media literacy in Russia. Knowledge. Understanding. Skill, (4), 77–83. Retrieved March 12, 2024, from https://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/4/Gendina-Media-Literacy/
Myasnikova, T. I. (2011). Development of media competence of university students (Abstract of candidate's dissertation in pedagogical sciences). Orenburg. 13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education. Retrieved December 17, 2024, from https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005389597.pdf?ysclid=ltt8ic27cd237482333
Novikova, A. A. (2001). Media education in the USA. Program of a special seminar for students of pedagogical universities. Taganrog: Kuchma Publishing House. 24 p.
Penzin, S. N. (1995). Cinema as a means of education and upbringing. Curriculum for the Faculty of History. Voronezh: Voronezh State University Publishing House.
President of the Russian Federation. (2017). Decree No. 203 of May 9, 2017 “Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030”. Retrieved September 19, 2024, from http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
Fedorov, A. V. (2007). Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: UNESCO Information for All Programme. 616 p.
Fedorov, A. V. (2014). Dictionary of terms related to media education, media pedagogy, media literacy, and media competence. Moscow: Information for All Programme. 64 p.
Khlyzova, N. Yu. (2016). Methodological support for the process of forming media competence of personality in foreign language class. Crede Experto: Transport, Society, Education, Language, (2), 130–147. Retrieved March 16, 2024, from http://if-mstuca.ru/CE/index.php/130000/mediacompetence-formation
Potter, W. J. (2001). Media literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publications. 423 p. Retrieved June 16, 2024, from https://books.google.ru/books?id=TtMwJ85nK2UC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA19#v=onepage&q&f=false
Schorb, B., & Bigl, B. (2010). New media in the Weimar period. In Norbert Hopster (Ed.), Children's and Young Adult Literature in the Era of the Weimar Republic. Part 2 (pp. 833–850). Frankfurt am Main: Peter Lang. Retrieved June 16, 2024, from https://www.researchgate.net/publication/339127744_Ubersetzte_Kinder_und_Jugendliteratur_wahrend_der_Zeit_der_Weimarer_Republik
Просмотров аннотации: 76 Загрузок PDF: 48
Copyright (c) 2025 Sergey S. Lyashenko

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.