Риск-ориентированное профессиональное развитие будущих инженеров как научно-педагогическая проблема
Аннотация
Обоснование. Переход к новому технологическому укладу актуализирует повышение значимости инженерного образования. Требования к подготовке будущих инженеров предполагают помимо универсальных и профессиональных компетенций профессиональное развитие специалиста, умеющего обеспечить безопасность промышленного производства и своевременное снижение риск-образующих факторов. Это актуализирует необходимость осуществления риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.
Цель – анализ научных подходов к профессиональному развитию инженерных специалистов, обладающих рискологическими компетенциями.
Материалы и методы. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций, контент-анализ).
Результаты. Подготовка инженеров к управлению профессиональными и техногенными рисками является объективной необходимостью, обусловленной, с одной стороны, государственным заказом, связанным с созданием условий для профессионального развития специалистов в области управления безопасностью промышленных объектов, с другой стороны, ускорением развития Индустрии 4.0, что интенсифицирует технологические процессы и повышает риск техногенных аварий. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность университетов, в содержание и структуру образовательных программ создает основу для развития готовности к риску специалистов инженерного и иного профиля. Реализация программ обучения инженеров безопасности на производстве основана на развитой нормативно-правовой базе (федеральные законы и подзаконные акты, стандарты ISO). Риск-ориентированное профессиональное развитие включает в себя подготовку будущих инженеров и формирование у них рискологических компетенций. Автором отмечается, что развитие рискологических компетенций в области управления профессиональными и техногенными рисками осуществляется в процессе активного и интерактивного обучения с применением цифровых средств. Практическая значимость исследования связана с раскрытием основных направлений риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.
EDN: NUTIZI
Скачивания
Литература
Список литературы
Абрамова, И. Г. (1996). Теория педагогического поиска (диссертация доктора педагогических наук). Санкт-Петербург. 381 с.
Аетдинова, Р. Р. (2024). Риск-ориентированный подход в подготовке будущих инженеров. В сборнике: Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования (XVIII Международная научно-практическая конференция, Казань, с. 106–109).
Акопьян, В. А. (2024). Системный подход к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций: региональный опыт. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 30(1), 63–70. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-63-70
Асхадуллина, Н. Н. (2016). Сущностная характеристика рискологической компетенции будущего учителя. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, (52)(3), 8–15.
Багдасарьян, Н. Г. (2018). НБИК-технологии как вызов образованию. Гуманитарный вестник, (1), 1–12. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2018-1-500
Баянов, Д. И., & Масалимова, А. Р. (2023). Социально-педагогические риски и компоненты готовности наставников авиастроительной отрасли к их разрешению. Вестник НЦБЖД, (55), 37–45.
Белоновская, И. Д. (2010). Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками. В сборнике: Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития (с. 7–9). Красноярск.
Гафнер, В. В. (2011). Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики. В сборнике: Материалы всероссийской научной конференции «Грани педагогики безопасности» (с. 6–13). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.
Гафнер, В. В. (2014). Педагогика безопасности: предпосылки его возникновения. Наука и безопасность, (4), 3–11.
Гафнер, В. В. (2021). Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие для студентов квалификации бакалавр). Екатеринбург. 484 с.
Гафнер, В. В. (2013). Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности. Безопасность жизнедеятельности, (9), 18–23.
Герасимова, И. А. (2018). Инженерное знание в техногенной цивилизации. Эпистемология и философия науки, 55(2), 6–17. https://doi.org/10.5840/eps201855222
Днепров, С. А. (2015). Рискологическая компетенция в формировании профессиональной безопасности бакалавров нефтегазовой отрасли. Результаты применения кейс-стади. Высшее образование сегодня, (12), 4–10.
Доминина, И. Г. (2017). Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося. Гуманизация образования, (4), 85–91.
Заика, И. Т. (2018). Риск-ориентированное мышление в деятельности университетов: некоторые итоги эмпирического исследования. В сборнике: Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики (с. 55–57). Барнаул: Изд-во АлтГУ.
Кушнарёва, О. В. (2020). Рискологическая компетентность студентов политехнического вуза как предмет научно-педагогического анализа. Казанский педагогический журнал, (142), 97–106.
Маниковская, М. А. (2019). Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали. Власть и управление на Востоке России, (87), 100–106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106
Муравьева, Е. В., & Романовский, В. Л. (2007). Педагогические технологии в подготовке специалистов в области прикладной техносферной рискологии. Казанский педагогический журнал, (1), 14–21.
Непрокина, И. В. (2012). Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг (учебное пособие). Тольятти: Изд-во ТГУ. 92 с.
Пак, М. С. (2016). Педагогика безопасности: актуальность, специфика. В сборнике: Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (с. 197–199). Уфа: МЦИИ Омега Сайнс.
Папченко, Е. В. (2020). Цифровизация инженерного образования: новые вызовы и возможности. В сборнике: Материалы Международного форума «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения» (Москва, 28–29 ноября 2019 года). Москва: Издательство Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. С. 504–506.
Гафнер, В. В. (2015). Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 254 с.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 "Послание Президента Федеральному Собранию". Получено с http://kremlin.ru/events/president/news/73585
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997 (редакция от 29.12.2023) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования". Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388663/
Прайд, В. (2008). Феномен NBIC-конвергенции: реальность и ожидания. Философские науки, (1), 97–116.
Пусько, В. С. (2016). Гуманитарная парадигма высшего технического образования. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, (1), 185–197.
Савенкова, Е. В. (2016). Формирование рискологической компетентности при реализации магистерских программ в педагогическом вузе. Образовательные технологии, (1), 43–57.
Санин, Р. Е. (2011). Особенности формирования рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск (на примере Пермского военного института внутренних войск МВД России). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, (52), 208–212.
Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/
Шагбанова, Х. С. (2023). Педагогика безопасности как научное направление современной педагогики. Образование и право, (2), 315–320. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-315-320
Ширшов, В. Д. (2017). Рискологический подход при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Вопросы педагогики, (1), 33–38.
Шубин, Р. А. (2012). Надежность технических систем и техногенный риск (учебное пособие). Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 80 с.
Beck, U. (1992). From Industrial Society to Risk Society. Theory, Culture and Society, 9(1), 97–123.
IAEA. (1991). Safety Culture (Safety series No. 75-INSAG-4). Vienna: IAEA.
ISO 31000:2019. Менеджмент риска – Рекомендации. Получено с https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1709987395&tld=ru〈=ru&name=gost-r-iso-31000-2019.pdf
Luhmann, N. (1993). Risk: A Sociological Theory. New York: Aldine de Gruyter.
Roco, M., & Bainbridge, W. (Eds.). (2004). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. https://doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8_1
References
Abramova, I. G. (1996). Theory of pedagogical search (doctoral dissertation). Saint Petersburg. 381 p.
Aetdinova, R. R. (2024). Risk-oriented approach in preparing future engineers. In Practice-oriented approach as the foundation for the development of higher and secondary vocational education (XVIII International Scientific-Practical Conference, Kazan, pp. 106–109).
Akopyan, V. A. (2024). Systematic approach to forming and evaluating functional literacy among learners in professional educational institutions: Regional experience. Samara University Bulletin. History, Pedagogy, Philology, 30(1), 63–70. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-63-70
Ashkadullina, N. N. (2016). Essence of risk competence of future teachers. Problems of Contemporary Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology, (52)(3), 8–15.
Bagdasaryan, N. G. (2018). NBICS technologies as a challenge to education. Humanitarian Bulletin, (1), 1–12. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2018-1-500
Bayanov, D. I., & Masalimova, A. R. (2023). Sociopedagogical risks and components of mentors' preparedness for resolving them in aviation construction industry. Bulletin of NCBD, (55), 37–45.
Belonovskaya, I. D. (2010). Formation of future engineer's readiness to manage production-technology risks. In Innovative integrated system of vocational education: Problems and ways of development (pp. 7–9). Krasnoyarsk.
Gafner, V. V. (2011). Safety pedagogy as a new scientific direction in contemporary pedagogy. In Proceedings of All-Russian Scientific Conference "Facets of Pedagogical Safety" (pp. 6–13). Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University.
Gafner, V. V. (2014). Safety pedagogy: Preconditions for its emergence. Science and Security, (4), 3–11.
Gafner, V. V. (2021). Life safety (study manual for bachelor degree students). Ekaterinburg. 484 p.
Gafner, V. V. (2013). Overview of Russian dissertations on the formation of safety culture. Safety of Life Activities, (9), 18–23.
Gerasimova, I. A. (2018). Engineering knowledge in technogenic civilization. Epistemology and Philosophy of Science, 55(2), 6–17. https://doi.org/10.5840/eps201855222
Dneprom, S. A. (2015). Risk competency in shaping professional safety of oil and gas industry bachelors: Results of applying case-study method. Higher Education Today, (12), 4–10.
Dominina, I. G. (2017). Pedagogical technology for forming risk-oriented thinking in learners. Humanization of Education, (4), 85–91.
Zaika, I. T. (2018). Risk-oriented thinking in universities' activities: Some findings of empirical research. In Development of educational space of regional universities in the framework of priority projects of RF: Best Practices (pp. 55–57). Barnaul: AltSU Publishing House.
Kushnaryova, O. V. (2020). Risk-competence of polytechnic university students as subject of scientific-pedagogical analysis. Kazan Pedagogical Journal, (142), 97–106.
Manykovskaya, M. A. (2019). Digitization of education: Challenges to traditional norms and principles of morality. Power and Governance in the East of Russia, (87), 100–106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106
Muravyeva, E. V., & Romanovsky, V. L. (2007). Educational technologies in training specialists in applied techno-sphere riskology. Kazan Pedagogical Journal, (1), 14–21.
Neprokina, I. V. (2012). Safe educational environment: Modelling, designing, monitoring (educational manual). Tolyatti: TSU Publishing House. 92 p.
Pak, M. S. (2016). Safety pedagogy: relevance and specificity. In Proceedings of International Scientific-Practical Conference "Science and Modernity" (pp. 197–199). Ufa: Omega Science MCII.
Papchenko, E. V. (2020). Digitalization of engineering education: new challenges and opportunities. In Proceedings of the International Forum "Digital Technologies in Engineering Education: New Trends and Implementation Experience" (Moscow, November 28–29, 2019) (pp. 504–506). Moscow: Bauman Moscow State Technical University Publishing House.
Gafner, V. V. (2015). Pedagogy of safety: Conceptual and terminological dictionary (basics of life safety). Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University. 254 p.
Address by President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated February 29, 2024. Retrieved from http://kremlin.ru/events/president/news/73585
Resolution of the Government of the Russian Federation dated June 25, 2021, No. 997 (edition of December 29, 2023). "On approval of Regulations concerning federal state supervision (inspection) in the sphere of education." Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388663/
Pride, V. (2008). Phenomenon of NBIC convergence: Reality and expectations. Philosophical Sciences, (1), 97–116.
Pusko, V. S. (2016). Humanitarian paradigm of higher technical education. Context and reflection: philosophy about the world and man, (1), 185–197.
Savenkova, E. V. (2016). Formation of risk competence when implementing master's programs in a pedagogical university. Educational Technologies, (1), 43–57.
Sanin, R. E. (2011). Features of forming risk competence in future officers of internal troops (example of Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia). Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (52), 208–212.
Federal Law of July 31, 2020 No. 248-FZ "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation." Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation." Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Federal Law of July 24, 1998 No. 125-FZ "On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases." Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/
Shagbanova, Kh. S. (2023). Pedagogy of safety as a scientific direction in modern pedagogy. Education and Law, (2), 315–320. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-315-320
Shirshov, V. D. (2017). Riskological approach in studying the subject "Basics of Life Safety." Issues of Pedagogy, (1), 33–38.
Shubin, R. A. (2012). Reliability of technical systems and technogenic risk (study guide). Tambov: FGBOU VPO "TGHTU" Publishing House. 80 p.
Beck, U. (1992). From industrial society to risk society. Theory, Culture and Society, 9(1), 97–123.
IAEA. (1991). Safety Culture (Safety series No. 75-INSAG-4). Vienna: IAEA.
ISO 31000:2019. Risk management – Guidelines. Retrieved from https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1709987395&tld=ru〈=ru&name=gost-r-iso-31000-2019.pdf
Luhmann, N. (1993). Risk: A sociological theory. New York: Aldine de Gruyter.
Roco, M., & Bainbridge, W. (Eds.). (2004). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. https://doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8_1
Просмотров аннотации: 67 Загрузок PDF: 33
Copyright (c) 2025 Rasulya R. Aetdinova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.