Комплексный подход к формированию навыков самообразования в цифровом обществе

Ключевые слова: самообразование, саморегуляция, саморегулируемое обучение, культура непрерывного обучения, самодисциплина, самооценка, цифровые инструменты, искусственный интеллект, онлайн-платформы

Аннотация

Обоснование. Сегодня общество требует от образования не только предоставления студентам знаний, но и необходимых умений и навыков, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно реализовать себя в обществе. Самообразование является жизненным навыком, который помогает человеку самостоятельно получать знания и умения, осознавать собственные возможности, жить и работать в многокультурном и многоязычном мире.

Целью исследования является изучение теоретико-методологических основ и практических путей эффективного формирования навыков самообразования в условиях цифровой среды. Задачи исследования включают выявление ключевых факторов успешного освоения навыков самообразования в цифровом обществе, рассмотрение комплексного подхода к формированию этих навыков.

Материалы и методы исследования. В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований для прояснения понятий «самообразование», «саморегулируемое обучение», изучения психолого-педагогического аспекта проблемы самообразования в цифровом обществе и выявления, как учебный процесс в высшей школе может способствовать их развитию.

Результаты. Самообразование необходимо выпускникам вузов для готовности к видам деятельности в сложных ситуациях, где готовые шаблоны и образцы отсутствуют. Чтобы стать самообразованным в цифровом обществе, важно сочетать технологические возможности с осознанным подходом к обучению, к саморегуляции. Самообразование и саморегулируемое обучение тесно взаимосвязаны, но представляют разные стороны одного явления. Комплексный подход к самообразованию представляет собой объединение различных методик и стратегий, направленных на создание гибкой и адаптивной образовательной среды, которая поддерживает индивидуальные потребности и цели обучающихся, адаптирует содержание и методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и их предпочтениями.

EDN: XWQNUW

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Nina D. Berman, Тихоокеанский государственный университет

старший преподаватель

Литература

Дроботун, Н. В., & Лашкова, И. А. (2019). Мотивация к саморазвитию и самообразованию членов современного цифрового общества. Наука и образование: проблемы и стратегии развития, 1(5), 28-32. EDN: https://elibrary.ru/gkynde

Молдыбеков, Б. Б., & Тукенова, Н. И. (2024). Перспективы и вызовы в онлайн-образовании. Вестник науки, 1(6), 942-948. EDN: https://elibrary.ru/fhslez

Третьякова, Е. М. (2016). Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий. Балтийский гуманитарный журнал, 5(4), 329-333. EDN: https://elibrary.ru/xuvgjp

Бекоева, М. И. (2016). Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований». Балтийский гуманитарный журнал, 5(1), 55-58. EDN: https://elibrary.ru/vnzmpn

Татаринов, К. А., & Бовкун, Л. Е. (2020). Самообразование в цифровом обществе. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(2), 42-44. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0008 EDN: https://elibrary.ru/bbbifj

Попова, Н. Е. (2023). Самообразование взрослых как профессиональное непрерывное образование. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, (1), 44-48. EDN: https://elibrary.ru/uxjctk

Панкратова, Е. В., & Ульянкина, А. Ю. (2024). Самообразование как социальный институт с позиции подходов структурного функционализма и неоинституционализма. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2(74), 148-152. https://doi.org/10.52452/18115942_2024_2_148 EDN: https://elibrary.ru/owbnki

Герасимова, Р. Е. (2024). Самообразование с использованием цифровых умений и навыков как фактор повышения профессионального роста педагога. Проблемы современного педагогического образования, 85(1), 107-110. EDN: https://elibrary.ru/hbzkcb

Берман, Н. Д. (2023). Саморегулируемое обучение и самоэффективность в онлайн-среде. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2-3), 30-37. EDN: https://elibrary.ru/dqbwgo

Broadbent, J., & Poon, W. L. (2015). Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, 27, 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007

Вилкова, К. А. (2020). Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов. Современная зарубежная психология, 9(2), 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211 EDN: https://elibrary.ru/dyaxtf

Берман, Н. Д., & Безматерных, К. Л. (2023). Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде. ЦИТИСЭ, (2), 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29 EDN: https://elibrary.ru/wuoxpi

Mirriahi, N., Marrone, R., Barthakur, A., Gabriel, F., Colton, J., Yeung, T. N., Arthur, P., & Kovanovic, V. (2025). The relationship between students’ self-regulated learning skills and technology acceptance of GenAI. Australasian Journal of Educational Technology. https://doi.org/10.14742/ajet.10006

Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, (2), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj

Дитковская, И. Э. (2024). Технологии искусственного интеллекта в персонализированном образовании в контексте философии личностного образования. Universum: общественные науки, 3(106), 32-34. https://doi.org/10.32743/UniSoc.2024.106.3.17043 EDN: https://elibrary.ru/pipvsx

Сизов, Л. А. (2024). Инновационный прорыв применения искусственного интеллекта в профессиональном образовании в рамках цифровизации образования. Вестник МПА ВПА (сборник научных трудов), 2(6), 34-36. EDN: https://elibrary.ru/puxqva

Гребенюк, М. В. (2023). Искусственный интеллект как инструмент получения информации в процессе образования студентов. Моя профессиональная карьера, 1(53), 215-221. EDN: https://elibrary.ru/kuhhzc

Старостенко, И. Н., & Хромых, А. А. (2023). Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (7), 94-98. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.22.51.041 EDN: https://elibrary.ru/lvokwi

Дорошев, Д. В. (2023). Искусственный интеллект в персонализированном обучении. Мировая наука, 11(80), 36-39. EDN: https://elibrary.ru/mkqnrn

Миндигулова, А. А., Вихман, В. В., & Ромм, М. В. (2023). Искусственный интеллект и персонализированное обучение: технология скаффолдинг. Профессиональное образование в современном мире, 13(4), 613-622. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3 EDN: https://elibrary.ru/ayuagm

Бороненко, Т. А., & Федотова, В. С. (2024). Развитие персонализированного обучения будущих педагогов через генерацию курсов с использованием искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования, 4(107), 29-33. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-29-33 EDN: https://elibrary.ru/tslafs

Бочаров, О. Д. (2024). Организационно-методические условия применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. Современное педагогическое образование, (6), 23-27. EDN: https://elibrary.ru/mgnsis

Искусственный интеллект в школе: добро или зло? (2024). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo

Салидинов, А. Р. (2024). Этические аспекты внедрения искусственного интеллекта в образование. Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 1(43), 57-60. EDN: https://elibrary.ru/zxsgys

Субботина, М. В. (2024). Искусственный интеллект и высшее образование - враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(1), 176-183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183 EDN: https://elibrary.ru/xuuytg

Panadero, E. A. (2017). Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research. Frontiers in Psychology, 8, Article no. 422. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422

Самойлов, О. М., Морозов, З. А., Петухова, Д. Р., & Долженко, К. И. (2023). Метакогнитивная регуляция как фактор, влияющий на эффективность обучения в условиях применения цифровых образовательных технологий: систематический обзор литературы. Психология человека в образовании, 5(4), 519-535. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-519-535 EDN: https://elibrary.ru/fxopxa

Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2(71), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj

References

Drobotun, N. V., & Lashkova, I. A. (2019). Motivation for self-development and self-education of members of modern digital society. Science and Education: Problems and Development Strategies, 1(5), 28-32. EDN: https://elibrary.ru/gkynde

Moldybekov, B. B., & Tukenova, N. I. (2024). Prospects and challenges in online education. Science Bulletin, 1(6), 942-948. EDN: https://elibrary.ru/fhslez

Tretyakova, E. M. (2016). Organization of independent work of students using new information technologies. Baltic Humanitarian Journal, 5(4), 329-333. EDN: https://elibrary.ru/xuvgjp

Bekoeva, M. I. (2016). Self-education of students in the study of the discipline "Qualitative and Quantitative Methods of Psychological Research". Baltic Humanitarian Journal, 5(1), 55-58. EDN: https://elibrary.ru/vnzmpn

Tatarinov, K. A., & Bovkun, L. E. (2020). Self-education in the digital society. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 9(2), 42-44. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0008 EDN: https://elibrary.ru/bbbifj

Popova, N. E. (2023). Self-education of adults as continuous professional education. Izvestiya of Higher Educational Institutions. Ural Region, (1), 44-48. EDN: https://elibrary.ru/uxjctk

Pankratova, E. V., & Ulyankina, A. Yu. (2024). Self-education as a social institution from the perspective of structural functionalism and neo-institutionalism approaches. Bulletin of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 2(74), 148-152. https://doi.org/10.52452/18115942_2024_2_148 EDN: https://elibrary.ru/owbnki

Gerasimova, R. E. (2024). Self-education through digital skills as a factor in enhancing teacher professional growth. Problems of Modern Pedagogical Education, 85(1), 107–110. EDN: https://elibrary.ru/hbzkcb

Berman, N. D. (2023). Self-regulated learning and self-efficacy in online environment. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2-3), 30-37. EDN: https://elibrary.ru/dqbwgo

Broadbent, J., & Poon, W. L. (2015). Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, 27, 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007

Vilkova, K. A. (2020). Measuring self-regulated learning: a review of instruments. Contemporary Foreign Psychology, 9(2), 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211 EDN: https://elibrary.ru/dyaxtf

Berman, N. D., & Bezmaternykh, K. L. (2023). Supporting self-regulated learning in online environment. CITISE, (2), 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29 EDN: https://elibrary.ru/wuoxpi

Mirriahi, N., Marrone, R., Barthakur, A., Gabriel, F., Colton, J., Yeung, T. N., Arthur, P., & Kovanovic, V. (2025). The relationship between students’ self-regulated learning skills and technology acceptance of GenAI. Australasian Journal of Educational Technology. https://doi.org/10.14742/ajet.10006

Koryakina, Ya. V., Lomteva, T. N., & Kamensky, M. V. (2019). Self-regulated learning in the context of digitalization of education. Bulletin of the North Caucasus Federal University, (2), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj

Ditkovskaya, I. E. (2024). Artificial intelligence technologies in personalized education in the context of the philosophy of personal education. Universum: Social Sciences, 3(106), 32-34. https://doi.org/10.32743/UniSoc.2024.106.3.17043 EDN: https://elibrary.ru/pipvsx

Sizov, L. A. (2024). Innovative breakthrough of artificial intelligence application in vocational education within the framework of digitalization of education. Bulletin of MPA VPA (collection of scientific papers), 2(6), 34-36. EDN: https://elibrary.ru/puxqva

Grebenyuk, M. V. (2023). Artificial intelligence as a tool for obtaining information in the educational process of students. My Professional Career, 1(53), 215-221. EDN: https://elibrary.ru/kuhhzc

Starostenko, I. N., & Khromykh, A. A. (2023). Artificial intelligence technologies in education (on the example of personalized learning). Humanitarian, Social and Economic Sciences, (7), 94-98. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.22.51.041 EDN: https://elibrary.ru/lvokwi

Doroshev, D. V. (2023). Artificial intelligence in personalized learning. World Science, 11(80), 36-39. EDN: https://elibrary.ru/mkqnrn

Mindigulova, A. A., Vikhman, V. V., & Romm, M. V. (2023). Artificial intelligence and personalized learning: scaffolding technology. Professional Education in the Modern World, 13(4), 613-622. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3 EDN: https://elibrary.ru/ayuagm

Boronenko, T. A., & Fedotova, V. S. (2024). Development of personalized learning of future teachers through course generation using artificial intelligence. World of Science, Culture, Education, 4(107), 29-33. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-29-33 EDN: https://elibrary.ru/tslafs

Bocharov, O. D. (2024). Organizational and methodological conditions for the use of artificial intelligence technologies in the educational process of the university. Modern Pedagogical Education, (6), 23-27. EDN: https://elibrary.ru/mgnsis

Artificial intelligence in school: good or evil? (2024). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo

Salidinov, A. R. (2024). Ethical aspects of artificial intelligence implementation in education. Information and Computer Technologies in Economics, Education and Social Sphere, 1(43), 57-60. EDN: https://elibrary.ru/zxsgys

Subbotina, M. V. (2024). Artificial intelligence and higher education - enemies or allies. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, 24(1), 176-183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183 EDN: https://elibrary.ru/xuuytg

Panadero, E. A. (2017). Review of self-regulated learning: Six models and four directions for research. Frontiers in Psychology, 8, Article no. 422. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422

Samoylov, O. M., Morozov, Z. A., Petukhova, D. R., & Dolzhenko, K. I. (2023). Metacognitive regulation as a factor influencing the effectiveness of learning in the context of digital educational technologies: a systematic literature review. Psychology of Human in Education, 5(4), 519-535. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-519-535 EDN: https://elibrary.ru/fxopxa

Koryakina, Ya. V., Lomteva, T. N., & Kamensky, M. V. (2019). Self-regulated learning in the context of digitalization of education. Bulletin of the North Caucasus Federal University, 2(71), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Berman, N. (2025). Комплексный подход к формированию навыков самообразования в цифровом обществе. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-764
Раздел
Педагогические исследования