Становление понятия рефлексивности в психологии (по материалам отечественных и зарубежных источников)

  • Elizaveta E. Dekal Тихоокеанский государственный университет
  • Tatyana V. Borzova Тихоокеанский государственный университет
Ключевые слова: рефлексивность, рефлексия, педагогическая рефлексия, профессиональная рефлексия, история психологии, профессиональная деятельность педагога

Аннотация

Обоснование. Понятие рефлексивности, несмотря на многовековую историю исследований, остаётся одной из ключевых категорий современной психологии и философии. Рефлексия, изначально сформировавшаяся в философии как процесс размышления индивида о собственных мыслях, трансформировалась в междисциплинарную категорию, важную для психологии, педагогики и социальных наук. Особое значение приобретает изучение рефлексивности в педагогической психологии, где она рассматривается как необходимый инструмент повышения профессионализма учителя, критического анализа собственной деятельности и развития личностного потенциала. Современные условия роста интереса к метапознанию и профессиональному развитию подчёркивают значение рефлексивности как механизма преодоления когнитивных и эмоциональных барьеров, а также средства эффективного взаимодействия в профессиональной среде. Анализ зарубежных и отечественных теорий демонстрирует отсутствие единого подхода к определению понятия рефлексивности, что обусловило необходимость системного рассмотрения ее сущности, а также роли в профессиональной деятельности педагогов.

Цель – провести анализ теоретических основ и исторического развития понятия рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии, выявить особенности педагогической рефлексии как компонента профессиональной компетентности учителя.

Материалы и методы. В качестве метода исследования использован теоретический анализ, основанный на сравнительном обзоре отечественной и зарубежной научной литературы. Источниковой базой послужили труды классиков философии и психологии: Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, а также работы ведущих отечественных психологов: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили. Аналитический обзор дополняется систематизацией классификаций педагогической рефлексии, существующих в современной психолого-педагогической практике.

Результаты. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы становления и развития понятия рефлексивности в психологической науке по материалам зарубежных и отечественных авторов, изучавших психологическое содержание рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как неотъемлемый компонент рефлексии, представлена эволюция данного понятия от античной философии до современных научных исследований.

В ходе исследования проанализированы основные подходы к изучению рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено системно-субъектному подходу и метакогнитивному направлению в психологии. Рассмотрены ключевые теоретические положения таких ученых как Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, К. Ясперс, а также отечественных исследователей – Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.К. Мамардашвили и других.

Периодизация становления психологии рефлексии в отечественной науке И.Н. Семенова дополнена двумя современными этапами: 1990-2010 г. и современный этап с 2010 г. по настоящее время. Представлены различные подходы в определении понятия педагогической рефлексии и рефлексивности как личностного качества педагога в его профессиональной деятельности. Проанализированы различные классификации видов педагогической рефлексии (предактивная, интерактивная, упреждающая, синхронная, ретроспективная) и их значение для повышения профессиональной компетентности педагогов.

EDN: BGKMWY

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elizaveta E. Dekal, Тихоокеанский государственный университет

аспирант высшей школы психологии

Tatyana V. Borzova, Тихоокеанский государственный университет

доктор психологических наук, профессор высшей школы психологии

Литература

Александрова, Т. И., Декал, Е. Е. (2022). Рефлексивность как личностный ресурс молодых педагогов Хабаровского края. В Е. Н. Ткач (ред.), Мотивация и рефлексия личности: теория и практика (с. 3-8). Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета.

Анистратенко, Т. Г. (2018). Интегративный характер социальной рефлексии (Докторская диссертация). Краснодар. 365 с. EDN: https://elibrary.ru/sjjwem

Беляров, В. В. (2015). Рефлексивность как фактор социокультурогенеза (Кандидатская диссертация). Нижний Новгород. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/hubblu

Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 216 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb

Величковский, Б. М. (1982). Современная когнитивная психология. М.: Издательство МГУ. 336 с.

Вульфов, Б. З., Иванов, В. Д., Меняев, А. Ф. (2013). Педагогика: Учебное пособие для бакалавров. Под ред. П. И. Пидкасистый. М.: Юрайт. 781 с.

Вязникова, Л. Ф. (2002). Теоретические и практические проблемы профессиональной переподготовки руководителей системы образования на современном этапе. Хабаровск. 261 с.

Гегель, Г. (1959). Феноменология духа. М., Т. 4. 497 с.

Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.) (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН. 759 с. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465 ISBN: 978-5-9270-0465-2 EDN: https://elibrary.ru/iakydo

Зимняя, И. А. (1999). Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., С. 7-28.

Кант, И. (1994). Критика чистого разума. М. 569 с.

Карпов, А. В. (2019). Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности. Перспективы науки и образования, (6(42)), 322 с. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27 EDN: https://elibrary.ru/plihqm

Карпов, А. В. (2015). Психология деятельности в 5 томах. Том 1. Метасистемный подход. М. 546 с.

Крупнов, А. И. (1988). Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. В Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности (с. 28-39). М.: РУДН.

Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. (1990). Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика. 104 с.

Леонтьев, Д. А., Аверина, А. Ж. (2011). Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции. Психологические исследования, 17 с.

Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(4), 110-135. EDN: https://elibrary.ru/uywven

Литвиненко, Т. В. (2009). Формирование педагогической рефлексии как профессионально важного качества личности педагога. Омский научный вестник, (6), 135-138. EDN: https://elibrary.ru/mwjtdj

Мамардашвили, М. К. (1993). Картезианские размышления. М. 496 с. EDN: https://elibrary.ru/swuwrz

Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1985). Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, С. 303-304.

Россохин, А. В. (2010). Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-центр. 304 с. ISBN: 978-5-89353-271-5 EDN: https://elibrary.ru/raxvdz

Рубинштейн, С. Л. (2013). Основы общей психологии. СПб.: Питер. 713 с. EDN: https://elibrary.ru/rcccmm

Сартр, Ж. П. (1994). Тошнота. Избранные произведения. М.: Республика. 496 с.

Семёнов, И. Н. (2013). Рефлексивная психология инновационного образования. М.: Наследие ММК. 178 с.

Сухомлинский, В. А. (1982). Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение. 206 с.

Фихте, И. Г. (1993). Факты сознания. В Сочинения: в 2 т. (Т. 1). СПб. 787 с.

Хайдеггер, М. (1991). Время и бытие. В Разговор на проселочной дороге. М. 158 с.

Хачатрян, А. А. (2003). Рефлексия как принцип философского мышления. Вестник ВолГУ, (7), 13-22. EDN: https://elibrary.ru/msoptl

Шустова, И. Ю. (2013). Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода. Новое в психолого-педагогических исследованиях, (3(31)), 156-170. EDN: https://elibrary.ru/rxcbid

Ясперс, К. (1997). Общая психопатология. Пер. Л. О. Акопян. М.: Практика. 1053 с.

Beaulieu, M., Rebolledo, C., Lissillour, R. (2024). Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity. The International Journal of Logistics Management, 35(2), 305-331. https://doi.org/10.1108/ijlm-07-2022-0277 EDN: https://elibrary.ru/jkgwfi

Cambo, S. A., Gergle, D. (2022). Model positionality and computational reflexivity: promoting reflexivity in data science. In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), USA, 19. https://doi.org/10.1145/3491102.3501998 EDN: https://elibrary.ru/pobkmv

Campbell, S. (2024). Collective writing as survival tool: Mechanisms of reflexivity against neoliberal academia. Emotion, Space and Society, 50. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2024.101007 EDN: https://elibrary.ru/mdvchk

De Verlaine, E. (2022). Discovering how to do reflexivity and self-reflexivity: longitudinal empirical research finding. Advance in social sciences research journal, Toronto, Ontario, Canada, 41. https://doi.org/10.14738/assrj.98.12931 EDN: https://elibrary.ru/ujdyek

Grant, G. (1984). Preparing for reflective teaching. Boston. 300 p.

Greco, A., Long, T., Jong, G. (2021). Identity reflexivity: a framework of heuristics for strategy change in hybrid organizations. Manag. Decis., 59. https://doi.org/10.1108/md-10-2019-1369 EDN: https://elibrary.ru/mdituf

Jameson, M. K., Govaart, G. H., Pownall, M. (2022). Reflexivity in quantitative research: a rationale and beginner’s guide. Center for Open Science, 31.

Leblanc, P. M., Harvey, J. F., Rousseau, V. (2024). A meta-analysis of team reflexivity: Antecedents, outcomes, and boundary conditions. Human Resource Management Review, 34(4), 14-38. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2024.101042 EDN: https://elibrary.ru/ptzcnl

Lee-Johnson, Y. L., Fair, K., O’Connor, K., Rodney, T., Ono, J., Dixon, T. (2023). Reflexivity for restorying the ontological and epistemological truths in qualitative research. Impacting Education: Journal on Transforming Professional Practice, 8(4), 43-49. https://doi.org/10.5195/ie.2023.339 EDN: https://elibrary.ru/rqpxyi

Perkowska-Klejman, A. (2023). Reflexivity as a methodological category in educational research. International Journal of Pedagogy Innovation and New Technologies, (2), 43-50.

Reagan, T. (2000). Becoming a reflective educator: How to build a culture of inquiry in the schools. 2/e. Corwin Press, Inc. 160 p.

Shadnam, M. (2020). Choosing whom to be: Theorizing the scene of moral reflexivity. Journal of Business Research, 12. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.042 EDN: https://elibrary.ru/figuzw

Stephen, A., Cunliffe, A., Easterby-Smith, M. (2019). Understanding sustainability through the lens of ecocentric radical-reflexivity: implications for management education. Systemic Practice and Action Research, 17.

Xu, W., Stahl, G. (2022). Reflexivity and cross-cultural education: a Foucauldian framework for becoming an ethical teacher-researcher. Asia Pacific Education Review, 23, 417-425. https://doi.org/10.1007/s12564-021-09723-8 EDN: https://elibrary.ru/yfxzlx

References

Aleksandrova, T. I., & Dekal, E. E. (2022). Reflexivity as a personal resource of young teachers in the Khabarovsk Territory. In E. N. Tkach (Ed.), Motivation and personal reflection: theory and practice (pp. 3-8). Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University.

Anistratenko, T. G. (2018). Integrative nature of social reflection (Doctoral dissertation). Krasnodar, 365 p. EDN: https://elibrary.ru/sjjwem

Belyarov, V. V. (2015). Reflexivity as a factor of sociocultural genesis (PhD dissertation). Nizhny Novgorod, 165 p. EDN: https://elibrary.ru/hubblu

Bizyaeva, A. A. (2004). Psychology of a thinking teacher: pedagogical reflection. Pskov: PGPI named after S. M. Kirov, 216 p. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb

Velichkovsky, B. M. (1982). Modern cognitive psychology. Moscow: Moscow State University Publishing House, 336 p.

Vul’fov, B. Z., Ivanov, V. D., & Menyaev, A. F. (2013). Pedagogy: Textbook for bachelors. Ed. by P. I. Pidkasisty. Moscow: Yurayt, 781 p.

Vyaznikova, L. F. (2002). Theoretical and practical problems of professional retraining of educational leaders at the present stage. Khabarovsk, 261 p.

Hegel, G. (1959). Phenomenology of spirit. Moscow, Vol. 4, 497 p.

Zhuravlev, A. L., & Sergienko, E. A. (Eds.) (2023). Scientific approaches in modern domestic psychology. Moscow: Institute of Psychology RAS, 759 p. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465 ISBN: 978-5-9270-0465-2 EDN: https://elibrary.ru/iakydo

Zimnyaya, I. A. (1999). Pedagogical psychology: Textbook for universities. Moscow, pp. 7-28.

Kant, I. (1994). Critique of pure reason. Moscow, 569 p.

Karpov, A. V. (2019). Metacognitive determinants of mental burnout in professional activity. Perspectives of Science and Education, (6(42)), 322 p. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27 EDN: https://elibrary.ru/plihqm

Karpov, A. V. (2015). Psychology of activity in 5 volumes. Vol. 1. Metasystem approach. Moscow, 546 p.

Krupnov, A. I. (1988). Psychological problems of holistic analysis of personality and its basic properties. In Psychological and pedagogical problems of personality formation in learning activity (pp. 28-39). Moscow: RUDN.

Kulyutkin, Yu. N., & Sukhobskaya, G. S. (1990). Teacher’s thinking: Personal mechanisms and conceptual framework. Moscow: Pedagogy, 104 p.

Leontiev, D. A., & Averina, A. Zh. (2011). The phenomenon of reflection in the context of self-regulation problem. Psychological Studies, 17 p.

Leontiev, D. A., & Osin, E. N. (2014). Reflection “good” and “bad”: From explanatory model to differential diagnostics. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 11(4), 110-135. EDN: https://elibrary.ru/uywven

Litvinenko, T. V. (2009). Formation of pedagogical reflection as a professionally important quality of teacher’s personality. Omsk Scientific Bulletin, (6), 135-138. EDN: https://elibrary.ru/mwjtdj

Mamardashvili, M. K. (1993). Cartesian reflections. Moscow, 496 p. EDN: https://elibrary.ru/swuwrz

Petrovsky, A. V., & Yaroshevsky, M. G. (1985). Brief psychological dictionary. Moscow: Politizdat, pp. 303-304.

Rossokhin, A. V. (2010). Reflection and internal dialogue in altered states of consciousness. Interconsciousness in psychoanalysis. Moscow: Cogito-Center, 304 p. ISBN: 978-5-89353-271-5 EDN: https://elibrary.ru/raxvdz

Rubinstein, S. L. (2013). Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter, 713 p. EDN: https://elibrary.ru/rcccmm

Sartre, J. P. (1994). Nausea. Selected works. Moscow: Respublika, 496 p.

Semenov, I. N. (2013). Reflexive psychology of innovative education. Moscow: Heritage of MMC, 178 p.

Sukhomlinsky, V. A. (1982). Conversation with a young school principal. 2nd ed. Moscow: Enlightenment, 206 p.

Fichte, I. G. (1993). Facts of consciousness. In Works: in 2 vols. (Vol. 1). St. Petersburg, 787 p.

Heidegger, M. (1991). Time and being. In Conversation on country road. Moscow, 158 p.

Khachatryan, A. A. (2003). Reflection as a principle of philosophical thinking. Bulletin of VolSU, (7), 13-22. EDN: https://elibrary.ru/msoptl

Shustova, I. Yu. (2013). Model of education within the framework of reflexive-activity approach. New in psychological and pedagogical research, (3(31)), 156-170. EDN: https://elibrary.ru/rxcbid

Jaspers, K. (1997). General psychopathology. Translated by L. O. Akopyan. Moscow: Praktika, 1053 p.

Beaulieu, M., Rebolledo, C., Lissillour, R. (2024). Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity. The International Journal of Logistics Management, 35(2), 305-331. https://doi.org/10.1108/ijlm-07-2022-0277 EDN: https://elibrary.ru/jkgwfi

Cambo, S. A., Gergle, D. (2022). Model positionality and computational reflexivity: promoting reflexivity in data science. In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), USA, 19. https://doi.org/10.1145/3491102.3501998 EDN: https://elibrary.ru/pobkmv

Campbell, S. (2024). Collective writing as survival tool: Mechanisms of reflexivity against neoliberal academia. Emotion, Space and Society, 50. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2024.101007 EDN: https://elibrary.ru/mdvchk

De Verlaine, E. (2022). Discovering how to do reflexivity and self-reflexivity: longitudinal empirical research finding. Advance in social sciences research journal, Toronto, Ontario, Canada, 41. https://doi.org/10.14738/assrj.98.12931 EDN: https://elibrary.ru/ujdyek

Grant, G. (1984). Preparing for reflective teaching. Boston. 300 p.

Greco, A., Long, T., Jong, G. (2021). Identity reflexivity: a framework of heuristics for strategy change in hybrid organizations. Manag. Decis., 59. https://doi.org/10.1108/md-10-2019-1369 EDN: https://elibrary.ru/mdituf

Jameson, M. K., Govaart, G. H., Pownall, M. (2022). Reflexivity in quantitative research: a rationale and beginner’s guide. Center for Open Science, 31.

Leblanc, P. M., Harvey, J. F., Rousseau, V. (2024). A meta-analysis of team reflexivity: Antecedents, outcomes, and boundary conditions. Human Resource Management Review, 34(4), 14-38. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2024.101042 EDN: https://elibrary.ru/ptzcnl

Lee-Johnson, Y. L., Fair, K., O’Connor, K., Rodney, T., Ono, J., Dixon, T. (2023). Reflexivity for restorying the ontological and epistemological truths in qualitative research. Impacting Education: Journal on Transforming Professional Practice, 8(4), 43-49. https://doi.org/10.5195/ie.2023.339 EDN: https://elibrary.ru/rqpxyi

Perkowska-Klejman, A. (2023). Reflexivity as a methodological category in educational research. International Journal of Pedagogy Innovation and New Technologies, (2), 43-50.

Reagan, T. (2000). Becoming a reflective educator: How to build a culture of inquiry in the schools. 2/e. Corwin Press, Inc. 160 p.

Shadnam, M. (2020). Choosing whom to be: Theorizing the scene of moral reflexivity. Journal of Business Research, 12. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.042 EDN: https://elibrary.ru/figuzw

Stephen, A., Cunliffe, A., Easterby-Smith, M. (2019). Understanding sustainability through the lens of ecocentric radical-reflexivity: implications for management education. Systemic Practice and Action Research, 17.

Xu, W., Stahl, G. (2022). Reflexivity and cross-cultural education: a Foucauldian framework for becoming an ethical teacher-researcher. Asia Pacific Education Review, 23, 417-425. https://doi.org/10.1007/s12564-021-09723-8 EDN: https://elibrary.ru/yfxzlx


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Dekal, E., & Borzova, T. (2025). Становление понятия рефлексивности в психологии (по материалам отечественных и зарубежных источников). Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-761
Раздел
Психологические исследования