Становление понятия рефлексивности в психологии (по материалам отечественных и зарубежных источников)
Аннотация
Обоснование. Понятие рефлексивности, несмотря на многовековую историю исследований, остаётся одной из ключевых категорий современной психологии и философии. Рефлексия, изначально сформировавшаяся в философии как процесс размышления индивида о собственных мыслях, трансформировалась в междисциплинарную категорию, важную для психологии, педагогики и социальных наук. Особое значение приобретает изучение рефлексивности в педагогической психологии, где она рассматривается как необходимый инструмент повышения профессионализма учителя, критического анализа собственной деятельности и развития личностного потенциала. Современные условия роста интереса к метапознанию и профессиональному развитию подчёркивают значение рефлексивности как механизма преодоления когнитивных и эмоциональных барьеров, а также средства эффективного взаимодействия в профессиональной среде. Анализ зарубежных и отечественных теорий демонстрирует отсутствие единого подхода к определению понятия рефлексивности, что обусловило необходимость системного рассмотрения ее сущности, а также роли в профессиональной деятельности педагогов.
Цель – провести анализ теоретических основ и исторического развития понятия рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии, выявить особенности педагогической рефлексии как компонента профессиональной компетентности учителя.
Материалы и методы. В качестве метода исследования использован теоретический анализ, основанный на сравнительном обзоре отечественной и зарубежной научной литературы. Источниковой базой послужили труды классиков философии и психологии: Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, а также работы ведущих отечественных психологов: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили. Аналитический обзор дополняется систематизацией классификаций педагогической рефлексии, существующих в современной психолого-педагогической практике.
Результаты. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы становления и развития понятия рефлексивности в психологической науке по материалам зарубежных и отечественных авторов, изучавших психологическое содержание рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как неотъемлемый компонент рефлексии, представлена эволюция данного понятия от античной философии до современных научных исследований.
В ходе исследования проанализированы основные подходы к изучению рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено системно-субъектному подходу и метакогнитивному направлению в психологии. Рассмотрены ключевые теоретические положения таких ученых как Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, К. Ясперс, а также отечественных исследователей – Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.К. Мамардашвили и других.
Периодизация становления психологии рефлексии в отечественной науке И.Н. Семенова дополнена двумя современными этапами: 1990-2010 г. и современный этап с 2010 г. по настоящее время. Представлены различные подходы в определении понятия педагогической рефлексии и рефлексивности как личностного качества педагога в его профессиональной деятельности. Проанализированы различные классификации видов педагогической рефлексии (предактивная, интерактивная, упреждающая, синхронная, ретроспективная) и их значение для повышения профессиональной компетентности педагогов.
EDN: BGKMWY
Скачивания
Литература
Александрова, Т. И., Декал, Е. Е. (2022). Рефлексивность как личностный ресурс молодых педагогов Хабаровского края. В Е. Н. Ткач (ред.), Мотивация и рефлексия личности: теория и практика (с. 3-8). Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета.
Анистратенко, Т. Г. (2018). Интегративный характер социальной рефлексии (Докторская диссертация). Краснодар. 365 с. EDN: https://elibrary.ru/sjjwem
Беляров, В. В. (2015). Рефлексивность как фактор социокультурогенеза (Кандидатская диссертация). Нижний Новгород. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/hubblu
Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 216 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
Величковский, Б. М. (1982). Современная когнитивная психология. М.: Издательство МГУ. 336 с.
Вульфов, Б. З., Иванов, В. Д., Меняев, А. Ф. (2013). Педагогика: Учебное пособие для бакалавров. Под ред. П. И. Пидкасистый. М.: Юрайт. 781 с.
Вязникова, Л. Ф. (2002). Теоретические и практические проблемы профессиональной переподготовки руководителей системы образования на современном этапе. Хабаровск. 261 с.
Гегель, Г. (1959). Феноменология духа. М., Т. 4. 497 с.
Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.) (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН. 759 с. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465 ISBN: 978-5-9270-0465-2 EDN: https://elibrary.ru/iakydo
Зимняя, И. А. (1999). Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., С. 7-28.
Кант, И. (1994). Критика чистого разума. М. 569 с.
Карпов, А. В. (2019). Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности. Перспективы науки и образования, (6(42)), 322 с. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27 EDN: https://elibrary.ru/plihqm
Карпов, А. В. (2015). Психология деятельности в 5 томах. Том 1. Метасистемный подход. М. 546 с.
Крупнов, А. И. (1988). Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. В Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности (с. 28-39). М.: РУДН.
Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. (1990). Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика. 104 с.
Леонтьев, Д. А., Аверина, А. Ж. (2011). Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции. Психологические исследования, 17 с.
Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(4), 110-135. EDN: https://elibrary.ru/uywven
Литвиненко, Т. В. (2009). Формирование педагогической рефлексии как профессионально важного качества личности педагога. Омский научный вестник, (6), 135-138. EDN: https://elibrary.ru/mwjtdj
Мамардашвили, М. К. (1993). Картезианские размышления. М. 496 с. EDN: https://elibrary.ru/swuwrz
Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1985). Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, С. 303-304.
Россохин, А. В. (2010). Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-центр. 304 с. ISBN: 978-5-89353-271-5 EDN: https://elibrary.ru/raxvdz
Рубинштейн, С. Л. (2013). Основы общей психологии. СПб.: Питер. 713 с. EDN: https://elibrary.ru/rcccmm
Сартр, Ж. П. (1994). Тошнота. Избранные произведения. М.: Республика. 496 с.
Семёнов, И. Н. (2013). Рефлексивная психология инновационного образования. М.: Наследие ММК. 178 с.
Сухомлинский, В. А. (1982). Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение. 206 с.
Фихте, И. Г. (1993). Факты сознания. В Сочинения: в 2 т. (Т. 1). СПб. 787 с.
Хайдеггер, М. (1991). Время и бытие. В Разговор на проселочной дороге. М. 158 с.
Хачатрян, А. А. (2003). Рефлексия как принцип философского мышления. Вестник ВолГУ, (7), 13-22. EDN: https://elibrary.ru/msoptl
Шустова, И. Ю. (2013). Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода. Новое в психолого-педагогических исследованиях, (3(31)), 156-170. EDN: https://elibrary.ru/rxcbid
Ясперс, К. (1997). Общая психопатология. Пер. Л. О. Акопян. М.: Практика. 1053 с.
Beaulieu, M., Rebolledo, C., Lissillour, R. (2024). Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity. The International Journal of Logistics Management, 35(2), 305-331. https://doi.org/10.1108/ijlm-07-2022-0277 EDN: https://elibrary.ru/jkgwfi
Cambo, S. A., Gergle, D. (2022). Model positionality and computational reflexivity: promoting reflexivity in data science. In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), USA, 19. https://doi.org/10.1145/3491102.3501998 EDN: https://elibrary.ru/pobkmv
Campbell, S. (2024). Collective writing as survival tool: Mechanisms of reflexivity against neoliberal academia. Emotion, Space and Society, 50. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2024.101007 EDN: https://elibrary.ru/mdvchk
De Verlaine, E. (2022). Discovering how to do reflexivity and self-reflexivity: longitudinal empirical research finding. Advance in social sciences research journal, Toronto, Ontario, Canada, 41. https://doi.org/10.14738/assrj.98.12931 EDN: https://elibrary.ru/ujdyek
Grant, G. (1984). Preparing for reflective teaching. Boston. 300 p.
Greco, A., Long, T., Jong, G. (2021). Identity reflexivity: a framework of heuristics for strategy change in hybrid organizations. Manag. Decis., 59. https://doi.org/10.1108/md-10-2019-1369 EDN: https://elibrary.ru/mdituf
Jameson, M. K., Govaart, G. H., Pownall, M. (2022). Reflexivity in quantitative research: a rationale and beginner’s guide. Center for Open Science, 31.
Leblanc, P. M., Harvey, J. F., Rousseau, V. (2024). A meta-analysis of team reflexivity: Antecedents, outcomes, and boundary conditions. Human Resource Management Review, 34(4), 14-38. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2024.101042 EDN: https://elibrary.ru/ptzcnl
Lee-Johnson, Y. L., Fair, K., O’Connor, K., Rodney, T., Ono, J., Dixon, T. (2023). Reflexivity for restorying the ontological and epistemological truths in qualitative research. Impacting Education: Journal on Transforming Professional Practice, 8(4), 43-49. https://doi.org/10.5195/ie.2023.339 EDN: https://elibrary.ru/rqpxyi
Perkowska-Klejman, A. (2023). Reflexivity as a methodological category in educational research. International Journal of Pedagogy Innovation and New Technologies, (2), 43-50.
Reagan, T. (2000). Becoming a reflective educator: How to build a culture of inquiry in the schools. 2/e. Corwin Press, Inc. 160 p.
Shadnam, M. (2020). Choosing whom to be: Theorizing the scene of moral reflexivity. Journal of Business Research, 12. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.042 EDN: https://elibrary.ru/figuzw
Stephen, A., Cunliffe, A., Easterby-Smith, M. (2019). Understanding sustainability through the lens of ecocentric radical-reflexivity: implications for management education. Systemic Practice and Action Research, 17.
Xu, W., Stahl, G. (2022). Reflexivity and cross-cultural education: a Foucauldian framework for becoming an ethical teacher-researcher. Asia Pacific Education Review, 23, 417-425. https://doi.org/10.1007/s12564-021-09723-8 EDN: https://elibrary.ru/yfxzlx
References
Aleksandrova, T. I., & Dekal, E. E. (2022). Reflexivity as a personal resource of young teachers in the Khabarovsk Territory. In E. N. Tkach (Ed.), Motivation and personal reflection: theory and practice (pp. 3-8). Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University.
Anistratenko, T. G. (2018). Integrative nature of social reflection (Doctoral dissertation). Krasnodar, 365 p. EDN: https://elibrary.ru/sjjwem
Belyarov, V. V. (2015). Reflexivity as a factor of sociocultural genesis (PhD dissertation). Nizhny Novgorod, 165 p. EDN: https://elibrary.ru/hubblu
Bizyaeva, A. A. (2004). Psychology of a thinking teacher: pedagogical reflection. Pskov: PGPI named after S. M. Kirov, 216 p. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
Velichkovsky, B. M. (1982). Modern cognitive psychology. Moscow: Moscow State University Publishing House, 336 p.
Vul’fov, B. Z., Ivanov, V. D., & Menyaev, A. F. (2013). Pedagogy: Textbook for bachelors. Ed. by P. I. Pidkasisty. Moscow: Yurayt, 781 p.
Vyaznikova, L. F. (2002). Theoretical and practical problems of professional retraining of educational leaders at the present stage. Khabarovsk, 261 p.
Hegel, G. (1959). Phenomenology of spirit. Moscow, Vol. 4, 497 p.
Zhuravlev, A. L., & Sergienko, E. A. (Eds.) (2023). Scientific approaches in modern domestic psychology. Moscow: Institute of Psychology RAS, 759 p. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465 ISBN: 978-5-9270-0465-2 EDN: https://elibrary.ru/iakydo
Zimnyaya, I. A. (1999). Pedagogical psychology: Textbook for universities. Moscow, pp. 7-28.
Kant, I. (1994). Critique of pure reason. Moscow, 569 p.
Karpov, A. V. (2019). Metacognitive determinants of mental burnout in professional activity. Perspectives of Science and Education, (6(42)), 322 p. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27 EDN: https://elibrary.ru/plihqm
Karpov, A. V. (2015). Psychology of activity in 5 volumes. Vol. 1. Metasystem approach. Moscow, 546 p.
Krupnov, A. I. (1988). Psychological problems of holistic analysis of personality and its basic properties. In Psychological and pedagogical problems of personality formation in learning activity (pp. 28-39). Moscow: RUDN.
Kulyutkin, Yu. N., & Sukhobskaya, G. S. (1990). Teacher’s thinking: Personal mechanisms and conceptual framework. Moscow: Pedagogy, 104 p.
Leontiev, D. A., & Averina, A. Zh. (2011). The phenomenon of reflection in the context of self-regulation problem. Psychological Studies, 17 p.
Leontiev, D. A., & Osin, E. N. (2014). Reflection “good” and “bad”: From explanatory model to differential diagnostics. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 11(4), 110-135. EDN: https://elibrary.ru/uywven
Litvinenko, T. V. (2009). Formation of pedagogical reflection as a professionally important quality of teacher’s personality. Omsk Scientific Bulletin, (6), 135-138. EDN: https://elibrary.ru/mwjtdj
Mamardashvili, M. K. (1993). Cartesian reflections. Moscow, 496 p. EDN: https://elibrary.ru/swuwrz
Petrovsky, A. V., & Yaroshevsky, M. G. (1985). Brief psychological dictionary. Moscow: Politizdat, pp. 303-304.
Rossokhin, A. V. (2010). Reflection and internal dialogue in altered states of consciousness. Interconsciousness in psychoanalysis. Moscow: Cogito-Center, 304 p. ISBN: 978-5-89353-271-5 EDN: https://elibrary.ru/raxvdz
Rubinstein, S. L. (2013). Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Piter, 713 p. EDN: https://elibrary.ru/rcccmm
Sartre, J. P. (1994). Nausea. Selected works. Moscow: Respublika, 496 p.
Semenov, I. N. (2013). Reflexive psychology of innovative education. Moscow: Heritage of MMC, 178 p.
Sukhomlinsky, V. A. (1982). Conversation with a young school principal. 2nd ed. Moscow: Enlightenment, 206 p.
Fichte, I. G. (1993). Facts of consciousness. In Works: in 2 vols. (Vol. 1). St. Petersburg, 787 p.
Heidegger, M. (1991). Time and being. In Conversation on country road. Moscow, 158 p.
Khachatryan, A. A. (2003). Reflection as a principle of philosophical thinking. Bulletin of VolSU, (7), 13-22. EDN: https://elibrary.ru/msoptl
Shustova, I. Yu. (2013). Model of education within the framework of reflexive-activity approach. New in psychological and pedagogical research, (3(31)), 156-170. EDN: https://elibrary.ru/rxcbid
Jaspers, K. (1997). General psychopathology. Translated by L. O. Akopyan. Moscow: Praktika, 1053 p.
Beaulieu, M., Rebolledo, C., Lissillour, R. (2024). Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity. The International Journal of Logistics Management, 35(2), 305-331. https://doi.org/10.1108/ijlm-07-2022-0277 EDN: https://elibrary.ru/jkgwfi
Cambo, S. A., Gergle, D. (2022). Model positionality and computational reflexivity: promoting reflexivity in data science. In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), USA, 19. https://doi.org/10.1145/3491102.3501998 EDN: https://elibrary.ru/pobkmv
Campbell, S. (2024). Collective writing as survival tool: Mechanisms of reflexivity against neoliberal academia. Emotion, Space and Society, 50. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2024.101007 EDN: https://elibrary.ru/mdvchk
De Verlaine, E. (2022). Discovering how to do reflexivity and self-reflexivity: longitudinal empirical research finding. Advance in social sciences research journal, Toronto, Ontario, Canada, 41. https://doi.org/10.14738/assrj.98.12931 EDN: https://elibrary.ru/ujdyek
Grant, G. (1984). Preparing for reflective teaching. Boston. 300 p.
Greco, A., Long, T., Jong, G. (2021). Identity reflexivity: a framework of heuristics for strategy change in hybrid organizations. Manag. Decis., 59. https://doi.org/10.1108/md-10-2019-1369 EDN: https://elibrary.ru/mdituf
Jameson, M. K., Govaart, G. H., Pownall, M. (2022). Reflexivity in quantitative research: a rationale and beginner’s guide. Center for Open Science, 31.
Leblanc, P. M., Harvey, J. F., Rousseau, V. (2024). A meta-analysis of team reflexivity: Antecedents, outcomes, and boundary conditions. Human Resource Management Review, 34(4), 14-38. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2024.101042 EDN: https://elibrary.ru/ptzcnl
Lee-Johnson, Y. L., Fair, K., O’Connor, K., Rodney, T., Ono, J., Dixon, T. (2023). Reflexivity for restorying the ontological and epistemological truths in qualitative research. Impacting Education: Journal on Transforming Professional Practice, 8(4), 43-49. https://doi.org/10.5195/ie.2023.339 EDN: https://elibrary.ru/rqpxyi
Perkowska-Klejman, A. (2023). Reflexivity as a methodological category in educational research. International Journal of Pedagogy Innovation and New Technologies, (2), 43-50.
Reagan, T. (2000). Becoming a reflective educator: How to build a culture of inquiry in the schools. 2/e. Corwin Press, Inc. 160 p.
Shadnam, M. (2020). Choosing whom to be: Theorizing the scene of moral reflexivity. Journal of Business Research, 12. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.042 EDN: https://elibrary.ru/figuzw
Stephen, A., Cunliffe, A., Easterby-Smith, M. (2019). Understanding sustainability through the lens of ecocentric radical-reflexivity: implications for management education. Systemic Practice and Action Research, 17.
Xu, W., Stahl, G. (2022). Reflexivity and cross-cultural education: a Foucauldian framework for becoming an ethical teacher-researcher. Asia Pacific Education Review, 23, 417-425. https://doi.org/10.1007/s12564-021-09723-8 EDN: https://elibrary.ru/yfxzlx
Copyright (c) 2025 Elizaveta E. Dekal, Tatyana V. Borzova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.