Самоопределение и профессиональная ориентация курсантов как фактор профессионально-личностного развития в образовательном процессе
Аннотация
Обоснование. В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики процесса самоопределения и становления профессиональных ориентаций курсантов во время учебного процесса в военного-морском колледже. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа результаты профессионально-личностного развития курсантов позволяют выявить как меняются личностные качества и профессиональные ориентации в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию себя как профессионала морской профессии.
Целью исследования являлось исследование ценностных ориентаций и выявление уровня самоопределения курсантов в образовательном процессе.
Выборку исследования составили курсанты 1 и 4 курсов морского инженерного колледжа при Морском государственном университете имени Г.И. Невельского (г. Владивосток) направления подготовки «Судовождение». Психологическая диагностика производилась при помощи следующих методик: Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению Ч. Д. Спилберг (в модификации А.М. Прихожан), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Результаты исследования указывают на ярко выраженные ориентации в эффективности и четкой стратегии реализации себя как успешного субъекта труда у курсантов 4 курса, о чем свидетельствуют высокие и средние показатели мотивации к учению и позитивному пространству образовательного учреждения, и менее выраженную позицию в выборе специальности и будущей перспективе развития и становления в профессии в силу низкой мотивации учения и отрицательному отношению к смене учебного распорядка, а также низкой адаптации к образовательному процессу в целом у курсантов 1 курса.
EDN: AGNBWB
Скачивания
Литература
Истратова, О. Н., Эскакусто, Т. В. (2006). Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс. 375 с.
Лесникова, С. Л. (2000). Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/vgavjo
Прихожан, А. М. (2007). Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ». 56 с.
Слотина, Т. В. (2016). Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Питер». 304 с. ISBN: 978-5-496-02354-2 EDN: https://elibrary.ru/bxkojo
Чикер, В. А. (2006). Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь. 176 с.
Митина, Л. М., Кореляков, Ю. А., Шавырина, Г. В. и др. (2005). Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М.: Издательский центр «Академия». 336 с.
Соколова, М. М., Токарева, Ю. А. (2023). Проблема психологической поддержки развития личности будущего профессионала морской профессии. В: Ананьевские чтения — 2023. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития. СПб.: Кириллица, с. 337. EDN: https://elibrary.ru/gnksuh
Козловская, С. Н. (2020). Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 145 с.
Бодров, А. В. (2008). Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. Часть II. Психологический журнал, 29(6), 66-74. EDN: https://elibrary.ru/jsjwxx
Климов, Е. А. (2003). Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 320 с.
Климов, Е. А. (1996). Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 512 с.
Сериков, В. В. (1994). Личностно-ориентированное образование. Педагогика, (5), 16-20. EDN: https://elibrary.ru/smmfmf
Щукина, Г. И. (1986). Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 142 с.
Митина, Л. М. (2019). Психология профессионально-карьерного развития. М.; СПб.: Нестор-История. 400 с.
Марчук, Н. Ю. (2021). Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: Монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 261 с.
Гуменный, В. В. (2010). Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза. Ярославский педагогический вестник, 2(3), 143. EDN: https://elibrary.ru/ofvfbd
Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.: Нестор-История. 342 с.
Поваренков, Ю. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО. 160 с. EDN: https://elibrary.ru/sbmuux
Богданова, О. Ю. (2024). Этимология определения аксиологического потенциала личности с позиций педагогической науки. Военный академический журнал, 1(41), 31-35. EDN: https://elibrary.ru/bnhdny
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
References
Istratova, O. N., Eskakusto, T. V. (2006). Psychodiagnostics. Collection of the best tests. 2nd ed. Rostov-on-Don: Feniks, 375 p.
Lesnikova, S. L. (2000). Formation of professional self-determination of classical university students in the process of studying psychological and pedagogical subjects. PhD thesis in Pedagogical Sciences: 13.00.01. Kemerovo, 165 p. EDN: https://elibrary.ru/vgavjo
Prikhozhan, A. M. (2007). Diagnosis of personal development of adolescent children. Moscow: ANO “PEB”, 56 p.
Slotina, T. V. (2016). Personality psychology: Textbook. St. Petersburg: Piter Publishing House, 304 p. ISBN: 978-5-496-02354-2 EDN: https://elibrary.ru/bxkojo
Chiker, V. A. (2006). Psychological diagnostics of organization and personnel. St. Petersburg: Rech’, 176 p.
Mitina, L. M., Korelyakov, Yu. A., Shavyrina, G. V. et al. (2005). Personality and profession: psychological support and accompaniment. Moscow: Academy Publishing Center, 336 p.
Sokolova, M. M., Tokareva, Yu. A. (2023). The problem of psychological support for the development of personality of future maritime professionals. In: Ananyev Readings — 2023. 60 years of social psychology at St. Petersburg State University: Person in the modern world: potentials and prospects of developmental psychology. St. Petersburg: Kirillitsa, p. 337. EDN: https://elibrary.ru/gnksuh
Kozlovskaya, S. N. (2020). Theory and practice of professional self-determination development of students: monograph. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: INFRA-M, 145 p.
Bodrov, A. V. (2008). Modern research of fundamental and applied problems of professional activity psychology. Part II. Psychological Journal, 29(6), 66-74. EDN: https://elibrary.ru/jsjwxx
Klimov, E. A. (2003). Paths to professionalism. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute: Flinta, 320 p.
Klimov, E. A. (1996). Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don: Feniks, 512 p.
Serikov, V. V. (1994). Personality-oriented education. Pedagogy, (5), 16-20. EDN: https://elibrary.ru/smmfmf
Shchukina, G. I. (1986). The role of activity in the educational process. Moscow: Prosveshchenie, 142 p.
Mitina, L. M. (2019). Psychology of professional and career development. Moscow; St. Petersburg: Nestor-History, 400 p.
Marchuk, N. Yu. (2021). Professional formation and development of personality: professional and personal orientation: Monograph. 3rd ed. Moscow: FLINTA, 261 p.
Gumennyy, V. V. (2010). Problems of personal and professional growth of military university cadets. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2(3), 143. EDN: https://elibrary.ru/ofvfbd
Mitina, L. M. (2014). Psychology of personal and professional development of education subjects. Moscow: Nestor-History, 342 p.
Povarenkov, Yu. P. (2002). Psychological content of human professional formation. Moscow: URAO Publishing House, 160 p. EDN: https://elibrary.ru/sbmuux
Bogdanova, O. Yu. (2024). Etymology of defining axiological potential of personality from the perspective of pedagogical science. Military Academic Journal, 1(41), 31-35. EDN: https://elibrary.ru/bnhdny
Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022, No. 809 “On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
Copyright (c) 2025 Margarita M. Sokolova, Yulia A. Tokareva

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.