Стратегия визуализации с помощью интеллект-карт как инструмент смыслового чтения обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов

Ключевые слова: интеллект-карты, ментальные карты, смысловое чтение, основная школа, учебный текст, анализ, синтез, обобщение, мотивация

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у обучающихся, что является одним из ключевых компонентов реализации современных образовательных стандартов, ориентированных на формирование универсальных учебных действий. Смысловое чтение, включающее в себя комплекс когнитивных процессов, таких как анализ, интерпретация и критическая оценка текста, остается недостаточно сформированным у значительной части школьников, что приводит к затруднениям в усвоении учебного материала. В качестве эффективного инструмента, реализующего стратегию смыслового чтения – визуализации, – предлагается использование интеллект-карт, которые позволяют трансформировать информацию, структурировать знания и активизировать когнитивные процессы. Интеллект-карты, основанные на принципах радиантного мышления, способствуют оптимизации процессов запоминания и осмысления учебного материала. В статье описаны методологические аспекты создания интеллект-карт и их интеграция в образовательный процесс, включая работу с учебными математическими текстами и применение в рамках кейс-метода.

Цель. Разработка методической стратегии использования интеллект-карт для развития умений смыслового чтения у обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов.

Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, включающий изучение научной литературы по смысловому чтению, когнитивной психологии и методике преподавания математики; эмпирические методы, такие как моделирование учебного математического текста в рамках использования кейс-метода, а также методическое описание использования данного кейса с целью применения стратегии визуализации с помощью интеллект-карт.

Результаты. Исследование показало, что применение интеллект-карт при работе с учебными математическими текстами эффективно поддерживает этапы смыслового чтения: ориентация (определение темы карты), понимание (выделение ключевых ветвей), анализ (детализация информации) и синтез (структурирование решения). На примере кейса продемонстрировано, как визуализация через интеллект-карты помогает учащимся анализировать условия, преобразовывать текст в математическую модель и выстраивать логику решения.

EDN: QONNSO

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alexey R. Romashchenko, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

аспирант кафедра методики преподавания математики и физики, ИКТ

Veronica A. Korsunova, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

кандидат пед. наук, ассистент кафедры теории и методики начального образования

Литература

Абылкасова, Г. Е., Дюсембинова, Г. К. (2017). Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе. В Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения (с. 33-34). Санкт-Петербург: ООО «Редакционно-издательский центр “КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС”». EDN: https://elibrary.ru/ykjafb

Безрукавая, М. В. (2014). Использование интеллект-карт при обучении. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 3-4(63-64), 73-77. EDN: https://elibrary.ru/tarbnj

Боженкова, Л. И. (2007). Интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы при обучении геометрии. Калуга: Калужский государственный педагогический университет. 300 с. EDN: https://elibrary.ru/ulkdcn

Бьюзен, Т. (2021). Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. Москва: Манн, Иванов и Фербер. 208 с.

Дербуш, М. В., Скарбич, С. Н. (2017). Формирование приемов смыслового чтения при обучении учащихся математике. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 3(16), 141-143. EDN: https://elibrary.ru/zxnvuh

Ефимова, А. Г., Медведева, Т. А., Реуцкая, Л. М. (2021). Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. Символ науки: международный научный журнал, 12-2, 35-37. EDN: https://elibrary.ru/tuzthq

Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. (2011). Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение. 223 с. ISBN: 978-5-09-019218-7

Абросимова, М. А., Воронина, И. Р., Захарова, Э. А. и др. (2021). Использование интеллект-карт в образовательном процессе. В Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития (с. 16-19). Курск: ЮЗГУ. EDN: https://elibrary.ru/skmsuq

Коцюба, И. Ю., Шиков, А. Н. (2015). Интеллект-карты как средство e-дидактики в компьютерных технологиях обучения. Образовательные технологии и общество, 18(1), 600-611. EDN: https://elibrary.ru/tnonap

Макеева, С. Г., Мартынова, Е. Н. (2020). Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия. Ярославский педагогический вестник, 5(116), 30-38. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-30-38 EDN: https://elibrary.ru/tyrriz

Меллер, Я. А. (2017). Интеллект-карты в процессе обучения как способ повышения личной эффективности студентов. В Проблемы личности в современном мире (с. 228-230). Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева. EDN: https://elibrary.ru/yrmetx

Панфилова, А. П. (2012). Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. 3-е изд. Москва: Академия. 192 с. ISBN: 978-5-7695-9035-1

Пичугина, Г. А., Бондарчук, А. И. (2019). Структура обучающего кейса в организации учебного процесса. Гуманитарные балканские исследования, 3(2(4)), 5-7. EDN: https://elibrary.ru/aqncyl

Рейнгольд, Л. В. За пределами case-технологий, или О семантической стандартизации метаданных // Компьютерра. URL: https://old.computerra.ru/195773/ (дата обращения: 28.03.2025)

Ушакова, О. В. (2018). Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода. Лингвокультурология, 12, 230-233. EDN: https://elibrary.ru/ypnjmd

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. 6-е изд. Москва: Просвещение, 2017. 159 с. EDN: https://elibrary.ru/appjec

Farrand, P., Hussain, F., Hennessy, E. (2002). The efficacy of the ‘mind map’ study technique. Med Educ, 36(5), 426-431. https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2002.01205.x EDN: https://elibrary.ru/baptfj

Keller, J. M. (1987). Development and use of the ARCS model of instructional design. Journal of Instructional Development, 10, 2-10. https://doi.org/10.1007/BF02905780

Programme for International Student Assessment. URL: https://www.oecd.org/en/about/programmes/pisa.html (дата обращения: 28.03.2025)

References

Abylkasova, G. E., Dyusembinova, G. K. (2017). Application of mind maps as one of the forms of information technologies in the process of teaching students in secondary school. In Theory and practice of modern scientific knowledge. Problems. Forecasts. Solutions (pp. 33-34). Saint Petersburg: LLC "Editorial and Publishing Center “CULT-INFORM-PRESS”. EDN: https://elibrary.ru/ykjafb

Bezrukavaya, M. V. (2014). Using mind maps in teaching. Economics. Law. Print. Bulletin of KSEI, 3-4(63-64), 73-77. EDN: https://elibrary.ru/tarbnj

Bozhenkova, L. I. (2007). Intellectual education of students in secondary school while teaching geometry. Kaluga: Kaluga State Pedagogical University. 300 p. EDN: https://elibrary.ru/ulkdcn

Buzan, T. (2021). Mind maps. A complete guide to a powerful thinking tool. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 208 p.

Derbush, M. V., Skarbitch, S. N. (2017). Formation of semantic reading techniques in teaching students mathematics. Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 3(16), 141-143. EDN: https://elibrary.ru/zxnvuh

Efimova, A. G., Medvedeva, T. A., Reutskaya, L. M. (2021). Formation of semantic reading skills in mathematics lessons when solving text problems. Symbol of Science: International Scientific Journal, 12-2, 35-37. EDN: https://elibrary.ru/tuzthq

Zair-Bek, S. I., Mushtavinskaya, I. V. (2011). Development of critical thinking in the classroom: a guide for teachers of general education institutions. 2nd ed., rev. Moscow: Prosveshcheniye. 223 p. ISBN: 978-5-09-019218-7

Abrosimova, M. A., Voronina, I. R., Zakharova, E. A., et al. (2021). Using mind maps in the educational process. In Innovative potential of the digital economy: state and directions of development (pp. 16-19). Kursk: SUSU. EDN: https://elibrary.ru/skmsuq

Kotsyuba, I. Yu., Shikov, A. N. (2015). Mind maps as a means of e-didactics in computer-based learning technologies. Educational Technologies and Society, 18(1), 600-611. EDN: https://elibrary.ru/tnonap

Makeeva, S. G., Martynova, E. N. (2020). Theoretical foundations of forming semantic reading as a universal learning activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5(116), 30-38. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-30-38. EDN: https://elibrary.ru/tyrriz

Meller, Ya. A. (2017). Mind maps in the learning process as a way to increase students’ personal effectiveness. In Problems of personality in the modern world (pp. 228-230). Orel: OSU named after I.S. Turgenev. EDN: https://elibrary.ru/yrmetx

Panfilova, A. P. (2012). Innovative pedagogical technologies: Active learning: textbook. 3rd ed. Moscow: Academy. 192 p. ISBN: 978-5-7695-9035-1

Pichugina, G. A., Bondarchuk, A. I. (2019). Structure of a training case in organizing the educational process. Humanitarian Balkan Research, 3(2(4)), 5-7. EDN: https://elibrary.ru/aqncyl

Reingold, L. V. Beyond case technologies, or On semantic standardization of metadata. Kompyuterra. Available at: https://old.computerra.ru/195773/ (Accessed: 28.03.2025)

Ushakova, O. V. (2018). Semantic reading as a meta-subject result of implementing a system-activity approach. Linguoculturology, 12, 230-233. EDN: https://elibrary.ru/ypnjmd

Formation of universal learning activities in basic school: from action to thought. System of tasks: Teacher’s guide / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya, et al. 6th ed. Moscow: Prosveshcheniye, 2017. 159 p. EDN: https://elibrary.ru/appjec

Farrand, P., Hussain, F., Hennessy, E. (2002). The efficacy of the ‘mind map’ study technique. Medical Education, 36(5), 426-431. DOI: https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2002.01205.x. EDN: https://elibrary.ru/baptfj

Keller, J. M. (1987). Development and use of the ARCS model of instructional design. Journal of Instructional Development, 10, 2-10. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02905780

Programme for International Student Assessment. Available at: https://www.oecd.org/en/about/programmes/pisa.html (Accessed: 28.03.2025)


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Romashchenko, A., & Korsunova, V. (2025). Стратегия визуализации с помощью интеллект-карт как инструмент смыслового чтения обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-749
Раздел
Педагогические исследования