Применение искусственного интеллекта для формирования рефлексии студентов педагогического направления с помощью реализации ориентировочной основы рефлексивного действия
Аннотация
Данное исследование актуально, поскольку, несмотря на наличие различных методик развития рефлексии у студентов педагогических специальностей, процесс формирования рефлексивного действия не до конца описан. В качестве основания для изучения процесса и разработки способов формирования рефлексивного действия рассмотрено понятие ориентировочной основы действия, которое является сущностью интериоризации любого умственного действия, в том числе рефлексии. В исследовании описано содержание ориентировочной основы действия для формирования рефлексии и предположение о реализации ориентировочной основы действия. Затем предложен способ ее реализации в рамках учебного диалога с онлайн-помощником, созданного с помощью технологий искусственного интеллекта.
Новизна исследования заключается в том, что детально описывается процесс формирования рефлексивного действия через призму ориентировочной основы действия, которая является ключевым механизмом интериоризации умственных процессов. Практическая значимость исследования заключается в описании разработанных критериев для оценки ориентировочной основы рефлексивного действия, а также предложении способа для формирования ориентировочной основы рефлексивного действия с помощью применения систем искусственного интеллекта.
Цель. Целью и задачами исследования является проведение и подтверждение гипотезы о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.
Материалы и методы. Для проверки гипотезы был построен эксперимент, где студенты участвовали в учебных диалогах, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, которые имели структуру ориентировочной основы рефлексивного действия педагога по отношению к применению и оценке информационных технологий на уроке, но были реализованы не как живой диалог между учащимся и педагогом, а как диалог учащегося с цифровым помощником в онлайн формате.
Результаты. Результаты эксперимента показали, что экспериментальная группа студентов действительно проявляет характеристики рефлексии по отношению к составлению плана урока с применением информационных технологий, в отличие от контрольной. Это позволяет подтвердить гипотезу исследования о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.
EDN: HRHOKV
Скачивания
Литература
Belolutskaya, A. K., Krishtofik, I. S., & Mkrtchyan, V. A. (2022). Features of teacher reflection: connection with personal and professional value orientations. Education and Science, 24(7), 160-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190 EDN: https://elibrary.ru/zjndjw
Bizyaeva, A. A. (2004). Psychology of a thinking teacher: pedagogical reflection. Pskov: Pskov State Pedagogical Institute named after S. M. Kirov. 409 p. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
Vygotsky, L. S. (2005). Psychology of human development. Moscow: Smysel; Eksmo. 1136 p.
Galperin, P. Ya. (1999). Introduction to psychology: textbook for universities. Moscow: University Book House. 332 p.
Galperin, P. Ya. (2017). Experience in studying the formation of mental actions. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, (4), 3-20. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7322 https://doi.org/10.11621/vsp.2017.04.03 EDN: https://elibrary.ru/yqndlt
Gvildis, T. Yu., & Govorushina, T. K. (2022). The phenomenon of pedagogical reflection in the context of the system-thinking-activity approach. Man and Education, (1), 43-52. https://doi.org/10.54884/S181570410020210-6 EDN: https://elibrary.ru/bcremj
Gorchakov, A. S. (2012). Development of mathematical speech of schoolchildren in the context of the theory of step-by-step formation of mental actions. Izvestiya of Volgograd State Pedagogical University, (7), 70-73. http://www.izvestia.vspu.ru/files/publics/71/70-73.pdf EDN: https://elibrary.ru/pcrkap
Dreitser, S. I. (2024). Use of artificial intelligence technologies in the development of educational dialogues for training future teachers using online simulations. Bulletin of MGPU. Series "Informatics and Informatization of Education", (2), 151-165. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.13 EDN: https://elibrary.ru/uyceep
Dreitser, S. I. (2024). Assessment of the effectiveness of training students of pedagogical specialties to use information technologies in professional activities. Modern High-Tech Technologies, (9), 91-97. https://doi.org/10.17513/snt.40154 EDN: https://elibrary.ru/mqorgy
Zak, A. Z. (2023). Reflective actions of primary school students when solving problems. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (4-4), 103-110. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-4-4-103-110 EDN: https://elibrary.ru/tapmdm
Kuznetsova, O. N. (2017). Pedagogical interpretation of the theory of mental action formation applied to the acquisition of basic properties of musical sound by beginning guitarists. Musical Art and Education, (2), 39-52. http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2019/11/Music2-2017.pdf EDN: https://elibrary.ru/yrnqux
Liders, A. G., & Frolov, Yu. I. (2012). Development of ideas about orientation and orientation activity in the concept of P. Ya. Galperin. Cultural-Historical Psychology, (4), 13-27. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2012_n4/57734 EDN: https://elibrary.ru/pzstjx
Novikov, P. V. (2021). Reflective development of primary school students as a condition for successful learning in school. Kazan Pedagogical Journal, (3), 216-224. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.147.3.030 EDN: https://elibrary.ru/bnxxtl
Polivanova, K. N. (2000). Psychology of age crises. Moscow: Publishing Center "Academy". 184 p.
Semenov, I. N. (2012). P. Ya. Galperin's theory of orientation as a conceptual basis for the reflexive psychology of creative thinking. Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology, (4), 83-91. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6208 EDN: https://elibrary.ru/plhfav
Slobodchikov, V. I., & Tsukerman, G. A. (1990). Genesis of reflective consciousness in primary school age. Voprosy Psikhologii, (3), 25-36. http://voppsy.ru/issues/1990/903/903025.htm EDN: https://elibrary.ru/ysueam
Stepanov, S. Yu., & Semenov, I. N. (1985). Psychology of reflection: problems and research. Voprosy Psikhologii, (2), 31-40. http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853031.htm EDN: https://elibrary.ru/pxyxfj
Shadrikov, V. D. (2012). The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities. Psychology. HSE Journal, (4), 133-144. https://psy-journal.hse.ru/en/2012-9-4/68209609.html EDN: https://elibrary.ru/qyxaqf
Shilova, Z. V., & Zabelina, S. B. (2022). Formation of the orientation basis of actions in solving algebraic problems through trigonometric substitutions. Modern European Researches, (3), 232-238. https://doaj.net/uploads/issue/issue_47.pdf EDN: https://elibrary.ru/ofofsq
Shustova, I. Yu. (2016). The role of reflection in the professional educational activities of a teacher. Domestic and Foreign Pedagogy, (1), 61-68. https://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika01_2016web.pdf EDN: https://elibrary.ru/voxdfn
Chernikova, O., Heitzmann, N., Stadler, M., Holzberger, D., Seidel, T., & Fischer, F. (2020). Simulation-based learning in higher education: A meta-analysis. Review of Educational Research, 90. https://doi.org/10.3102/0034654320933544
Connolly, M., & Clandinin, D. J. (1990). Stories of experience and narrative inquiry. Educational Researcher, 19, 2-14. https://doi.org/10.3102/0013189X019005002 EDN: https://elibrary.ru/jrontr
Machost, H., & Stains, M. (2023). Reflective practices in education: A primer for practitioners. CBE Life Sciences Education, 22(2), es2. https://doi.org/10.1187/cbe.22-07-0148 EDN: https://elibrary.ru/lbgxoe
Gunter, G. A., Kenny, R. F., & Junkin, S. (2018). The narrative imperative: Creating a storytelling culture in the classroom. In B. Hokanson, G. Clinton, & K. Kaminski (Eds.), Educational Technology and Narrative: Story and Instructional Design. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69914-1
Список литературы
Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., Мкртчян, В. А. (2022). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190 EDN: https://elibrary.ru/zjndjw
Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 409 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
Выготский, Л. С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во Смысл; Эксмо. 1136 с.
Гальперин, П. Я. (1999). Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. Москва: Книжный дом «Университет». 332 с.
Гальперин, П. Я. (2017). Опыт изучения формирования умственных действий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 3-20. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7322 https://doi.org/10.11621/vsp.2017.04.03 EDN: https://elibrary.ru/yqndlt
Гвильдис, Т. Ю., Говорушина, Т. К. (2022). Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода. Человек и Образование, (1), 43-52. https://doi.org/10.54884/S181570410020210-6 EDN: https://elibrary.ru/bcremj
Горчаков, А. С. (2012). Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (7), 70-73. http://www.izvestia.vspu.ru/files/publics/71/70-73.pdf EDN: https://elibrary.ru/pcrkap
Дрейцер, С. И. (2024). Использование технологий искусственного интеллекта при разработке учебных диалогов для обучения будущих педагогов с помощью онлайн-симуляций. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», (2), 151-165. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.13 EDN: https://elibrary.ru/uyceep
Дрейцер, С. И. (2024). Оценка эффективности подготовки студентов педагогических специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии, (9), 91-97. https://doi.org/10.17513/snt.40154 EDN: https://elibrary.ru/mqorgy
Зак, А. З. (2023). Рефлексивные действия младших школьников при решении задач. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (4-4), 103-110. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-4-4-103-110 EDN: https://elibrary.ru/tapmdm
Кузнецова, О. Н. (2017). Педагогическая интерпретация теории формирования умственных действий применительно к освоению начинающими гитаристами основных свойств музыкального звука. Музыкальное искусство и образование, (2), 39-52. http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2019/11/Music2-2017.pdf EDN: https://elibrary.ru/yrnqux
Лидерс, А. Г., Фролов, Ю. И. (2012). Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П. Я. Гальперина. Культурно-историческая психология, (4), 13-27. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2012_n4/57734 EDN: https://elibrary.ru/pzstjx
Новиков, П. В. (2021). Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе. Казанский педагогический журнал, (3), 216-224. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.147.3.030 EDN: https://elibrary.ru/bnxxtl
Поливанова, К. Н. (2000). Психология возрастных кризисов. Москва: Издательский центр «Академия». 184 с.
Семенов, И. Н. (2012). Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (4), 83-91. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6208 EDN: https://elibrary.ru/plhfav
Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. (1990). Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, (3), 25-36. http://voppsy.ru/issues/1990/903/903025.htm EDN: https://elibrary.ru/ysueam
Степанов, С. Ю., Семенов, И. Н. (1985). Психология рефлексии: проблемы и исследования. Вопросы психологии, (2), 31-40. http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853031.htm EDN: https://elibrary.ru/pxyxfj
Шадриков, В. Д. (2012). Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся. Психология. Журнал ВШЭ, (4), 133-144. https://psy-journal.hse.ru/en/2012-9-4/68209609.html EDN: https://elibrary.ru/qyxaqf
Шилова, З. В., Забелина, С. Б. (2022). Формирование ориентировочной основы действий при решении алгебраических задач посредством тригонометрических подстановок. Modern European Researches, (3), 232-238. https://doaj.net/uploads/issue/issue_47.pdf EDN: https://elibrary.ru/ofofsq
Шустова, И. Ю. (2016). Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога. Отечественная и зарубежная педагогика, (1), 61-68. https://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika01_2016web.pdf EDN: https://elibrary.ru/voxdfn
Chernikova, O., Heitzmann, N., Stadler, M., Holzberger, D., Seidel, T., & Fischer, F. (2020). Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 90. https://doi.org/10.3102/0034654320933544
Connolly, M., & Clandinin, D. J. (1990). Stories of experience and narrative inquiry. Educational Researcher, 19, 2-14. https://doi.org/10.3102/0013189X019005002 EDN: https://elibrary.ru/jrontr
Machost, H., & Stains, M. (2023). Reflective Practices in Education: A Primer for Practitioners. CBE Life Sciences Education, 22(2), es2. https://doi.org/10.1187/cbe.22-07-0148 EDN: https://elibrary.ru/lbgxoe
Gunter, G. A., Kenny, R. F., & Junkin, S. (2018). The Narrative Imperative: Creating a Storytelling Culture in the Classroom. In B. Hokanson, G. Clinton, & K. Kaminski (Eds.), Educational Technology and Narrative: Story and Instructional Design. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69914-1
Copyright (c) 2025 Sofya I. Dreytser

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.