Потенциальные возможности образования и саморазвития студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование»
Аннотация
Обоснование. Потребность в специалистах дошкольного образования на рынке труда остается весьма актуальной. Активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии работы с детьми в образовательной организации. Тем самым в сфере дошкольного образования сформировался запрос на внедрение перспективных квалификаций, усиление кадрового состава. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена профессионального и личностного развития студентов в условиях расширения потенциала для самореализации, формирования готовности к образованию и саморазвитию в процессе обучения в вузе.
Цель исследования – выявление организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на качество образования и саморазвитие студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование».
Материалы и методы. Педагогическое проектирование (разработка и апробация проекта поэтапного взаимодействия педагогов и студентов), теоретический анализ, опрос, количественный, качественный и сравнительный анализ данных. В исследовании приняли участие 59 магистрантов профиля обучения «Дошкольное образование» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» института педагогики и психологии образования.
Результаты. Основными факторами успешного расширения педагогического потенциала и саморазвития студентов являются: установление отношений партнерства с преподавателями вуза, сокурсниками; понимание возможностей применения результатов обучения (карьерный рост, владение современными технологиями работы с детьми и родителями, изучение управленческих аспектов работы образовательной организации, обогащение представлений в сфере дополнительного образования, научной деятельности); осознанного выбора программы обучения в вузе и устойчивый интерес к профессии, желание работать в сфере образования. Реализация проекта поэтапного взаимодействия со студентами с использованием методов стимулирования научной активности, диалога направлена на формирование субъектной активности магистранта, создание возможностей для самовыражения, расширения профессионального опыта и активного включения в научно-исследовательскую деятельность.
EDN: MFKHMH
Скачивания
Литература
Асафова, Е. В. (2019). Профессионально-педагогическое саморазвитие студентов магистратуры, будущих преподавателей организаций профессионального и высшего образования. В: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Казань: Отечество, 46-54.
Бережнова, Е. В. (2005). Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник. М.: ИЦ «Академия», 128 с.
Веретенникова, Ю. Д., Мешкова, И. В. (2022). Мотивационная готовность к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования, 76-2, 269-273.
Волкова, Е. Н. (2024). Модель профессионального благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений. Интеграция образования, 28(2), 282-301. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.282-301 EDN: https://elibrary.ru/flsths
Гармонова, А. В., Щеглова, Д. В. (2020). Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. М.: НИУ ВШЭ, 36 с.
Духанина, Л. Н. (2024). Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики. Современное дошкольное образование, 18(6), 34-47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47 EDN: https://elibrary.ru/srmroj
Заславская, О. В., Ранних, В. Н., Воротилин, М. С., Фомичева, О. А. (2021). Педагогическая подготовка преподавателя для профессиональной школы как теоретическая проблема и практическая задача. Перспективы науки и образования, 3(51), 155-168. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.11 EDN: https://elibrary.ru/eatzra
Исмаилова, Р. К., Алиомаров, Л. М. (2024). Развитие исследовательской и познавательной активности студентов. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 417-435. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-597 EDN: https://elibrary.ru/luoucq
Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2024). Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя. Интеграция образования, 28(4), 514-532. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532 EDN: https://elibrary.ru/cqqkgm
Мешкова, И. В. (2017). Профессиональная адаптация магистров педагогического образования. В: Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Пенза: Наука и Просвещение, 277-280.
Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 30(1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48 EDN: https://elibrary.ru/dgfzvv
Петрова, С. Н. (2011). Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов. Молодой ученый, 10(2), 173-175.
Реан, А. А. (2024). Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов. Интеграция образования, 28(4), 498-513. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513 EDN: https://elibrary.ru/bzorgb
Реморенко, И. М., Савенков, А. И., Романова, М. А. (2024). Кандидатные подходы и методика использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 18(3), 76-90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05 EDN: https://elibrary.ru/czabnm
Рихтер, Т. В. (2020). Оценка эффективности использования мобильных приложений для формирования универсальных компетенций студентов. Science for Education Today, 10(6), 181-199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.10 EDN: https://elibrary.ru/livfph
Романов, Е. В. (2018). Тренды развития высшего образования в контексте создания системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров. Перспективы науки и образования, 5(35), 33-43. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.4 EDN: https://elibrary.ru/ymbmrv
Романова, М. А., Пунчик, В. Н., Муродходжаева, Н. С. (2024). Мотивационная составляющая психолого-педагогического потенциала учителя: от теоретической модели к практике формирования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 23(S1), 19-27. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3937 EDN: https://elibrary.ru/xdsqmy
Савина, Н. В. (2022). Возможности образовательного процесса вуза для самоорганизации и саморазвития будущих педагогов. В: Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 252-256.
Сафина, Г. Г., Закирова, В. Г. (2021). Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности. Международный научно-исследовательский журнал, 11-3(113), 113-119. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.095 EDN: https://elibrary.ru/hyczsv
Сафина, Г. Г. (2021). Педагогический потенциал магистратуры в развитии исследовательской компетенции студентов вуза. Интерактивная наука, 1(56), 13-16. https://doi.org/10.21661/r-552847 EDN: https://elibrary.ru/evikoc
Сахарова, Т. Н., Беловол, Е. В., Уманская, Е. Г., Цветкова, Н. А., Фонина, В. В. (2024). Психологические предпосылки просоциальной активности современной молодежи. Интеграция образования, 28(4), 533-548. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.533-548 EDN: https://elibrary.ru/danabq
Сеина, Н. С., Кириллова, В. И. (2014). Организационно-педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 20, 3076-3080. URL: http://e-koncept.ru/2014/54879.htm
Сидоренко, В. Н., Сухова, Е. И. (2024). Реализуем магистерскую программу: подготовка магистрантов к организации методической работы в системе дошкольного образования. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 1, 35-40. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_01_35 EDN: https://elibrary.ru/akdtye
Соколова, И. Ю., Зюбанов, В. Ю. (2015). Анализ результатов актуализации личностного потенциала магистрантов и аспирантов – основного ресурса развития вузовской науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 9-4, 711-717. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7580
Солдатенко, К. Ю., Шейнова, Т. Г. (2020). Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 67-1, 256-259.
Сухова, Е. И., Сидоренко, В. Н., Янбухтина, М. А. (2024). Организация методической работы в дошкольной образовательной организации: проблемы и пути решения. Hominum, 2(14), 100-111.
Сучкова, Т. В. (2021). Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре. Вестник экономики, права и социологии, 4, 128-131.
Терлоу, К. (2025). Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию. Новостная служба портала ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (дата обращения: 03.04.2025).
Чванова, М. С., Киселева, И. А. (2024). Сущность и педагогический базис формирования цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(5), 1362-1378. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1362-1378 EDN: https://elibrary.ru/ndslcx
Шершень, И. В., Емельянова, О. Я., Кравец, М. А. (2016). Особенности профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов в современных социально-экономических условиях. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=25715 (дата обращения: 12.04.2025).
Gogoberidze, A. G., Kalabina, I. A., Savinova, L. Yu. (2021). Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students. Education and Self Development, 16(3), 230-237. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.19 EDN: https://elibrary.ru/ndufkb
Hojiboyev, I. I. (2023). Psychological factors of the development of the professional competence of students of the training course in the system of preschool and school education. International scientific journal «Science and Innovation», Series B, 2(8). https://doi.org/10.5281/zenodo.8305894
Kell, H. J. (2019). Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature from 1990 to 2018. ETS Research Report Series, 2019(1), 1-27. https://doi.org/10.1002/ets2.12241
Pfattheicher, S., Nielsen, Y. A., Thielmann, I. (2022). Prosocial Behavior and Altruism: A Review of Concepts and Definitions. Current Opinion in Psychology, 44, 124-129. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.02135 EDN: https://elibrary.ru/crjfbq
Seivert Career, N. P. (2023). Enhancing Research Competencies: Student Perceptions of Research Training in Clinical Psychology Doctoral Programs. Training and Education in Professional Psychology, 17(3), 259-268. https://doi.org/10.1037/tep000042812 EDN: https://elibrary.ru/satcxu
Smidt, W., Kammermeyer, G., Roux, S. (2015). Relations between the Big Five Personality Traits of Prospective Early Childhood Pedagogues and Their Beliefs about the Education of Preschool Children: Evidence from a German Study. Learning and Individual Differences, 37, 96-106. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.002 EDN: https://elibrary.ru/uvryrp
Soldatenko, K. Y., Izmailova, R. G., Sheinova, T. G. (2019). Pedagogical conditions for the formation of senior preschool children’s foreign language competence. Ensaio, 28(107), 335-361. https://doi.org/10.1590/S0104-40362019002702007 EDN: https://elibrary.ru/vxwhwz
Weiss-Sidi, M., Riemer, H. (2023). Help Others – Be Happy? The Effect of Altruistic Behavior on Happiness across Cultures. Frontiers in Psychology, 14, 1-14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.115666133
Wolff, C., Reimann, C., Mikhaylova, E., Aldaghamin, A., Pampus, S., & Hermann, E. (2021). Digital Education Ecosystem (DEE) for a Virtual Master School. In 2021 IEEE International Conference on Smart Information Systems and Technologies (SIST) (pp. 1-7). Nur-Sultan, Kazakhstan. https://doi.org/10.1109/SIST50301.2021.9465914
References
Asafova, E. V. (2019). Professional and pedagogical self-development of master’s students, future teachers of professional and higher education organizations. In: Development of professional competencies of teachers: main problems and values. Kazan: Otechestvo, 46-54.
Berezhnova, E. V. (2005). Fundamentals of educational and research activity of students. Moscow: IC “Academy”, 128 p.
Veretennikova, Y. D., & Meshkova, I. V. (2022). Motivational readiness for professional activity of pedagogical university students. Problems of modern pedagogical education, 76-2, 269-273.
Volkova, E. N. (2024). Model of professional well-being of teachers in preschool educational institutions. Integration of Education, 28(2), 282-301. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.282-301 EDN: https://elibrary.ru/flsths
Harmonova, A. V., & Shcheglova, D. V. (2020). Educational strategies and professional guidelines of modern Russian master’s students. Moscow: HSE University, 36 p.
Dukhanina, L. N. (2024). Monitoring of the labor market in the field of preschool education as a tool for forecasting and improving personnel policy. Modern Preschool Education, 18(6), 34-47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47 EDN: https://elibrary.ru/srmroj
Zaslavskaya, O. V., Rannykh, V. N., Vorotilin, M. S., & Fomicheva, O. A. (2021). Pedagogical training of a teacher for a professional school as a theoretical problem and practical task. Perspectives of Science and Education, 3(51), 155-168. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.11 EDN: https://elibrary.ru/eatzra
Ismailova, R. K., & Aliomarov, L. M. (2024). Development of research and cognitive activity of students. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 417-435. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-597 EDN: https://elibrary.ru/luoucq
Mazilov, V. A., & Slepko, Y. N. (2024). Psychological analysis of pedagogical competencies in the structure of teacher training. Integration of Education, 28(4), 514-532. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532 EDN: https://elibrary.ru/cqqkgm
Meshkova, I. V. (2017). Professional adaptation of pedagogical education masters. In: Breakthrough scientific research: problems, patterns, prospects. Penza: Science and Education, 277-280.
Opfer, E. A. (2021). Transformations of Russian master’s programs. Higher Education in Russia, 30(1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48 EDN: https://elibrary.ru/dgfzvv
Petrova, S. N. (2011). Research activities of students as a factor in improving the quality of training specialists. Young Scientist, 10(2), 173-175.
Rean, A. A. (2024). The relationship between self-esteem (self-respect) and value orientations of Russian students. Integration of Education, 28(4), 498-513. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513 EDN: https://elibrary.ru/bzorgb
Remorenko, I. M., Savenkov, A. I., & Romanova, M. A. (2024). Candidate approaches and methodology for using specialized generative artificial intelligence systems in teaching pedagogy to university students. Bulletin of MSPU. Series: Pedagogy and Psychology, 18(3), 76-90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05 EDN: https://elibrary.ru/czabnm
Richter, T. V. (2020). Evaluation of the effectiveness of using mobile applications for the formation of universal competencies of students. Science for Education Today, 10(6), 181-199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.10 EDN: https://elibrary.ru/livfph
Romanov, E. V. (2018). Trends in the development of higher education in the context of creating a system for training and professional growth of scientific and scientific-pedagogical personnel. Perspectives of Science and Education, 5(35), 33-43. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.4 EDN: https://elibrary.ru/ymbmrv
Romanova, M. A., Punchki, V. N., & Murodkhodzhaeva, N. S. (2024). Motivational component of the psychological and pedagogical potential of a teacher: from theoretical model to formation practice. Cardiovascular Therapy and Prevention, 23(S1), 19-27. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3937 EDN: https://elibrary.ru/xdsqmy
Savina, N. V. (2022). Opportunities of the educational process of the university for self-organization and self-development of future teachers. In: Modern problems of theory and practice of special and social pedagogy. Surgut: Publishing House of Surgut State Pedagogical University, 252-256.
Safina, G. G., & Zakirova, V. G. (2021). Development of motivational and value-based attitude of undergraduates to independent research activities. International Research Journal, 11-3(113), 113-119. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.095 EDN: https://elibrary.ru/hyczsv
Safina, G. G. (2021). Pedagogical potential of master’s degree in the development of research competence of university students. Interactive Science, 1(56), 13-16. https://doi.org/10.21661/r-552847 EDN: https://elibrary.ru/evikoc
Sakharova, T. N., Belovol, E. V., Umanskaya, E. G., Tsvetkova, N. A., & Fonina, V. V. (2024). Psychological prerequisites of prosocial activity of modern youth. Integration of Education, 28(4), 533-548. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.533-548 EDN: https://elibrary.ru/danabq
Seina, N. S., & Kirillova, V. I. (2014). Organizational and pedagogical conditions for implementing professional adaptation of masters based on social partnership. Scientific and Methodological Electronic Journal “Concept”, 20, 3076-3080. URL: http://e-koncept.ru/2014/54879.htm
Sidorenko, V. N., & Sukhova, E. I. (2024). Implementing a master’s program: preparing undergraduates for organizing methodological work in the preschool education system. Preschooler. Methods and Practices of Upbringing and Education, 1, 35-40. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_01_35 EDN: https://elibrary.ru/akdtye
Sokolova, I. Y., & Zyubanov, V. Y. (2015). Analysis of the results of actualizing the personal potential of undergraduates and postgraduates as the main resource for the development of university science. International Journal of Applied and Fundamental Research, 9-4, 711-717. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7580
Soldatenko, K. Y., & Sheynova, T. G. (2020). Supporting children’s initiative in preschool and primary school age. Problems of Modern Pedagogical Education, 67-1, 256-259.
Sukhova, E. I., Sidorenko, V. N., & Yanbukhtina, M. A. (2024). Organization of methodological work in preschool educational organizations: problems and solutions. Hominum, 2(14), 100-111.
Suchkova, T. V. (2021). Features of professional self-development of students in the process of master’s studies. Bulletin of Economics, Law and Sociology, 4, 128-131.
Thurlow, K. (2025). Trends changing the educational technology space: a challenge to higher education. HSE News Service. URL: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (accessed: 03.04.2025).
Chvanova, M. S., & Kiseleva, I. A. (2024). The essence and pedagogical basis of forming a digital ecosystem for activating research and innovative activities of undergraduates. Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 29(5), 1362-1378. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1362-1378 EDN: https://elibrary.ru/ndslcx
Shershen, I. V., Emelyanova, O. Y., & Kravets, M. A. (2016). Features of professional adaptation of graduates and young specialists in modern socio-economic conditions. Modern Problems of Science and Education, 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=25715 (accessed: 12.04.2025).
Gogoberidze, A. G., Kalabina, I. A., Savinova, L. Yu. (2021). Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students. Education and Self Development, 16(3), 230-237. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.19 EDN: https://elibrary.ru/ndufkb
Hojiboyev, I. I. (2023). Psychological factors of the development of the professional competence of students of the training course in the system of preschool and school education. International scientific journal «Science and Innovation», Series B, 2(8). https://doi.org/10.5281/zenodo.8305894
Kell, H. J. (2019). Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature from 1990 to 2018. ETS Research Report Series, 2019(1), 1-27. https://doi.org/10.1002/ets2.12241
Pfattheicher, S., Nielsen, Y. A., Thielmann, I. (2022). Prosocial Behavior and Altruism: A Review of Concepts and Definitions. Current Opinion in Psychology, 44, 124-129. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.02135 EDN: https://elibrary.ru/crjfbq
Seivert Career, N. P. (2023). Enhancing Research Competencies: Student Perceptions of Research Training in Clinical Psychology Doctoral Programs. Training and Education in Professional Psychology, 17(3), 259-268. https://doi.org/10.1037/tep000042812 EDN: https://elibrary.ru/satcxu
Smidt, W., Kammermeyer, G., Roux, S. (2015). Relations between the Big Five Personality Traits of Prospective Early Childhood Pedagogues and Their Beliefs about the Education of Preschool Children: Evidence from a German Study. Learning and Individual Differences, 37, 96-106. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.002 EDN: https://elibrary.ru/uvryrp
Soldatenko, K. Y., Izmailova, R. G., Sheinova, T. G. (2019). Pedagogical conditions for the formation of senior preschool children’s foreign language competence. Ensaio, 28(107), 335-361. https://doi.org/10.1590/S0104-40362019002702007 EDN: https://elibrary.ru/vxwhwz
Weiss-Sidi, M., Riemer, H. (2023). Help Others – Be Happy? The Effect of Altruistic Behavior on Happiness across Cultures. Frontiers in Psychology, 14, 1-14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.115666133
Wolff, C., Reimann, C., Mikhaylova, E., Aldaghamin, A., Pampus, S., & Hermann, E. (2021). Digital Education Ecosystem (DEE) for a Virtual Master School. In 2021 IEEE International Conference on Smart Information Systems and Technologies (SIST) (pp. 1-7). Nur-Sultan, Kazakhstan. https://doi.org/10.1109/SIST50301.2021.9465914
Copyright (c) 2025 Ksenia Yu. Soldatenko

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.