Индивидуально-психологические характеристики личности как компонент психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций

  • Natalya V. Tekhteleva Самарский государственный медицинский университет https://orcid.org/0009-0007-3959-6082
  • Elena V. Menzul Самарский государственный медицинский университет
Ключевые слова: психологическая готовность, инновации в здравоохранении, средний медицинский персонал, индивидуально-психологические характеристики

Аннотация

Обоснование. В статье раскрывается проблема психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы в современных условиях действительности. Подчеркивается необходимость изучения данных явлений. Раскрыты необходимые для понимания психологической готовности положения, что составили основу конкретизации определения «психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций», которая рассматривается как «интегральное образование», «сложное синтетическое образование», состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов.

Целью исследования было изучение взаимосвязи инновационной готовности, её структурных компонентов (эмоционального, мотивационного, когнитивного, личностного и организационного) и индивидуальных характеристик личности.

Методы и методики. В качестве методов психодиагностического исследования применены: опросник инновационной готовности персонала В. В. Пантелеева, Т. П. Кнышева, опросник на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова, опросник диагностики особенностей самоорганизации А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадова, опросник Киртона, опросник на определение «коммуникативных и организаторских склонностей, КОС» В. В. Синявского, Б. А. Федорошина опросник рефлексивности Карпова, опросник на определение потребности в достижении Ю. М. Орлова и В. И. Шкуркина. Результаты исследований подверглись обработки с помощью метода математической статистики. Выборку исследования составили средний медицинский персонал Клиник Самарского государственного медицинского университета в количестве 80 человек.

Результаты. Представлена характеристика структурных компонентов психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, и личностный), рассмотрены индивидуально-психологические составляющие личности, такие как потребность в достижении, коммуникативные и организаторские склонности, инноваторский тип мышления, стрессоустойчивость, рефлексивность, самоорганизация, способность к целеполаганию, анализу ситуации, планированию, самоконтролю, коррекции и волевым усилиям. После проведения количественно-качественного анализа результатов исследования, данные обработаны с применением коэффициента ранговой корреляции для выявления прямой связи составляющих психологической готовности и характеристиками личности.

EDN: AXYRNP

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalya V. Tekhteleva, Самарский государственный медицинский университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики

Elena V. Menzul, Самарский государственный медицинский университет

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики

Литература

Бурдастова, Ю. В. (2020). Анализ зарубежного опыта и российских практик изменения роли медицинских сестер. Здоровье мегаполиса, 1(2), 89-94. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i2;89-94 EDN: https://elibrary.ru/dahrci

Гильдингерш, М. Г., Потемкин, В. К., Поскочинова, О. Г. (2016). Инновационный менеджмент: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 83 с.

Данилова, Н. В. (2017). Современные перспективы направлений работы медицинских сестер в поликлинике. Современные проблемы науки и образования, (6), 127-134. URL: item.asp?id=32390418 (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/ynxxjt

Ишков, А. Д. (2019). Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 224 с. ISBN: 978-5-9765-1631-1 EDN: https://elibrary.ru/cfqrye

Казанфарова, М. А., Природова, О. Ф., Ардаширова, Н. С. (2023). Развитие цифровых компетенций медицинских работников. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(2), 109-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 07.04.2025) https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 EDN: https://elibrary.ru/bdkjfy

Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал, (5), 45-57. EDN: https://elibrary.ru/ooybsn

Нестерова, Н. Л. (2010). Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга: дис. … канд. псих. наук. М. 184 с. EDN: https://elibrary.ru/qetybf

Пантелеева, В. В., Кнышева, Т. П. (2016). Опросник инновационной готовности персонала. Акмеология, (3), 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-innovatsionnoy-gotovnosti-personala (дата обращения: 01.04.2025) EDN: https://elibrary.ru/xejbxt

Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы: проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. М., 2010. 20 с. URL: https://spbmedsestra.narod.ru/olderfiles/1/progr_razv.pdf

Райгородский, Д. Я. (2012). Психодиагностика персонала: методики и тесты: учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара: Бахрах-М. 440 с.

Усатов, И. А. (2016). Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности». Концепт, 11, 681-685. URL: https://e-koncept.ru/2016/86148.htm EDN: https://elibrary.ru/wdphwp

Ширяев, О. Ю., Кунин, В. А., Андреева, Е. А. и др. (2018). Сотрудничество врача и медицинской сестры. Медицинская команда. В: Сборник научных трудов кафедры факультетской стоматологии. Воронеж, с. 285-288. EDN: https://elibrary.ru/xoffjj

Armenakis, A., Brown, S., Mehta, A. (2011). Organizational culture: assessment and transformation. Journal of Change Management, 11(3), 305-328. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.568949

Cullen, R., Clark, M., Esson, R. (2018). Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years. Health Information Libraries Journal, 28(2), 119-129. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x

Foadi, N., Varghese, J. (2022). Digital competence - a key competence for today’s and future physicians. Journal European CME, 11(1), 1-5. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200 EDN: https://elibrary.ru/kwyrfu

Holt, D. T., Armenakis, A. A., Feild, H. S., Harris, S. G. (2017). Readiness for organizational change: the systematic development of a scale. Journal of Applied Behavioural Science, 43, 232-255. https://doi.org/10.1177/0021886306295295 EDN: https://elibrary.ru/jmyjyb

Markiewicz, K., Til, J., Ijzerman, M. (2015). Medical devices early assessment methods: systematic literature review. International Journal Technology Assess Health Care, 137-146. https://doi.org/10.1017/s0266462314000026

References

Burdastova, Yu. V. (2020). Analysis of foreign experience and Russian practices of changing the role of nurses. Health of Megacity, 1(2), 89-94. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i2;89-94 EDN: https://elibrary.ru/dahrci

Gildingersh, M. G., Potemkin, V. K., Poskochinova, O. G. (2016). Innovation management: textbook. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics and Finance, 83 p.

Danilova, N. V. (2017). Modern prospects of nursing work directions in polyclinic. Modern Problems of Science and Education, (6), 127-134. URL: item.asp?id=32390418 (Accessed: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/ynxxjt

Ishkov, A. D. (2019). Educational activity of a student: psychological factors of success: monograph. 3rd ed. Moscow: FLINTA, 224 p. ISBN: 978-5-9765-1631-1 EDN: https://elibrary.ru/cfqrye

Kazanfarova, M. A., Prirodova, O. F., Ardashirova, N. S. (2023). Development of digital competencies of medical workers. Medical Education and Professional Development, 14(2), 109-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-meditsinskih-rabotnikov (Accessed: 07.04.2025) https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 EDN: https://elibrary.ru/bdkjfy

Karpov, A. V. (2003). Reflexivity as a mental property and methodology of its diagnostics. Psychological Journal, (5), 45-57. EDN: https://elibrary.ru/ooybsn

Nesterova, N. L. (2010). Formation of professional competence among students in medical schools in conditions of professional-reflexive training. PhD thesis in Psychological Sciences. Moscow, 184 p. EDN: https://elibrary.ru/qetybf

Panteleeva, V. V., Knysheva, T. P. (2016). Questionnaire of personnel innovation readiness. Acmeology, (3), 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-innovatsionnoy-gotovnosti-personala (Accessed: 01.04.2025) EDN: https://elibrary.ru/xejbxt

Development program of nursing in the Russian Federation for 2010-2020: draft Concept of healthcare system development in the Russian Federation until 2020. Moscow, 2010, 20 p. URL: https://spbmedsestra.narod.ru/olderfiles/1/progr_razv.pdf

Raigorodsky, D. Ya. (2012). Psychodiagnostics of personnel: methods and tests: textbook for psychological, economic and management faculties. Samara: Bakhrah-M, 440 p.

Usatov, I. A. (2016). Author’s methodology “Test for determining the level of personal stress resistance”. Concept, 11, 681-685. URL: https://e-koncept.ru/2016/86148.htm EDN: https://elibrary.ru/wdphwp

Shiryaev, O. Yu., Kunin, V. A., Andreeva, E. A. et al. (2018). Cooperation between a doctor and a nurse. Medical team. In: Collection of scientific works of the Department of Faculty Dentistry. Voronezh, pp. 285-288. EDN: https://elibrary.ru/xoffjj

Armenakis, A., Brown, S., Mehta, A. (2011). Organizational culture: assessment and transformation. Journal of Change Management, 11(3), 305-328. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.568949

Cullen, R., Clark, M., Esson, R. (2018). Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years. Health Information Libraries Journal, 28(2), 119-129. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x

Foadi, N., Varghese, J. (2022). Digital competence - a key competence for today’s and future physicians. Journal European CME, 11(1), 1-5. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200 EDN: https://elibrary.ru/kwyrfu

Holt, D. T., Armenakis, A. A., Feild, H. S., Harris, S. G. (2017). Readiness for organizational change: the systematic development of a scale. Journal of Applied Behavioural Science, 43, 232-255. https://doi.org/10.1177/0021886306295295 EDN: https://elibrary.ru/jmyjyb

Markiewicz, K., Til, J., Ijzerman, M. (2015). Medical devices early assessment methods: systematic literature review. International Journal Technology Assess Health Care, 137-146. https://doi.org/10.1017/s0266462314000026


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Tekhteleva, N., & Menzul, E. (2025). Индивидуально-психологические характеристики личности как компонент психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-745
Раздел
Психологические исследования