Факторы, влияющие на принятие педагогами инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровые технологии, образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, цифровизация образования, факторы принятия технологий, цифровая компетентность, инновации в образовании

Аннотация

Обоснование. В статье представлены результаты исследования, рассматривающего факторы, оказывающие влияние на принятие педагогами решения об использовании инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе.

Цель. Авторы ставят целью посредством анализа эмпирических данных определить и проанализировать факторы, влияющие на принятие педагогами инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Метод и методология проведения работы. Анализ литературы позволил выявить современные тенденции. Методом социологического исследования был выбран экспертный опрос, респондентами которого стали 162 педагогических работника. Экспертный опрос был проведен в октябре-ноябре 2024 года. При осуществлении анализа полученных эмпирических данных использовался Хи-квадрат Пирсона.

Результаты. В результате исследования проведен анализ ключевых факторов, влияющих на решение педагогов об использовании инструментов искусственного интеллекта в своей профессиональной деятельности: повышение эффективности и продуктивности, автоматизация рутинных задач, доступность и удобство использования, рекомендации коллег, влияние экспертов в ИИ, стремление к инновациям и развитию, бюджетные ограничения, личные предпочтения и убеждения.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере образования для формирования целей и задач развития и повышения квалификации педагогических работников.

EDN: TJNSNV

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Evgeniya V. Zhelnina, Тольяттинский государственный университет

профессор кафедры «Прикладная математика и информатика», доктор социологических наук, доцент

Natalia V. Lyubavina, Поволжский государственный университет сервиса

доцент Высшей школы туризма и социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент

Литература

Аверьянова, С. Ю. (2024). Искусственный интеллект в педагогической деятельности. В Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2024: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 21 августа 2024 года). Чебоксары: ООО «Издательский дом “Среда”», 13-15. EDN: https://elibrary.ru/ekiaob

Герасимчук, А. В. (2018). Нейросетевые технологии в образовательном процессе: миф или реальность. В Школа молодых учёных по проблемам естественных наук: сборник материалов областного профильного семинара (Елец, 12 октября 2018 года). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 14-19. EDN: https://elibrary.ru/vkducs

Герасимова, В. В. (2024). Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе школы. Дневник науки, 5(89). EDN: https://elibrary.ru/jjlquu

Давыденко, С. В. (2024). Прорывные и подрывные технологии в практике применения искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога. В Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции (Красноярск, 16-18 апреля 2024 года). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 573-576. EDN: https://elibrary.ru/iypaqs

Паршина, Л. Г., Замкин, П. В., Буянова, И. Б., Щербинкина, Е. В. (2022). Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза. Гуманитарные науки и образование, 13(4), 72-79. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_04_72 EDN: https://elibrary.ru/uhqbft

Иванов, А. В. (2021). Цифровизация образования: вызовы и перспективы. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 4, 18-27.

Идикова, А. Б. (2024). Искусственный интеллект как инструмент трудовой мотивации педагогов. Экономика и бизнес: теория и практика, 4-2(110), 39-45. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45 EDN: https://elibrary.ru/xtrvds

Искусственный интеллект и межкультурная коммуникация: новые возможности, вызовы, риски: сборник статей 31-й Международной научно-практической конференции молодых ученых (Москва, 24 апреля 2024 года). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. 151 с. ISBN: 978-5-907851-43-6

Зубрилин, К. М., Карев, Б. А., Хворостов, Д. А. [и др.] (2024). Искусственный интеллект в художественно-педагогическом образовании: грани сотрудничества и перспективы развития. Москва: Перспектива. 220 с. ISBN: 978-5-88045-631-4 EDN: https://elibrary.ru/axpmbf

Круподерова, Е. П., Круподерова, К. Р. (2022). Подготовка будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде. Проблемы современного педагогического образования, 74-1, 136-139. EDN: https://elibrary.ru/fwgmjl

Коляда, М. Г., Бугаева, Т. И. (2019). Искусственный интеллект как движущая сила совершенствования и инновационного развития в образовании и педагогике. Информатика и образование, 10(309), 21-30. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-10-21-30 EDN: https://elibrary.ru/dcqozu

Anderson, J. R., Boyle, C. F., Reiser, B. J. (1985). Intelligent Tutoring Systems. Science, 228(4698), 456-462. EDN: https://elibrary.ru/iduljx

Brown, R., Lee, K. (2020). Barriers to Innovation: Understanding Resistance to New Technologies in Education. International Journal of Teaching and Learning, 32(2), 123-135.

Brokken, F. B., Been, P. H. (1993). Student Modeling in Intelligent Tutoring Systems: Acquisition of Cognitive Skill and Tutorial Interventions. Social Science Computer Review, 11(3), 329-349. https://doi.org/10.1177/089443939301100306 EDN: https://elibrary.ru/jpxkur

El-Sheikh, E., Sticklen, J. (2002). Generating Intelligent Tutoring Systems from Reusable Components and Knowledge-Based Systems. Lecture Notes in Computer Science, 2363, 0199. EDN: https://elibrary.ru/beldfz

Katz, A., Ochs, J. (1993). Profiling Student Activities with the Smithtown Discovery World Program. Social Science Computer Review, 11(3), 366-378. https://doi.org/10.1177/089443939301100308 EDN: https://elibrary.ru/jpxkvl

Smith, J., Jones, M. (2019). The Impact of Digital Literacy on Teachers’ Adoption of AI Tools in Education. Journal of Educational Technology, 25(3), 45-56.

Wang, W., Zhang, H. (2022). An Analysis of English Schooling at College Quality Based on Modern Information Technology. Scientific Programming, 2022, 1372463. https://doi.org/10.1155/2022/1372463

Yu, L., Shen, Ju. (2022). Analysis of the Correlation between Academic Performance and Learning Motivation in English Course under a Corpus-Data-Driven Blended Teaching Model. Scientific Programming, 2022, 3407270. https://doi.org/10.1155/2022/3407270 EDN: https://elibrary.ru/cknpuw

References

Averyanova, S. Yu. (2024). Artificial intelligence in pedagogical activity. In Trends in Education Development: Educator, Educational Organization, Society - 2024: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (Cheboksary, August 21, 2024). Cheboksary: Publishing House “Sreda”, 13-15. EDN: https://elibrary.ru/ekiaob

Gerasimchuk, A. V. (2018). Neural network technologies in the educational process: myth or reality. In School of Young Scientists on Natural Sciences: Collection of Materials of the Regional Profile Seminar (Yelets, October 12, 2018). Yelets: Bunin Yelets State University, 14-19. EDN: https://elibrary.ru/vkducs

Gerasimova, V. V. (2024). Use of artificial intelligence in the school educational process. Science Diary, 5(89). EDN: https://elibrary.ru/jjlquu

Davydenko, S. V. (2024). Breakthrough and disruptive technologies in the practice of applying artificial intelligence in the professional activities of a teacher. In Science and Education: Experience, Problems, Development Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Krasnoyarsk, April 16-18, 2024). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 573-576. EDN: https://elibrary.ru/iypaqs

Parshina, L. G., Zamkin, P. V., Buyanova, I. B., Shcherbinkina, E. V. (2022). Didactic potential of digital technologies in training students of a pedagogical university. Humanities and Education, 13(4), 72-79. DOI: https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_04_72 EDN: https://elibrary.ru/uhqbft

Ivanov, A. V. (2021). Digitalization of education: challenges and prospects. Bulletin of Moscow University. Series 20: Pedagogical Education, 4, 18-27.

Idikova, A. B. (2024). Artificial intelligence as a tool for labor motivation of teachers. Economics and Business: Theory and Practice, 4-2(110), 39-45. DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45 EDN: https://elibrary.ru/xtrvds

Artificial Intelligence and Intercultural Communication: New Opportunities, Challenges, Risks: Collection of Articles of the 31st International Scientific and Practical Conference of Young Scientists (Moscow, April 24, 2024). Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2024. 151 p. ISBN: 978-5-907851-43-6

Zubrilin, K. M., Karev, B. A., Khvorostov, D. A. [et al.] (2024). Artificial intelligence in artistic and pedagogical education: facets of cooperation and development prospects. Moscow: Perspektiva. 220 p. ISBN: 978-5-88045-631-4 EDN: https://elibrary.ru/axpmbf

Krupoderova, E. P., Krupoderova, K. R. (2022). Training future teachers to organize learning in a digital educational environment. Problems of Modern Pedagogical Education, 74-1, 136-139. EDN: https://elibrary.ru/fwgmjl

Kolyada, M. G., Bugaeva, T. I. (2019). Artificial intelligence as a driving force for improvement and innovative development in education and pedagogy. Informatics and Education, 10(309), 21-30. DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-10-21-30 EDN: https://elibrary.ru/dcqozu

Anderson, J. R., Boyle, C. F., Reiser, B. J. (1985). Intelligent Tutoring Systems. Science, 228(4698), 456-462. EDN: https://elibrary.ru/iduljx

Brown, R., Lee, K. (2020). Barriers to Innovation: Understanding Resistance to New Technologies in Education. International Journal of Teaching and Learning, 32(2), 123-135.

Brokken, F. B., Been, P. H. (1993). Student Modeling in Intelligent Tutoring Systems: Acquisition of Cognitive Skill and Tutorial Interventions. Social Science Computer Review, 11(3), 329-349. DOI: https://doi.org/10.1177/089443939301100306 EDN: https://elibrary.ru/jpxkur

El-Sheikh, E., Sticklen, J. (2002). Generating Intelligent Tutoring Systems from Reusable Components and Knowledge-Based Systems. Lecture Notes in Computer Science, 2363, 0199. EDN: https://elibrary.ru/beldfz

Katz, A., Ochs, J. (1993). Profiling Student Activities with the Smithtown Discovery World Program. Social Science Computer Review, 11(3), 366-378. DOI: https://doi.org/10.1177/089443939301100308 EDN: https://elibrary.ru/jpxkvl

Smith, J., Jones, M. (2019). The Impact of Digital Literacy on Teachers’ Adoption of AI Tools in Education. Journal of Educational Technology, 25(3), 45-56.

Wang, W., Zhang, H. (2022). An Analysis of English Schooling at College Quality Based on Modern Information Technology. Scientific Programming, 2022, 1372463. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/1372463

Yu, L., Shen, Ju. (2022). Analysis of the Correlation between Academic Performance and Learning Motivation in English Course under a Corpus-Data-Driven Blended Teaching Model. Scientific Programming, 2022, 3407270. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/3407270 EDN: https://elibrary.ru/cknpuw


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Zhelnina, E., & Lyubavina, N. (2025). Факторы, влияющие на принятие педагогами инструментов искусственного интеллекта в образовательный процесс. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-735
Раздел
Педагогические исследования