Стратегии, факторы и механизмы достижения личных целей
Аннотация
Обоснование. В статье проведен анализ существующих теорий и моделей, связанных с целеполаганием и достижением целей, рассмотрены различные аспекты достижения целей, отражающиеся в таких теориях как: теория атрибуции Вайнера (Weiner, 1985); теория мотивации, основанная на временном измерении (Steel, Konig, 2006), концепция уверенности в самостоятельном управлении (Ford, 1992); концепция кризиса действий, связанная с целями (Brandstatter, Herrmann, 2016); теория самоконтроля (Carver, Scheier, 1982); теория прогресса на пути к цели (Amabile, Kramer. 2011). Различные стратегии, например, множественного достижения целей (Pervin, 1991), стратегия «экранирования целей» (Shah, et al., 2002), стратегия поиска удовлетворяющих альтернатив (Simon, 1967), стратегия применения планов «если — то» (Gollwitzer, 2008), стратегия переключения внимания между краткосрочными и долгосрочными целями (Ferguson, Sheldon, 2010), стратегия мысленного противопоставления желаемых будущих результатов (состояний) фактической действительности (Oettingen et al., 2009), стратегия сокращения продолжительности «середины» процесса достижения цели (Touré-Tillery, Fishbach, 2011), доказали свою эффективность для решения проблемы достижения цели. Показаны некоторые подходы и механизмы, помогающие человеку эффективно достигать своих целей, этапы или фазы процесса достижения цели, особенности планирования, а также факторы, способствующие успешному достижению целей личности.
Цель – систематизировать и обобщить существующие теоретические подходы и практические стратегии, направленные на повышение эффективности достижения целей.
Результаты. Существует множество аспектов и феноменов в области достижения целей, разнообразны стратегии, факторы и механизмы достижения целей. Деятельность по достижению цели можно представить как (1) привычное целенаправленное поведение, (2) импульсивное целенаправленное поведение и (3) волевое целенаправленное поведение.
Ключевыми факторами достижения цели являются приверженность и целеустремленность (упорство), отражающих, насколько сильно люди вкладываются в конкретные цели. Человек наиболее решительно привержен целям, являющихся для него желательными (субъективно важными) и достижимыми. Для поддержания приверженности цели субъект деятельности должен видеть связь между уровнем прилагаемых им усилий в достижении цели и получаемым результатом. Самовосприятие, ориентация на будущее и экологические убеждения также играют важную роль в повышении приверженности цели.
Наличие большого количества различных целей требует наличия ресурсозатратных систем управления, постоянно определяющих, какая цель в данный момент является приоритетной по сравнению с остальными. Центральный контекст достижения целей обеспечивается другими целями системы целей личности, при этом отношения между ними обусловливают распределение психических ресурсов на их достижение.
Обобщая этапы процесса достижения цели, мы выделяем: постановку цели, принятие решения, планирование, реализация (условно три фазы: начало, середина и завершающая фаза) и коррекция, этап анализа достигнутых результатов.
Планирование связывает цель с различными поведенческими сценариями, тактиками и альтернативами, облегчает принятие решений о приоритезации среди различных подцелей и поддерживает пересмотр и преобразование недостигнутых целей в соответствии с целями более высокого уровня или поступающей новой информацией. Чем эффективней составлен план, отражающий путь к цели, тем выше шансы на достижение целей. Использование подцелей, являющихся промежуточными шагами на пути к вышестоящим целям, есть необходимое условие достижения таких целей. Детальное планирование может иметь и свои ограничения, ключевыми из которых являются жесткость выполнения детальных планов и непропорциональные когнитивные затраты в случае типовой или простой цели.
В процессе достижения цели происходит регулировка и оценка своих действий с помощью обратной связи, корректируется степень реальности (адекватности) поставленной изначально цели. Краткосрочные (ближние) цели обеспечивают немедленные стимулы (обратную связь) для поддержания настойчивости, тогда как дальние цели слишком удалены, чтобы иметь такой же эффект.
EDN: FPGFRT
Скачивания
Литература
Трофимова, Л. А., Трофимов, В. В. (2011). Управленческие решения (методы принятия и реализации): учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 190 с. (Trofimova, L. A., & Trofimov, V. V. (2011). Managerial decisions (methods of making and implementation): textbook. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Finance, 190 p.) EDN: https://elibrary.ru/qvdzjf
Aarts, H., Custers, R. (2012). Unconscious goal pursuit: Nonconscious goal regulation and motivation. In R. M. Ryan (Ed.), The Oxford handbook of human motivation. Oxford University Press, pp. 232-247. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190666453.001.0001
Achtziger, A., Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2008). Implementation intentions and shielding goal striving from unwanted thoughts and feelings. Personality and Social Psychology Bulletin, 34(3), 381-393. https://doi.org/10.1177/0146167207311201 EDN: https://elibrary.ru/jpblqh
Ainslie, G. (2012). Pure hyperbolic discount curves predict “eyes open” self-control. Theory and Decision, 73(1), 3-34. https://doi.org/10.1007/s11238-011-9272-5 EDN: https://elibrary.ru/hqeamd
Ainslie, G. (1992). Picoeconomics: The strategic interaction of successive motivational states within the person. New York: Cambridge University Press, 440 p. https://doi.org/10.1017/S0266267100004806
Ainslie, G., Haslam, N. (1992). “Hyperbolic Discounting”. In G. Loewenstein and J. Elster (Eds.), Choice Over Time. New York: Russell Sage, pp. 57-92.
Ajzen, I. (2002). Perceived behavioral control, self-efficacy, locus of control, and the theory of planned behavior. Journal of Applied Social Psychology, 32(4), 665-683. https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.2002.tb00236.x EDN: https://elibrary.ru/gwustt
Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T
Amabile, T. M., Kramer, S. (2011). The power of small wins. Harvard Business Review, 89(5), 70-80.
Anderson, J. R. (1993). Problem solving and learning. American Psychologist, 48(1), 35-44. EDN: https://elibrary.ru/hffbfp
Atwater, L. E., Brett, J. F. (2005). Antecedents and consequences of reactions to developmental 360° feedback. Journal of Vocational Behavior, 66(3), 532-548. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2004.05.003
Austin, J. T., Vancouver, J. B. (1996). Goal constructs in psychology: Structure, process, and content. Psychological Bulletin, 120(3), 338-375. https://doi.org/10.1037/0033-2909.120.3.338
Baker, T., Nelson, R. E. (2005). Creating something from nothing: Resource construction through entrepreneurial bricolage. Administrative Science Quarterly, 50(3), 329-366. https://doi.org/10.2189/asqu.2005.50.3.329
Bandura, A. (1997). Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York: Freeman and Company, 604 p. https://doi.org/10.1037/10522-094
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A Social Cognitive Theory. Prentice Hall, 617 p. https://doi.org/10.4135/9781446221129
Bandura, A. (2013). The role of self-efficacy in goal-based motivation. In A. Locke, G. P. Latham (Eds.), New developments in goal setting and task performance. New York: Taylor & Francis, pp. 147-157.
Bargh, J. A., Ferguson, M. J. (2000). Beyond behaviorism: on the automaticity of higher mental processes. Psychological Bulletin, 126(6), 925-945. https://doi.org/10.1037/0033-2909.126.6.925 EDN: https://elibrary.ru/gzrwyp
Bargh, J. A., Lee-Chai, A., Barndollar, K., Gollwitzer, P. M., Trötschel, R. (2001). The automated will: nonconscious activation and pursuit of behavioral goals. Journal of Personality and Social Psychology, 81(6), 1014-1027. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.6.1014 EDN: https://elibrary.ru/gxtxej
Bonezzi, A., Brendl, C. M., De Angelis, M. (2011). Stuck in the middle: The psychophysics of goal pursuit. Psychological Science, 22(5), 607-612. https://doi.org/10.1177/0956797611404899
Brandstatter, V., Herrmann, M. (2016). Goal disengagement in emerging adulthood: The adaptive potential of action crises. International Journal of Behavioral Development, 40(2), 117-125. https://doi.org/10.1177/0165025415597550
Brunstein, J. C., Gollwitzer, P. M. (1996). Effects of failure on subsequent performance: The importance of self-defining goals. Journal of Personality and Social Psychology, 70(2), 395-407. https://doi.org/10.1037//0022-3514.70.2.395 EDN: https://elibrary.ru/hitkpp
Buehler, R., Griffin, D., Peetz, J. (2015). The planning fallacy: When plans lead to optimistic forecasts. In M. D. Mumford, M. Frese (Eds.), The psychology of planning in organizations. New York: Routledge, pp. 31-57. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(10)43001-4
Carver, C. S., Scheier, M. F. (1982). Control theory: A useful conceptual framework for personality-social, clinical, and health psychology. Psychological Bulletin, 92(1), 111-135. https://doi.org/10.1037/0033-2909.92.1.111
Credé, M., Tynan, M. C., Harms, P. D. (2016). Much ado about grit: A meta-analytic synthesis of the grit literature. Journal of Personality and Social Psychology, 13(3), 492-511. https://doi.org/10.1037/pspp0000102
Custers, R., Aarts, H., Oikawa, M., Elliot, A. (2009). The Nonconscious Road to Perceptions of Performance: Achievement Priming Augments Outcome Expectancies and Experienced Self-Agency. Journal of Experimental Social Psychology, 45(6), 1200-1208. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2009.07.013
Dalton, A. N., Spiller, S. A. (2012). Too much of a good thing: The benefits of implementation intentions depend on the number of goals. Journal of Consumer Research, 39(3), 600-614. https://doi.org/10.1086/664500
Davis, W. E., Kelley, N. J., Kim, J., Tang, D., Hicks, J. A. (2016). Motivating the academic mind: High-level construal of academic goals enhances goal meaningfulness, motivation, and self-concordance. Motivation and Emotion, 40(2), 193-202. https://doi.org/10.1007/s11031-015-9522-x EDN: https://elibrary.ru/qgumug
Dickerson, S. S., Kemeny, M. E. (2004). Acute stressors and cortisol responses: a theoretical integration and synthesis of laboratory research. Psychological Bulletin, 130(3), 355-391. https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.3.355
Donovan, J. J., Radosevich, D. J. (1998). The moderating role of goal commitment on the goal difficulty-performance relationship: A meta-analytic review and critical reanalysis. Journal of Applied Psychology, 83(2), 308-315. https://doi.org/10.1037/0021-9010.83.2.308 EDN: https://elibrary.ru/gwwkg
Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., Kelly, D. R. (2007). Grit: perseverance and passion for long-term goals. Journal of Personality and Social Psychology, 92(6), 1087-1101. https://doi.org/10.1037/0022-3514.92.6.1087
Elliott, E. S., Dweck, C. S. (1988). Goals: an approach to motivation and achievement. Journal of Personality and Social Psychology, 54(1), 5-12. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.1.5
Emmons, R. A. (1996). Striving and feeling: Personal goals and subjective well-being. In P. M. Gollwitzer, J. A. Bargh (Eds.), The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior. New York, NY: Guilford Press, pp. 313-337.
Ferguson, Y. L., Sheldon, K. M. (2010). Should goal-strivers think about “why” or “how” to strive? It depends on their skill level. Motivation and Emotion, 34(3), 253-265. https://doi.org/10.1007/s11031-010-9174-9 EDN: https://elibrary.ru/efqpm
Fishbach, A., Choi, J. (2012). When thinking about goals undermines goal pursuit. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 118(2), 99-107. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2012.02.003
Fishbein, M. (1980). A theory of reasoned action: Some applications and implications. Nebraska Symposium on Motivation, 27, 65-116. Lincoln, NB: University of Nebraska Press.
Ford, M. E. (1992). Motivating humans: Goals, emotions, and personal agency beliefs. Sage Publications, 288 p.
Frese, M., Zapf, D. (1994). Action as the core of work psychology: A German approach. Handbook of industrial and organizational psychology, 4(2), 271-340.
Frese, M., Krauss, S. I., Keith, N., Escher, S., Grabarkiewicz, R., Tonje Luneng, S., Friedrich, C. (2007). Business owners’ action planning and its relationship to business success in three African countries. Journal of Applied Psychology, 92(6), 1481-1498. https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.6.1481
Freund, A. M., Hennecke, M., Riediger, M. (2010). Age-related differences in outcome and process goal focus. European Journal of Developmental Psychology, 7(2), 198-222. https://doi.org/10.1080/17405620801969585
Freund, A. M., Hennecke, M., Mustafic, M. (2012). On gains and losses, means and ends: Goal orientation and goal focus across adulthood. In R. M. Ryan (Ed.), The Oxford handbook of human motivation. New York, NY: Oxford University Press, pp. 280-300. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195399820.013.0016
Freund, A. M., Baltes, P. B. (1998). Selection, optimization, and compensation as strategies of life management: correlations with subjective indicators of successful aging. Psychology and Aging, 13(4), 531-543. https://doi.org/10.1037/0882-7974.13.4.531 EDN: https://elibrary.ru/gzsomt
Freund, A. M., Hennecke, M. (2015). On means and ends: The role of goal focus in successful goal pursuit. Current Directions in Psychological Science, 24(2), 149-153. https://doi.org/10.1177/0963721414559774
Gallo, I., Cohen, A., Gollwitzer, P. M., Oettingen, G. (2013). Neurophysiological correlates of the self-regulation of goal pursuit. In P. A. Hall (Ed.), Social neuroscience and public health: Foundations for the science of chronic disease prevention. New York, NY: Springer New York, pp. 19-33. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-6852-3_2
Gollwitzer, P. M. (1990). Action phases and mind-sets. In E. T. Higgins, R. M. Sorrentino (Eds.), Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior. New York, London: The Guilford Press, 2, 53-92.
Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2006). Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. Elsevier Academic Press, 38, 69-119. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(06)38002-1
Gollwitzer, P. M. (2012). Mindset theory of action phases. In P. A. M. Van Lange, A. W. Kruglanski, E. T. Higgins (Eds.), Handbook of theories of social psychology. Sage Publications Ltd., 1, 526-545. https://doi.org/10.4135/9781446249215.n26
Gollwitzer, P. M., Fujita, K., Oettingen, G. (2004). Planning and the implementation of goals. In R. F. Baumeister (Ed.), Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. New York, NY: Guilford Press, 211-228.
Gollwitzer, P. M. (2018). The goal concept: A helpful tool for theory development and testing in motivation science. Motivation Science, 4(3), 185-205. https://doi.org/10.1037/mot0000115
Gollwitzer, P. M., Kirchhoff, O. (1998). The willful pursuit of identity. In Motivation and self-regulation across the lifespan. New York: Cambridge University Press, 389-423. https://doi.org/10.1017/CBO9780511527869.017
Heckhausen, H., Gollwitzer, P. M. (1987). Thought contents and cognitive functioning in motivational versus volitional states of mind. Motivation and Emotion, 11(2), 101-120. https://doi.org/10.1007/BF00992338 EDN: https://elibrary.ru/ceaqw
Houser-Marko, L., Sheldon, K. M. (2008). Eyes on the prize or nose to the grindstone? The effects of level of goal evaluation on mood and motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 1556-1569. https://doi.org/10.1177/0146167208322618
Hyland, M. E. (1988). Motivational control theory: An integrative framework. Journal of Personality and Social Psychology, 55(4), 642-651. https://doi.org/10.1037/0022-3514.55.4.642 EDN: https://elibrary.ru/hivffd
Kaftan, O., Freund, A. M. (2018). The way is the goal: The role of goal focus for successful goal pursuit and subjective well-being. In E. Diener, S. Oishi, & L. Tay (Eds.), Handbook of well-being. https://doi.org/10.5167/uzh-147437
Kluger, A. N., DeNisi, A. (1996). The effects of feedback interventions on performance: a historical review, a meta-analysis, and a preliminary feedback intervention theory. Psychological Bulletin, 119(2), 254-284. https://doi.org/10.1037/0033-2909.119.2.254 EDN: https://elibrary.ru/hkb rtf
Koo, M., Fishbach, A. (2008). Dynamics of self-regulation: How (un)accomplished goal actions affect motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 94(2), 183-195. https://doi.org/10.1037/0022-3514.94.2.183
Krause, K., Freund, A. M. (2014). How to beat procrastination: The role of goal focus. European Psychologist, 19, 132-144. https://doi.org/10.1027/1016-9040/A000153
Kruglanski, A. W., Shah, J. Y., Fishbach, A., Friedman, R., Chun, W. Y., Sleeth-Keppler, D. (2002). A theory of goal systems. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. San Diego, CA: Academic Press, 34, 331-378. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80008-9
Labroo, A. A., Kim, S. (2009). The “instrumentality” heuristic: Why metacognitive difficulty is desirable during goal pursuit. Psychological Science, 20(1), 127-134. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2008.02264
Little, B. R. (1983). Personal projects: A rationale and method for investigation. Environment and Behavior, 15(3), 273-309. https://doi.org/10.1177/0013916583153002 EDN: https://elibrary.ru/jrlsnb
Marien, H., Custers, R., Hassin, R. R., Aarts, H. (2012). Unconscious goal activation and the hijacking of the executive function. Journal of Personality and Social Psychology, 103(3), 399-415. https://doi.org/10.1037/a0028955
Matthews, G. (2012). Goals research summary. Retrieved from https://www.dominican.edu/sites/default/files/2020-02/gailmatthews-harvard-goals-researchsummary.pdf
Mazur, J. E. (1998). Procrastination by pigeons with fixed-interval response requirements. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 69(2), 185-197. https://doi.org/10.1901/jeab.1998.69-185
McClelland, D. C., Koestner, R., Weinberger, J. (1989). How do self-attributed and implicit motives differ? Psychological Review, 96(4), 690-702. https://doi.org/10.1037/0033-295X.96.4.690 EDN: https://elibrary.ru/hkeicd
Miller, G. E., Wrosch, C. (2007). You’ve gotta know when to fold’em: Goal disengagement and systemic inflammation in adolescence. Psychological Science, 18(9), 773-777. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.01977.x
Mumford, M. D., Mecca, J. T., Watts, L. I. (2015). Planning processes: Relevant cognitive operations. In M. D. Mumford, M. Frese (Eds.), Organizational planning: The psychology of performance. New York: Routledge, Taylor & Francis, pp. 22. https://doi.org/10.4324/9780203105894
Nowack, K. (2017). Facilitating successful behavior change: Beyond goal setting to goal flourishing. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 69(3), 153-171. https://doi.org/10.1037/cpb0000088
Nuttin, J., Lorion, R. P., Dumas, J. E. (1984). Motivation, planning, and action: A relational theory of behavior dynamics. Leuven, Belgium: Leuven University Press, 251 p.
Oettingen, G., Mayer, D., Sevincer, A. T., Stephens, E. J., Pak, H. J., Hagenah, M. (2009). Mental contrasting and goal commitment: The mediating role of energization. Personality and Social Psychology Bulletin, 35(5), 608-622. https://doi.org/10.1177/0146167208330856
Oettingen, G., Marquardt, M. K., Gollwitzer, P. M. (2012). Mental contrasting turns positive feedback on creative potential into successful performance. Journal of Experimental Social Psychology, 48(5), 990-996. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2012.03.008
Pervin, L. A. (1991). Self-regulation and the problem of volition. In M. L. Maehr, E. R. Pintrich (Eds.), Advances in achievement and motivation. Greenwich, CT: JAI Press, 7, 1-20.
Rhodes, R. E., Plotnikoff, R. C., Courneya, K. S. (2009). Predicting the physical activity intention-behavior profiles of adopters and maintainers using three social cognition models. Annals of Behavioral Medicine, 36(3), 244-252. https://doi.org/10.1007/s12160-008-9071-6
Rogers, R. W. (1975). A protection motivation theory of fear appeals and attitude change. The Journal of Psychology, 91(1), 93-114. https://doi.org/10.1080/00223980.1975.9915803
Schmidt, A. M., Dolis, C. M., Tolli, A. P. (2009). A matter of time: individual differences, contextual dynamics, and goal progress effects on multiple-goal self-regulation. Journal of Applied Psychology, 94(3), 692-709. https://doi.org/10.1037/a0015012
Schmidt, A. M., DeShon, R. P. (2007). What to do? The effects of discrepancies, incentives, and time on dynamic goal prioritization. Journal of Applied Psychology, 92(4), 928-941. https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.4.928
Shah, J. Y., Friedman, R., Kruglanski, A. W. (2002). Forgetting all else: on the antecedents and consequences of goal shielding. Journal of Personality and Social Psychology, 83(6), 1261-1280. https://doi.org/10.1037/0022-3514.83.6.1261
Shah, J. Y., Kruglanski, A. W. (2003). When opportunity knocks: bottom-up priming of goals by means and its effects on self-regulation. Journal of Personality and Social Psychology, 84(6), 1109-1122. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.6.1109
Sheeran, P. (2002). Intention-behavior relations: a conceptual and empirical review. European Review of Social Psychology, 12(1), 1-36. https://doi.org/10.1080/14792772143000003
Simon, H. A. (1967). Motivational and emotional controls of cognition. Psychological Review, 74(1), 29-39. https://doi.org/10.1037/h0024127
Simon, H. A. (1994). The bottleneck of attention: Connecting thought with motivation. In W. D. Spaulding (Ed.), Integrative views of motivation, cognition, and emotion. Nebraska symposium on motivation. Lincoln, Nebraska, U.S.: University of Nebraska Press, 41, 1-21.
Spangler, W. D. (1992). Validity of questionnaire and TAT measures of need for achievement: Two meta-analyses. Psychological Bulletin, 112(1), 140-154. https://doi.org/10.1037/0033-2909.112.1.140 EDN: https://elibrary.ru/hkdewx
Steel, P., König, C. J. (2006). Integrating theories of motivation. Academy of Management Review, 31(4), 889-913. https://doi.org/10.2307/20159257
Touré-Tillery, M., Fishbach, A. (2011). The course of motivation. Journal of Consumer Psychology, 21(4), 414-423. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2011.04.004
Vallacher, R. R., Wegner, D. M., Somoza, M. P. (1989). That’s easy for you to say: action identification and speech fluency. Journal of Personality and Social Psychology, 56(2), 199-208. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.199 EDN: https://elibrary.ru/hivcyr
Vallacher, R. R., Wegner, D. M. (1989). Levels of personal agency: Individual variation in action identification. Journal of Personality and Social Psychology, 57(4), 660-671. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.4.660 EDN: https://elibrary.ru/hiuyhn
Verhoeven, A. A. C., Marieke, A., Adriaanse, M. A., De Rider, D. T. D., De Vet, E., Fenniss, B. M. (2013). Less is more: The effect of multiple implementation intentions targeting unhealthy snacking habits. European Journal of Social Psychology, 43(5), 344-354. https://doi.org/10.1002/ejsp.1963
Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review, 92(4), 548-573. https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.4.548
Wicklund, R. A., Gollwitzer, P. M. (1981). Symbolic self-completion, attempted influence, and self-deprecation. Basic and Applied Social Psychology, 2(2), 89-114. https://doi.org/10.1207/s15324834basp0202_2
Zaleski, Z. (1988). Attributions and emotions related to future goal attainment. Journal of Educational Psychology, 80(4), 563-568. https://doi.org/10.1037/0022-0663.80.4.563
Zaleski, Z. (1994). Psychology of future orientation. Lublin, Poland: RW KUL, 232 p.
Zimmerman, B. J., Kitsantas, A. (1997). Developmental phases in self-regulation: Shifting from process goals to outcome goals. Journal of Educational Psychology, 89(1), 29-36. https://doi.org/10.1037/0022-0663.89.1.29
Zimmerman, B. J., Kitsantas, A. (1999). Acquiring writing revision skill: Shifting from process to outcome self-regulatory goals. Journal of Educational Psychology, 91(2), 241-250. https://doi.org/10.1037/0022-0663.91.2.241
Copyright (c) 2025 Roman V. Vasyov

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.