ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

  • Mikhail I. Kargin Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» https://orcid.org/0000-0003-4678-5192
  • Olga N. Anashkina Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Ключевые слова: Я-концепция, школьники, поведение, отклоняющееся поведение, психологическое насилие

Аннотация

Обоснование. Изменения в становлении «Я-концепции» могут привести к отклоняющемуся поведению. Отклоняющиеся поведение детей является проблемой, так как выявление и коррекция требует множества усилий. Отклоняющиеся поведение может проявляться в разном поведение. В статье подчеркивается важность изучения «Я-концепции» у детей с отклоняющимся поведением, поскольку изменения в ее формировании могут стать причиной этих отклонений, описан проведенный эксперимент, представлены результаты. Были выявлено особенности «Я-концепции» у школьников с отклоняющимся поведением.

Цель – изучить особенность «Я-концепцию» детей с отклоняющимся поведением.

Материалы и методы. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы; эмпирические методики: опросник самоотношения (В. В. Столин С. Р. Пантелеев), тест САТ (Э. Л. Шостром); метод математической статистики U-критерий Манна Уитни. Во время исследования определены особенности формирования «Я-концепции» у детей с отклоняющимся поведением.

Результаты. Результаты исследования по опроснику самоотношения В. В. Столина и  С. Р. Пантелеев. Дети, состоящие на внутришкольном учете, часто имеют завышенную самооценку и считают свое деструктивное поведение нормой. Они могут демонстрировать грубость, употреблять запрещенные вещества и участвовать в буллинге, считая такое поведение приемлемым. Это способствует изоляции в кругу подобных детей и усиливает отклоняющееся поведение. Результаты исследования по тесту САТ (Э. Л. Шостром) показал, что дети, состоящие на внутришкольном учёте, сталкиваются с проблемами, влияющими на формирование адекватной самооценки. Они испытывают трудности со спонтанностью, не умеют правильно воспринимать агрессию, не уважают своё мнение или, наоборот, ставят его выше мнений окружающих. Подводя общие итоги можно отметить, что школьники с отклоняющимся поведением сталкиваются с трудностями в формировании нормальной самооценки и устойчивости. Эти проблемы требуют дальнейшего исследования и разработки мер для коррекции и мониторинга, учитывая различные основания и последствия отклоняющегося поведения.

Информация о спонсорстве. Материалы подготовлены в рамках научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» на тему «Психологическое благополучие обучающихся в системе общего и профессионального образования».

EDN: YRMHIR

YRMHIR.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Mikhail I. Kargin, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии

Olga N. Anashkina, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

магистрант факультета психологии и дефектологии

Литература

Список литературы

Абдуллин А. Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. № 6. С. 265.

Абдурасулов Т. Д. Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение студентов-психологов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 2. С. 12-17.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание; пер. с англ. Москва: Прогресс, 1986. 422 с.

Декарт Р. Избранные произведения. Москва: Государственное издательство политической литературы (Политизадт), 1950. 712 с.

Джеймс У. Психология; пер. с англ. Москва: РИПОЛ классик, 2020. 616 с.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение; пер. с французского. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 308 с.

Кант И. Критика чистого разума. Москва: Академический проект, 2020. 567 с.

Каргин М. И., Лукьянова А. М. Исследование стилей поведения подростков в конфликтных ситуациях в рамках системно-контекстной психодиагностики // Учебный эксперимент в образовании: Научно-методический журнал. 2021. № 3 (99). С. 14-20. https://doi.org/10.51609/2079-875X_2021_03_14

Каргин М. И. Исследование рискованного поведения у школьников в рамках системно-контекстной психодиагностики // Учебный эксперимент в образовании. 2023. № 1 (105). С. 23-27. https://doi.org/10.51609/2079-875X_2023_1_23

Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. Москва: РАО, 2011. 1020 с.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура; пер. с анг. М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006. 873 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека; пер. с англ. Москва: Прогресс, Универс, 1994. 125 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 488 с.

Смирнов А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности» // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. №13. С. 143-146.

Эриксон Э. Детство и общество; пер. с англ. СПб: Питер, 2020. 448 с.

References

Abdullin A. G., Tumbasova E. Р. “Image of the self” as a subject of research in foreign and domestic psychology. Bulletin of SUSU. Series: Psychology, 2012, no. 6, p. 265.

Abdurasulov T. D. The study of self-concept and its influence on the professional self-determination of psychology students. Bulletin of the Association of universities of tourism and service, 2011, no. 2, pp. 12-17.

Burns R. Development of self-concept and education. Moscow: Progress, 1986, 422 p.

Descartes R. Selected Works. Moscow: State Publishing House of Political Literature (Politizadt), 1950, 712 p.

James W. Psychology. Moscow: RIPOL Classic, 2020, 616 p.

Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose. Moscow: Yurait Publ., 2019, 308 p.

Kant I. Critique of pure reason. Moscow: Academic Project, 2020, 567 p.

Kargin M. I., Lukyanova A. M. Study of behavior styles of adolescents in conflict situations within the framework of system-context psychodiagnostics. Educational experiment in education: Scientific and methodological journal, 2021, no. 3 (99), pp. 14-20. https://doi.org/10.51609/2079-875X_2021_03_14

Kargin M. I. The study of risky behavior in schoolchildren within the framework of system-context psychodiagnostics. Educational experiment in education, 2023, no. 1 (105), pp. 23-27. https://doi.org/10.51609/2079-875X_2023_1_23

Karpov A. V. Psychology of consciousness: Metasystem approach. Moscow: RAO, 2011, 1020 p.

Merton R. Social Theory and Social Structure. Moscow: AST, AST Moscow, Guardian, 2006, 873 p.

Rogers K. A Look at Psychotherapy. Becoming Human. Moscow: Progress, Univers, 1994, 125 p.

Rubinstein S. L. Fundamentals of General Psychology: In 2 vol. Vol. I. Moscow: Pedagogy, 1989, 488 p.

Smirnov A. N. About the concepts of “self-concept” and “Concept of life of the individual”. Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2020, no. 13, pp. 143-146.

Erikson E. Childhood and Society. SPb: Peter, 2020, 448 p.

Опубликован
2025-03-18
Как цитировать
Kargin, M., & Anashkina, O. (2025). ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-730
Раздел
Психологические исследования