САМООЦЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
Обоснование. Дошкольный период является одним из основных этапов детства, где происходит активное развитие ребенка – физическое, психическое и личностное. В том числе, дошкольный возраст – это период, который является во многом решающим для развития самооценки ребенка. Самооценка – это представление человека о себе, оценивание собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, значимости своей деятельности среди других людей. Уровень ее развития определяет многие особенности человека, в том числе и его общение, результаты деятельности, эффективность, самочувствие в обществе и другие. В психологической литературе и в практике отмечаются различные факторы, влияющие на самооценку детей и в частности на самооценку дошкольников. Среди таких факторов система отношений с окружающими людьми, особенности семейного воспитания, особенности развития самого ребенка и многое другое. Многие факторы достаточно изучены и представлены в психологии. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной области, указанная проблема по-прежнему актуальна в связи с недостаточным количеством работ освещающих особенности самооценки дошкольников с разным уровнем речевого развития, что подводит к необходимости их изучения.
Цель – изучение особенностей развития самооценки как показателя становления «Я-концепции» у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Материалы и методы. Метод теоретического анализа используемой литературы; методы эмпирического исследования: диагностические методики (методика «Какой Я?», методика «Лесенка», методика «Самооценка дошкольника» Т. В. Драгунова); методы математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни и φ* критерий Фишера (угловое преобразование Фишера)).
Результаты. В ходе исследования выявлено, что самооценка детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеет чаще низкие показатели в отличие от дошкольников без речевых особенностей: в основном имеет средний и низкий уровни развития, тогда как у дошкольников без речевых особенностей она в основном средняя или высокая. Некоторые дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями описывают себя как хороших и послушных, но таких выборов меньше, чем у детей с нормой речевого развития. Также дошкольники с речевыми нарушениями чаще отмечают, что родителям нравится, когда они хорошо себя ведут, правильно выполняют задания и выполняют инструкцию. Тогда как их сверстники без особенностей речевого развития отмечают ситуации, когда они хорошо себя ведут и слушаются, а также рисуют и играют.
EDN: VKVCRB
Скачивания
Литература
Список литературы
Авдеева Н.Н., Силвестр А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. 1997. № 3. С. 10–21.
Бадалян Э.К. Взаимосвязь самооценки дошкольника и развития его когнитивных психических процессов // Наука и социум. 2019. № 5. С. 25–28.
Богдалова Т.А. Влияние нарушения речи на формирование самооценки младших школьников // Вестник науки. 2023. № 6(63). С. 74–79.
Болотова А.К. Развитие самосознания личности : временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 116–125.
Горбунова Е.В. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Акмеология. 2018. № 1. С. 83–86.
Запорожец И.Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза // Мир психологии. 2012. № 1. С. 58–61.
Иневаткина С.Е., Терлецкая О.В., Кильдюшова С.А. Комплексное сопровождение дошкольников с нарушениями речи // Гуманитарные науки и образование. 2022. № 7(2). С. 55–59.
Косолапова Н.Г. Становление позитивной Я-концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцина. 2008. № 7(5). С. 212–219.
Кочеткова Т.Н. Самооценка дошкольника как индикатор благополучия семейных отношений // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 110–118.
Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5 (2). С. 37–43.
Римашевская Л.С., Гультяева О.А. Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2022. № 3(111). С. 26–35.
Ульянова И.О. Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления // Образовательный процесс. 2019. № 6. С. 14–18.
Уснатдинова Д.Ш. Уровни адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста // International scientific review. 2022. № 3. С. 203–206.
Фидиркина В.Н., Баринова О.Г. Взаимосвязь общей самооценки и самооценки речи дошкольников с речевыми нарушениями // Scientist. 2022. № 22(4). С. 85–87.
Шершнева А.С., Степанова Н.А. Психологические особенности развития личности у дошкольников с нарушением речи // Евразийский научный журнал. 2016. № 2. С. 304–309.
Яшкова А.Н., Сыч А.С., Рашкина Е.А. Детско-родительские отношения и социально-психологическая адаптация дошкольников // Учебный эксперимент в образовании. 2021. № 2. С. 7–13.
Brummelman E., Sedikides S. Raising Children with High Self-Esteem (But Not Narcissism) // Child Development Perspectives. 2020. https://doi.org/10.1111/cdep.12362
Burmester, M.D., Blanton, H., & Swann, W.B. Implicit self-esteem: Nature, measurement, and a new way forward // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. № 100. P. 365–385. https://doi.org/10.1037/a0021341
De Ruiter N.M.P., Hollenstein T., van Geert P.L.C., Saskia Kunnen E. Self-esteem as a complex dynamic system: Intrinsic and extrinsic microlevel dynamics // Complexity. 2018. 4781563. https://doi.org/10.1155/2018/4781563
Hank P., Baltes-Götz B., Preckel F. Welche Klimadimensionen misst der Linzer Fragebogen zum Schul- und Klassenklima für die 4. – 8. Klasse (LFSK 4 – 8; Eder, 2000)? // Diagnostica. 2022. Vol. 68(1). P. 28–38. https://doi.org/10.1026/0012-1924/a000280
Orth U., Erol R. Y., Luciano E. C. Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies // Psychological Bulletin. 2018. Vol. 144(10). P. 1045–1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161
References
Avdeeva N.N., Sylvester A.I., Smirnova E.O. Development of self-concept in a child from birth to 7 years. Education, training and psychological development, 1997, no. 3, pp. 52-56.
Badalyan E.K. The relationship between self-esteem of a preschooler and the development of his cognitive mental processes. Science and society, 2019, no. 5, pp. 25–28.
Bogdalova T.A. The Impact of Speech Impairment on the Formation of Self-Esteem in Primary School Children. Herald of Science, 2023, no. 6(63), pp. 74–79.
Bolotova A.K. Development of self-awareness of the individual. Questions of psychology, 2006, no. 6, pp. 116–125.
Gorbunova E.V. Features of the formation of self-esteem in older preschoolers with general speech underdevelopment. Acmeology, 2018, no. 1, pp. 83–86.
Zaporozhets I.Yu. Forms and levels of self-development and self-realization of a child at the distance of the preschool period of ontogenesis. The world of psychology, 2012, no. 1, pp. 58–61.
Inevatkina S.E., Terletskaya O.V., Kildyushova S.A. Comprehensive support for preschoolers with speech disorders. Humanities and Education, 2022, no. 7(2), pp. 55–59.
Kosolapova N.G. Formation of a positive self-concept in preschoolers. News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Gertsin, 2008, no. 7(5), pp. 212–219.
Kochetkova T.N. Self-esteem of a preschooler as an indicator of the well-being of family relationships. Society sociology, psychology, pedagogy, 2020, no. 3, pp. 110–118.
Pastukhova M.V. Theoretical aspects of psychological study of self-esteem of personality. News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, no. 5 (2), pp. 37–43.
Rimashevskaya L.S., Gultyaeva O.A.. A study of the characteristics of self-esteem in older preschool children. Modern preschool education, 2022, no. 3(111), pp. 26–35.
Ulyanova I.O. The role of self-esteem in the development of a preschooler's personality and the psychological conditions of its formation. Educational process, 2019, no. 6, pp. 14–18.
Usnatdinova D.Sh. Levels of adequate self-esteem in older preschool children. International scientific review, 2022, no. 3, pp. 203–206.
Fidirkina V.N., Barinova O.G. The relationship between general self-esteem and self-esteem of speech in preschoolers with speech disorders. Scientist, 2022, no. 22(4), pp. 85–87.
Shershneva A.S., Stepanova N.A. Psychological features of personality development in preschool children with speech disorders. Eurasian scientific journal, 2016, no. 2, pp. 304– 309.
Yashkova A.N., Sych A.S., Rashkina E.A. Parent-child relationships and social and psychological adaptation of preschoolers. Educational Experiment in Education, 2021, no. 2, pp. 7-13.
Brummelman E., Sedikides S. Raising Children with High Self-Esteem (But Not Narcissism). Child Development Perspectives, 2020. https://doi.org/10.1111/cdep.12362
Burmester M.D., Blanton H., Swann W.B. Implicit self-esteem: Nature, measurement, and a new way forward. Journal of Personality and Social Psychology, 2011, no. 100, рр. 365–385. https://doi.org/10.1037/a0021341
De Ruiter N.M.P., Hollenstein T., van Geert P.L.C., Saskia Kunnen E. Self-esteem as a complex dynamic system: Intrinsic and extrinsic microlevel dynamics. Complexity, 2018, 4781563.
Hank P., Baltes-Götz B., Preckel F. Welche Klimadimensionen misst der Linzer Fragebogen zum Schul- und Klassenklima für die 4. – 8. Klasse (LFSK 4 – 8; Eder, 2000), Diagnostica, 2022, vol. 68(1), pp. 28–38.
Orth U., Erol R. Y., Luciano E. C. Development of self-esteem from age 4 to 94 years: A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, 2018, vol. 144(10), pp. 1045–1080.
Copyright (c) 2024 Aksana N. Yashkova, Svetlana E. Inevatkina, Anastasia A. Antygina, Oksana A. Morozova, Lidia N. Simakova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.