МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ТРЕТЬЕМ КУРСАХ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Аннотация
Современная образовательная ситуация в учреждениях высшего образования характеризуется тенденцией к понижению учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация обусловлена актуальными образовательными потребностями, целевыми, мировоззренческими установками субъекта учебной деятельности, его личностной направленностью и рядом условий организации процесса обучения. Сложившаяся ситуация актуализирует проблему изучения структуры и иерархии мотивов учебной деятельности обучающихся, в частности, на первом и третьем курсах, и поиска дидактических подходов, активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих развитие этого феномена.
В 2023-2024 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете на факультете клинической психологии обучающиеся старших курсов организовали исследование, которое предполагало изучение мотивов учебной деятельности обучающихся первого и третьего курсов.
Цель исследования. Изучить структуру и иерархию мотивов учебной деятельности обучающихся первого и третьего курсов.
Материалы и методы. Участниками исследования стали 60 студентов факультета клинической психологии, средний возраст – 20.16±1.05 лет. Респондентами исследования являлись 30 человек – обучающиеся первого курса и 30 человек – обучающиеся третьего курса, они подписали согласие на участие в диагностических процедурах. Администрацией факультета клинической психологии было получено разрешение Локального этического комитета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета на проведение исследования.
Методы эмпирического исследования включали в себя: психодиагностический метод (методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т. И. Ильиной, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, методика изучения мотивация учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина (в модификации Н. Ц. Бадмаевой) и математико-статистический метод: сравнительный анализ с непараметрическим критерием Манна-Уитни. Обработка результатов осуществлялась посредством пакета программы «IBM SPSS Statistics 27».
Результаты. Проведенное исследование позволило выявить преобладающие мотивы учения у обучающихся первого и третьего курсов, динамику изменения внутренней учебной мотивации на первом и третьем курсах. Наряду с этим удалось определить уровень выраженности у респондентов социально-психологических установок личности и роль профессиональных мотивов в учебной деятельности.
Заключение. В процессе проведенного исследования изучена структура и иерархия мотивов учебной деятельности обучающихся первого и третьего курсов. Полученные результаты доказывают, что отсутствуют отличия в структуре мотивационной сферы учебной деятельности у обучающихся первого и третьего курсов, внутренняя учебная мотивация студентов не снижается с переходом на старший курс и преобладает над внешней, у респондентов не наблюдается тенденция к увеличению роли профессиональных мотивов. Все сказанное служит основанием для разработки методических рекомендаций для преподавателей педиатрического медицинского университета по развитию роли учебных и профессиональных мотивов в учебно-познавательной деятельности обучающихся младших курсов.
Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться в области высшего медицинского образования.
EDN: SHALPO
Скачивания
Литература
Список литературы
Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с.
Борзова Т. А. Мотивация студентов к обучению в современном вузе // МНКО. 2023. No 5 (102). С. 11-13. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-11-13
Булуева Ш.И., Кучмезов Р.А., Нальгиева Л.А. Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов // МНКО. 2020. № 2 (81). С. 28-30. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00191
Габеркорн И.И. Формирование мотивации учителей начальных классов // Проблемы современного пед. образования. 2014. № 43-2. С. 67-69.
Галкина Е.Н. Мотивация учебной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, № 1. С. 53-73. https://doi.org/10.14529/ped190107
Зарубина Ю.Н. Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 157-160. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161
Захарова А.Н., Дулина Г.С., Петрунова С.А. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 328-331.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
Ильина М.С. Вильданова Э.М., Муллагаянова Г.С. Мотивация как один из факторов успешного обучения иностранному языку // Вестник Набережночелнинского филиала Казанского нац. исслед. техн. ун-та им. А.Н. Туполева. 2016. С. 82-84.
Калинин Н.В., Денисов В.Н., Белолипецкая А.В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов // МНИЖ. 2022. № 1-3 (115). С. 56-59. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.081
Кустова В.В., Журавлев Д.С., Белоусова А.Ю. Психологические проблемы мотивации будущей профессиональной деятельности студентов вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1. С. 170-175. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11871
Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18. https://doi.org/10.11621/vsp.2016.02.03
Лимонова О.О. Мотивация студентов высшей школы к учебной деятельности // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 22-25.
Малахова О.Н., Мосина Л.С. Развитие учебной мотивации в высшей школе: исследовательские акценты // Studia Humanitatis. 2022. № 1. https://doi.org/10.24412/2308-8079-2022-1-11
Мальцева Л.В. Суслова Ю.А. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Курганского государственного университета. 2017. № 3 (46). С. 63-68.
Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 331-335.
Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. 2013. № 2 (30). С. 89-93.
Пирумян А.А., Денисова Е.Г., Куденцова С.Н. Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. С. 4.
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. No 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 13.10.2024).
Рыспаева Ч.К. Учебная мотивация студентов как психолого- педагогическая проблема // Наука и инновационные технологии. 2020. № 2 (15). С. 165-173. https://doi.org/10.33942/sit.ssh031
Цыренова В.Б., Лумбунова Н.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 203-208. https://doi.org/10.17223/15617793/470/24
References
Bakshaeva N. A., Verbitskiy A. A. Psikhologiya motivatsii studentov [Psychology of student motivation]. Moscow: Logos, 2006, 184 p.
Borzova T. A. Motivatsiya studentov k obucheniyu v sovremennom vuze [Motivating students to study at a modern university]. MNKO, 2023, no. 5 (102), pp. 11-13. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-11-13
Bulueva Sh. I., Kuchmezov R. A., Nal'gieva L. A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya uchebnoy motivatsii studentov [Theoretical foundations for the formation of educational motivation of students]. MNKO, 2020, no. 2 (81), pp. 28-30. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00191
Gaberkorn I. I. Formirovanie motivatsii uchiteley nachal'nykh klassov [Formation of motivation of primary school teachers]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2014, no. 43-2, pp. 67-69.
Galkina E. N. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti [Motivation for learning activities]. Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki», 2019, vol. 11, no. 1, pp. 53-73. https://doi.org/10.14529/ped190107
Zarubina Yu. N. Dinamika motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov-bakalavrov napravleniya «Sotsial'naya rabota» [Dynamics of motivation for educational activities of bachelor students in the direction of «Social work»]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 2020, no. 1, pp. 157-160. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161
Zakharova A. N, Dulina G. S., Petrunova S. A. Psikhologicheskie problemy adaptatsii studentov pervogo kursa k usloviyam vuza [Psychological problems of adaptation of first-year students to university conditions]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 58-2, pp. 328-331.
Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint- Petersburg: Piter, 2002, 512 p.
Il'ina M. S. Vil'danova E. M., Mullagayanova G. S. Motivatsiya kak odin iz faktorov uspeshnogo obucheniya inostrannomu yazyku [Motivation as one of the factors for successful learning a foreign language]. Vestnik Naberezhnochelninskogo filiala Kazanskogo nats. issled. tekhn. un-ta im. A.N. Tupoleva, 2016, pp. 82-84.
Kalinin N. V., Denisov V. N., Belolipetskaya A. V. Nekotorye sostavlyayushchie i faktory uchebnoy motivatsii studentov [Some components and factors of educational motivation of students]. MNIZh, 2022, no. 1-3 (115), pp. 56-59. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.081
Kustova V. V., Zhuravlev D. S., Belousova A. Yu. Psikhologicheskie problemy motivatsii budushchey professional'noy deyatel'nosti studentov vuza [Psychological problems of motivation for future professional activities of university students]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2019, no. 12-1, pp. 170-175. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11871
Leont'ev D. A. Ponyatie motiva u A.N. Leont'eva i problema kachestva motivatsii [The concept of motive in A.N. Leontiev and the problem of quality of motivation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2016, no. 2, pp. 3-18. https://doi.org/10.11621/vsp.2016.02.03
Limonova O. O. Motivatsiya studentov vysshey shkoly k uchebnoy
deyatel'nosti [Motivation of higher school students for educational activities]. Gumanitarnye nauki, 2019, no. 1 (45), pp. 22-25.
Malakhova O. N., Mosina L. S. Razvitie uchebnoy motivatsii v vysshey shkole: issledovatel'skie aktsenty [Development of learning motivation in higher education: research emphasis]. Studia Humanitatis, 2022, no. 1. https://doi.org/10.24412/2308-8079-2022-1-11
Mal'tseva L. V. Suslova Yu. A. Issledovanie motivatsionnoy sfery
studentov v protsesse obucheniya v vuze [Study of the motivational sphere of students in the process of studying at a university]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 3 (46), pp. 63-68.
Meshkov N. I., Yashkova A. N. Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti studentov mladshikh kursov [Motivation of educational activities of junior students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 66-2, pp. 331-335.
Osipovskaya A. V. K voprosu o motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov [On the issue of motivation for students' educational activities]. Ekonomicheskiy zhurnal, 2013, no. 2 (30), pp. 89-93.
Pirumyan A. A., Denisova E. G., Kudentsova S. N. Osobennosti uchebnoy i professional'noy motivatsii slushateley programm perepodgotovki v protsesse polucheniya kvalifikatsii psikhologa [Features of educational and professional motivation of students of retraining programs in the process of obtaining qualifications as a psychologist]. Mir nauki, 2017, vol. 5, no. 4, pp. 4.
Decree of the President of the Russian Federation from 13.05.2017. No 208 “On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
Ryspaeva Ch. K. Uchebnaya motivatsiya studentov kak psikhologo- pedagogicheskaya problema [Academic motivation of students as a psychological and pedagogical problem]. Nauka i innovatsionnye tekhnologii, 2020, no. 2 (15), pp. 165-173. https://doi.org/10.33942/sit.ssh031
Tsyrenova V. B., Lumbunova N. B. Upravlenie uchebnoy motivatsiey studentov v usloviyakh tsifrovizatsii [Managing student learning motivation in the context of digitalization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 470, pp. 203-208. https://doi.org/10.17223/15617793/470/24
Copyright (c) 2024 Elena R. Zinkevich, Olga S. Kulbakh, Natalya A. Yatsevich

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.